Современные школьники получают все необходимые знания по химии, формирующие их представление о химической картине мира, благодаря школьной программе. Знания по химии школьникам необходимы не только на уроках, но и в повседневной жизни. Химия многогранна и тесно переплетена с другими науками. На мой взгляд, уровень заинтересованности и мотивации школьников к обучению значительно снижается. Большинство подрастающего поколения постоянно пользуются гаджетом и практически разучились общаться и выполнять совместную работу. Педагогам очень сложно заинтересовать школьников в связи с нехваткой времени. Из-за сложного теоретического материала по химии, который необходим обучающимся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ появляется нехватка учебного времени на уроках, поэтому часто учителю просто не хватает времени, чтобы организовать участие обучающихся в химическом эксперименте. Химия — это наука, которую невозможно понять без практики (химического эксперимента), основываясь на одной теории. Поэтому необходима внеурочная деятельность, на которой можно проводить химические эксперименты. Химический опыт (эксперимент) — это связывание теории и практики в процессе обучения. Внеурочной деятельность — это учебно-воспитательная работа со школьниками, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий. Поэтому необходимо организовывать серию занятий по исследованию качественных реакций на анионы.
Ключевые слова: школьники, химический эксперимент, анионы, внеурочная деятельность
В связи с низким уровнем заинтересованности школьников к химии, я поставила перед собой проблему, с помощью каких качественных реакций на анионы можно заинтересовать учащихся 9 класса.
Я нашла такое решение провести внеурочное занятие для учеников 9 класса, на котором будут представлены химические эксперименты на тему определение анионов в растворах. Я провела опрос среди школьников 9 классов на тему: Какие анионы вам труднее всего определить в растворе? Результаты представлены в таблице 1.
SO42- |
11 |
Y- |
9 |
CH3COO- |
6 |
Мной была проанализирована рабочая программа Н. Н. Гара химия для 9 классов и было выявлено, что на изучение данной темы отводиться 10 ч. Исходя из результатов опроса, я подобрала самые ярко выраженные качественные реакции на те, анионы, которые вызывают затруднение у школьников.
Практическое занятие №1
Опыт 1. Качественное определение SO42- врастворах.
Цель занятия: научиться определять анионы SO42-врастворах.
Реактивы иоборудование: растворы: соль BaCl2, разбавленная H2SO4; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.
Ход работы.
- На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной H2SO4.
- Добавить 1–2 капли BaCl2.
- Отметьте характерный признак реакции.
- Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
- Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.
Выводы по результатам, практической работы:
Практическое занятие №2
Опыт 2. Качественное определение Y- врастворах.
Цель: научиться определять анионы Y-врастворах.
Реактивы иоборудование: растворы: соль AgNO3, разбавленная HY; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.
Ход работы.
- На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной HY.
- Добавить 1–2 капли AgNO3.
- Отметьте характерный признак реакции.
- Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
- Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.
Выводы по результатам, практической работы:
Практическое занятие №3
Опыт 3. Качественное определение CH3COO- врастворах.
Цель: научиться определять анионы CH3COO-врастворах.
Реактивы иоборудование: растворы: соль FeCl3, разбавленная уксусная кислота; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.
Ход работы.
- На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной уксусной кислоты.
- Добавить 1–2 капли FeCl3.
- Отметьте характерный признак реакции.
- Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
- Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.
Выводы по результатам, практической работы:
Все подобранные мною наиболее ярко выраженные эксперименты могут применяться на внеурочных занятиях согласно СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
С точки зрения практики можно данные эксперименты использовать как проблемные вопросы, на решение которых будет направлено время внеурочного занятия, в ходе которого учащиеся должны научиться отделять анионы в растворах. На сегодняшний день мной разрабатываются технологические карты внеурочных занятий с применение экспериментов.
Таким образом, благодаря этим занятиям школьники разовьют навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Научаться самостоятельно, делать эксперименты. Школьникам будет гораздо проще производить аналитический анализ и сравнения; закрепить полученный и выученный материал. Сформировать устойчивый интерес к предмету. Данные внеурочные занятия с применением подобранных мною химических экспериментов может быть рекомендовано к внедрению в учебный процесс общеобразовательных учреждений.
Литература:
- Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. — М.: Просвещение
- Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939;
- Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. М., 1959;
- Назарова Т. С., Гродецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Гара Н. Н. уроки в 9 классе. Пособие для учителя. М., 2015.