Использование качественных реакций на анионы на внеурочных занятиях по химии для 9 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Химия

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.12.2017

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, Е. А. Использование качественных реакций на анионы на внеурочных занятиях по химии для 9 класса / Е. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46829/ (дата обращения: 18.12.2024).



Современные школьники получают все необходимые знания по химии, формирующие их представление о химической картине мира, благодаря школьной программе. Знания по химии школьникам необходимы не только на уроках, но и в повседневной жизни. Химия многогранна и тесно переплетена с другими науками. На мой взгляд, уровень заинтересованности и мотивации школьников к обучению значительно снижается. Большинство подрастающего поколения постоянно пользуются гаджетом и практически разучились общаться и выполнять совместную работу. Педагогам очень сложно заинтересовать школьников в связи с нехваткой времени. Из-за сложного теоретического материала по химии, который необходим обучающимся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ появляется нехватка учебного времени на уроках, поэтому часто учителю просто не хватает времени, чтобы организовать участие обучающихся в химическом эксперименте. Химия — это наука, которую невозможно понять без практики (химического эксперимента), основываясь на одной теории. Поэтому необходима внеурочная деятельность, на которой можно проводить химические эксперименты. Химический опыт (эксперимент) — это связывание теории и практики в процессе обучения. Внеурочной деятельность — это учебно-воспитательная работа со школьниками, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий. Поэтому необходимо организовывать серию занятий по исследованию качественных реакций на анионы.

Ключевые слова: школьники, химический эксперимент, анионы, внеурочная деятельность

В связи с низким уровнем заинтересованности школьников к химии, я поставила перед собой проблему, с помощью каких качественных реакций на анионы можно заинтересовать учащихся 9 класса.

Я нашла такое решение провести внеурочное занятие для учеников 9 класса, на котором будут представлены химические эксперименты на тему определение анионов в растворах. Я провела опрос среди школьников 9 классов на тему: Какие анионы вам труднее всего определить в растворе? Результаты представлены в таблице 1.

SO42-

11

Y-

9

CH3COO-

6

Мной была проанализирована рабочая программа Н. Н. Гара химия для 9 классов и было выявлено, что на изучение данной темы отводиться 10 ч. Исходя из результатов опроса, я подобрала самые ярко выраженные качественные реакции на те, анионы, которые вызывают затруднение у школьников.

Практическое занятие №1

Опыт 1. Качественное определение SO42- врастворах.

Цель занятия: научиться определять анионы SO42-врастворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль BaCl2, разбавленная H2SO4; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.

Ход работы.

  1. На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной H2SO4.
  2. Добавить 1–2 капли BaCl2.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.

Выводы по результатам, практической работы:

Практическое занятие №2

Опыт 2. Качественное определение Y- врастворах.

Цель: научиться определять анионы Y-врастворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль AgNO3, разбавленная HY; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.

Ход работы.

  1. На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной HY.
  2. Добавить 1–2 капли AgNO3.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.

Выводы по результатам, практической работы:

Практическое занятие №3

Опыт 3. Качественное определение CH3COO- врастворах.

Цель: научиться определять анионы CH3COO-врастворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль FeCl3, разбавленная уксусная кислота; стеклянные трубочки, предметное стекло, стеклянные палочки.

Ход работы.

  1. На предметное стекло нанести 1–2 капли раствора разбавленной уксусной кислоты.
  2. Добавить 1–2 капли FeCl3.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе, и сделайте выводы.

Выводы по результатам, практической работы:

Все подобранные мною наиболее ярко выраженные эксперименты могут применяться на внеурочных занятиях согласно СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

С точки зрения практики можно данные эксперименты использовать как проблемные вопросы, на решение которых будет направлено время внеурочного занятия, в ходе которого учащиеся должны научиться отделять анионы в растворах. На сегодняшний день мной разрабатываются технологические карты внеурочных занятий с применение экспериментов.

Таким образом, благодаря этим занятиям школьники разовьют навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Научаться самостоятельно, делать эксперименты. Школьникам будет гораздо проще производить аналитический анализ и сравнения; закрепить полученный и выученный материал. Сформировать устойчивый интерес к предмету. Данные внеурочные занятия с применением подобранных мною химических экспериментов может быть рекомендовано к внедрению в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Литература:

  1. Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. — М.: Просвещение
  2. Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939;
  3. Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. М., 1959;
  4. Назарова Т. С., Гродецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  6. Гара Н. Н. уроки в 9 классе. Пособие для учителя. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): предметное стекло, анион, ионный вид, капля раствора, практическая работа, практическое занятие, уравнение реакций, характерный признак реакции, химический эксперимент, ход работы.


Похожие статьи

Тренажер по физике «Механика»

Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позво...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе

Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...

Внеклассная работа и ее значение при формировании профессиональной компетенции будущих учителей-физики

В этой статье раскрывается существующая взаимосвязь между обучением и воспитанием, а также рассмотрены виды и формы внеклассной работы в контексте интегральных общностей. Установлено, что организация внеурочных занятий учащихся является необходимым д...

Обогащение лексического запаса учащихся четвертого класса посредством работы с полисемией на уроках русского языка

В статье рассмотрена проблема обогащения лексического запаса младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой ряд задач...

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек»

В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии ...

Постановка проблемы реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище

Данная статья посвящена проблеме реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище. В статье определены основные цели и задачи уроков физики в кадетском училище. В рамках данной статьи выявляются проблемы, связанные с реализацией во...

Современные образовательные технологии на уроках математики в классах средней школы

Повышенная умственная нагрузка в курсе математики средней школы поднимает вопрос о том, как поддерживать интерес учащихся к учебе. Хорошо известно, что многие школьники не хотят учиться или прилагать усилия. На уроках математики учащиеся учатся рассу...

Похожие статьи

Тренажер по физике «Механика»

Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позво...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе

Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...

Внеклассная работа и ее значение при формировании профессиональной компетенции будущих учителей-физики

В этой статье раскрывается существующая взаимосвязь между обучением и воспитанием, а также рассмотрены виды и формы внеклассной работы в контексте интегральных общностей. Установлено, что организация внеурочных занятий учащихся является необходимым д...

Обогащение лексического запаса учащихся четвертого класса посредством работы с полисемией на уроках русского языка

В статье рассмотрена проблема обогащения лексического запаса младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой ряд задач...

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек»

В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии ...

Постановка проблемы реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище

Данная статья посвящена проблеме реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище. В статье определены основные цели и задачи уроков физики в кадетском училище. В рамках данной статьи выявляются проблемы, связанные с реализацией во...

Современные образовательные технологии на уроках математики в классах средней школы

Повышенная умственная нагрузка в курсе математики средней школы поднимает вопрос о том, как поддерживать интерес учащихся к учебе. Хорошо известно, что многие школьники не хотят учиться или прилагать усилия. На уроках математики учащиеся учатся рассу...

Задать вопрос