В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного метода для формирования у младших школьников ценностного отношения к природе.
Ключевые слова: младший школьник, проект, экологическая культура, ценностное отношение к природе, исследовательский проект, социальный проект
Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).
Формирование личностной культуры школьников предусматривает достижение учащимися определенных личностных результатов, связанных с знаниями о природе, отношением к ней и преобразованием окружающей среды.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде [1].
Проблема воспитания бережного отношения к природе рассматривалась как в классических педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. А. Сухомлинский и др.), так и в современной педагогической литературе (Н. Ф. Виноградова, Н. С. Дежникова, С. Д. Дерябо, А. А. Плешаков, И. В. Цветкова и др.). «В условиях реализации концепции образования для устойчивого развития особую актуальность приобретает эмоционально-ценностная составляющая общего образования, которая выражается в усвоении учащимися ценностей живой природы» [2, с.82].
Понятие «экологическая культура» понимается «совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, выраженных в надлежащем поведении человека и во всей его практической деятельности. В содержании данного понятия можно выделить три взаимосвязанных компонента — это экологическое сознание, соответствующее отношение и активная практическая деятельность» [3, с.138].
Неотъемлемой частью экологической культуры является сформированность ценностного отношения к природе.
«Ценностное отношение к природе представляет собой действенную сознательную связь человека с объектами природы по ее восстановлению, сохранению и развитию в процессе активной деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей» [3, с.142].
Ценностное отношение человека к природе заключается в том, что:
‒ он активно познает природу, воспринимает ее через красоту;
‒ понимает окружающий мир через гармоничное взаимодействие природы, общества и человека;
‒ получает знания о природе;
‒ осознает свою роль в деятельности по сбережению и восстановлению природы;
‒ мотивы собственной деятельности основывает на знаниях о природе, эстетического восприятия ее объектов и нравственном отношении к ней;
‒ преобразует когнитивный компонент в ценность природы для себя и общества в целом.
Таким образом, мы имеем дело с формированием у учащихся различных уровней личностных результатов: от знания к действию (через эмоциональное восприятие).
Л. Н. Толстой обозначил, что «отношение человека к миру определяется не только рассудком, но и чувством, всею совокупностью духовных сил человека» [4, с.121].
Формирование личностных результатов образования предполагает следующую логику:
‒ приобретение ребёнком экологического знания — экологическая грамотность (первый уровень результатов)
‒ переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к природе — ценностное отношение к природе (второй уровень результатов)
‒ приобретение ребёнком опыта самостоятельного действия — активная практическая деятельность (третий уровень результатов) [5, с.3].
Познавательная сфера детей младшего школьного возраста активно развивается: ребенок начинает интересоваться окружающим миром, исследовать его процессы и явления. «Общение с природой позволяет ребенку младшего школьного возраста понимать ее многообразие, универсальную ценность как образ всего окружающего мира. Природа дарит ребенку минуты духовного и физического отдыха и здоровья, поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья» [6, с.67–68].
Способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к природе может метод проектов, используемые как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.
Родоначальником данного метода можно назвать американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить процесс обучения на познавательной активности и любознательности ребенка. В России сторонниками метода проектов были С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.
В современной педагогике метод проектов понимается как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [7, с.66].
Современные подходы к образованию — личностно-деятельностный, культуросообразный и компетентностный — ориентируют на развитие самостоятельного мышления учащихся, освоение знаний на личностном уровне, обретение культурных ценностей в процессе проживания отношений.
Существует огромное количество типов проектов. Их типология строится на основных признаках.
При формировании у школьников ценностного отношения к природе целесообразно использовать исследовательские, творческие или театральные и социальные проекты.
Первый из них характеризуется исследовательской деятельностью ребенка. Уже в младшем школьном возрасте, используя данный метод, учащийся может собрать информацию о природных объектах, осознать их взаимосвязь и значение для человека. Выполняя исследовательские проекты по окружающему миру учащийся сможет достичь первого уровня личностных результатов — знания о природе, которые формируют экологическую грамотность ребенка.
Творческий или театральный проект может повлиять на эмоциональное переживание ребенком какой-либо проблемы, восприятие каких-либо объектов или событий в мире природы. Работая над таким проектом у ребенка формируется ценностное отношение к природе через умение видеть ее красоту и беспомощность перед человеком. То есть достигается второй уровень личностных результатов, связанных с экологическим воспитанием.
Социальные проекты нацелены на становление нравственно-этического поведения в природе, нацеленного на ее сохранение и привлечение общественности к экологическим проблемам.
В 1–2 классах возможно проведение исследовательских проектов на темы: «Разнообразие растительного мира своего региона», «Разнообразие животного мира своего края», «Особенности климата и сезонных изменений в природе своего региона».
В 3 классе возможны театральные проекты, в ходе которых ребенок может выступать в роли природных объектов, пытаясь эмоционально переживать их состояние в той или иной ситуации. Творческий же проект поможет эмоционально воспринимать красоту окружающего мира. Это могут быть выставки рисунков, экологические праздники и конкурсы стихов о красоте природы.
В 4 классе у ребенка уже сформирована некая ценностная позиция по отношению к природе. Он может ее демонстрировать своим поведением, участвуя в различных экологических акциях. Это может быть сбор макулатуры, сбор батареек, пластиковых бутылок, проведение акции «Очистим свой школьный двор» и т. д.
Таким образом, метод проектов может стать одним из эффективных методов формирования у младших школьников ценностного отношения к природе. Создание условий для роста самостоятельности позволит достигнуть таких характеристик личности младшего школьника, как любознательность, желание активно и заинтересованно познавать мир, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать, любовь и уважение к природе своего края и Родины.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. https://docviewer.yandex.ru/?uid=122606277&url=ya-mail %3A %2F %2F161285161655209377 %2F1.3&name=poop_noo_reestr %20(14).doc&c=589c56a87688
- Беляева Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе как одно из условий развития личности школьника // Наука и школа. 2012. № 1. С.81–84.
- Терентьева Л. И. Педагогическая сущность понятия «ценностное отношение к природе» / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 3. — Архангельск, Издательство: Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, 2009.
- Толстой Л. Н. Избр. Философ. Произв. / Сост. Н. П. Семыкин. — М., 1992.
- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011.
- Савинова Л. Ю., Крылова Д. С. Особенности организации экскурсий как средства воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе. / Герценовские чтение. Начальное образование. Т.8, № 2. — СПб, 2017.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. — М: Издательский Центр «Академия», 2001.