Современная дошкольная педагогика подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм взаимодействия, диапазоне осваиваемых им ценностей.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни — не хотят воспитывать ребенка; другие — не умеют этого делать; третьи — не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь ДОО. Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и у нас, меняет отношение к детским садам. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОО должна пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создания единого пространства для его развития. В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе мс просто ценностью, а ценностью номер один, что это и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо направлять все усилия на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи [1].
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развитии, особую ценность приобретает и активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Условия и истоки успешной социализации личности кроются в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка [3]. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей [2].
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, когда дети усваивают принятые в обществе нормы и правила поведения, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Процесс социализации у многих протекает нелегко. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, повышении педагогической культуры родителей. Успех такого взаимодействия повышает и успех семейного, домашнего воспитания [2].
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает только семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе должен опираться на родителей не только как на своих помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Именно от совместной работы, единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание целостной личности [4].
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями.
Как сложно бывает «достучаться» до пап и мам! Как нелегко порой объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется» — эти слова написаны К. Д. Ушинским более 130 лет назад [7]. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает как раз подобное мнение. Как же привлечь внимание родителей к ценным советам воспитателей, предотвратить отчуждение семьи от ДОО, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка?
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку их правильного поведения, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе ДОО. Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи и взаимопонимании, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей.
Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.
Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка в ДОО должны соблюдаться следующие условия:
‒ содержание образовательного процесса должно строиться с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, целостное развитие ребенка в единстве интеллектуально-аффективного, в системе знаний, опыта осуществления деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;
‒ необходимо придерживаться условия природосообразности (учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей);
‒ нужно выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОО и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии, совместные мероприятия [6].
Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми. Среди них — отсутствие согласованной воспитательной среды ДОО и семьи.
Поэтому цель нашей работы — вовлечение родителей в единое образовательное пространство «детский сад — семья», предупреждение возникновения отчуждения между ребенком и его семьей.
Для решения поставленной задачи был составлен перспективный план работы с родителями с целью реализации намеченной программы по улучшению взаимодействия между семьей и детским садом, в процессе социализации воспитанников.
При реализации плана определились следующие группы задач:
‒ психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогической компетенции;
‒ изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Основные методы реализации поставленных задач:
‒ индивидуальное или групповое консультирование;
‒ просмотр родителями занятий и режимных моментов;
‒ привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
‒ анкетирование;
‒ опросы;
‒ беседы с членами семьи;
‒ наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
‒ выявление социометрического статуса ребенка. Основные формы работы:
‒ ежедневные непосредственные контакты с родителями воспитанников;
‒ неформальные беседы о детях или запланированные встречи с родителями с целью обсуждения достигнутых успехов независимо от конкретных проблем;
‒ ознакомление родителей с подготовленной воспитателями информацией о детях;
‒ посещение родителями ДОО для наблюдения за деятельностью детского сада, чтобы увидеть, как и чем занимается их ребенок («Недели открытых дверей»);
‒ решение вопросов, касающихся детей (на заседаниях родительского комитета);
‒ участие в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми;
‒ участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.
Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству, удается наладить эффективную работу, решая запланированные образовательные задачи. Это подтверждают результаты ежегодно проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности, уровень включения родителей в деятельность ДОО, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОО.
Литература:
- Апарина И. И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор. М., 2000.
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М„ 2001.
- Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт,- сост.: Т. А. Данилина и др. М., 2003.