Игра как приём музыкального обучения в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 2154 раза

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Игра как приём музыкального обучения в детском саду / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46844/ (дата обращения: 18.01.2025).



Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности ребёнка. Автор статьи приводит в подтверждение этому всевозможные методические приемы, которые использовались им на практике.

Ключевые слова: музыкальная игра, музыкально-ритмические движения, «пение про себя», попевка, слушание, «копилка музыкальных терминов»

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания. В. Л. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь детей является полноценной, лишь когда «ребёнок живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества».

На занятиях имеет место музыкальная игра, при выполнении условий которой дети изучают, осваивают и закрепляют музыкальные виды деятельности. Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых игровых приемов, которые, как правило, применяются с целью облегчить детям понимание сути музыкального произведения и его художественных особенностей.

Игровые приёмы впроцессе музыкально-ритмических движений.

На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания. Интересные игровые творческие задания можно предложить детям после повторного слушания нового музыкального произведения [1, c. 13]. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки и говорят: «Это музыка-танец, она веселая, и танцевать под неё надо легко и весело». Можно предложить им показать подходящие для такой музыки движения. Кто-то из детей, возможно, придумает интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже его можно увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включатся в танец. Вся группа будет танцевать.

Для детей старшего возраста можно использовать музыкальный центр, с помощью которого дети с удовольствием слушают детские песни современных композиторов. Использование звукозаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для них желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку [2, с 46] Скажем, перед занятием музыкальный руководитель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т. д.) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям куклы, которые она показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д. С куклой детям интересней выполнять движения пляски или упражнения.

Игровые приёмы впроцессе пения.

Данные музыкально-игровые приёмы используются в процессе пения и помогают при обучении детей выразительно и непринуждённо петь, учить брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца.

Эффективно действует вокальный приём «пение про себя», когда часть ранее выученного детьми музыкального материала исполняется как обычно, а другая часть — «молча»: её пропевают только внутренним слухом. Знаком к введению приёма «пение про себя» служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный сигнал: «Поём про себя». На первоначальных стадиях использования этого приёма чередование разных манер удобно проводить построчно [1, c. 56]. Например,

Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)

— Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)

Такое исполнение попевки является наипростейшим. При обретении дошкольниками певческого опыта можно усложнить задание, «раздробив» строчку следующим образом:

Бьют часы (вслух)

на башне (про себя)

Тик-так, тик-так. (вслух)

А стенные — (вслух)

побыстрее (про себя)

Тики-таки, тики-таки. (вслух)

А карманные — (вслух)

спешат (про себя)

— Тики-таки, тики-таки, тики-таки-так! (вслух)

Окончание попевки поётся вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию и понять, верно ли они сумели вернуться к тонике.

Этот вокальный приём внутренним слухом можно применять при повторении песен. Детям дается задание вроде: «Узнайте знакомую песню по её вступлению и исполните «в уме» одновременно со звучанием мелодии». («Голубой вагон», муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Игровые приёмы впроцессе слушания музыки.

В процессе слушания дети знакомятся с вокальными, инструментальными произведениями разного характера и переживают определённые чувства и эмоции. В работах педагогов-музыкантов (В. Шацкая, Н. Гродзенская) обращается внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении, так как оно способствует развитию освоения музыки, углубляет осознанность и эмоциональную окраску самого процесса [3]. Существует реальная необходимость развивать у дошкольников умение характеризовать музыку, обогащать их художественно-выразительный лексикон.

При помощи приёма слушания «Копилка музыкальных терминов» (по М. Давыдовой) может быть осуществлена специальная работа по обогащению речи детей художественными эпитетами. Любой музыкальный руководитель сталкивается с бедным словарным запасом воспитанников при определении ими характера музыкального произведения. Однако лексическая ограниченность, а именно неоднородность употребления различных частей речи — обычное явление, отражающее психическое качество данного возрастного периода детей [2, с 24–25].

Вариант «копилки», построенный на разработанном Ш. Амонашвили приёме, используемом при структурном анализе слове, можно применять на занятиях с воспитанниками старших и подготовительных к школе групп. Приём можно практиковать после знакомства с музыкальными произведениями. Педагог даёт характеристику музыкального произведения, которую дети должны повторить, но только если определение истинно, а не ложно. Например, дети прослушивают пьесу П. Чайковского «Новая кукла».

Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка весёлая.

Дети («ловят» слово в «чашечки ладоней, повторяют): Веселая.

Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка задорная.

Дети: Задорная.

Музыкальный руководитель: Я утверждаю, что эта музыка грустная.

Дети должны заметить ошибку и «возвратить» «пойманное» слово педагогу.

Далее педагог поочередно предлагает следующие термины: мечтательная, грозная, задушевная, шутливая, мягкая, плавная, страшная, печальная, унылая, радостная, прозрачная. Из 12 эпитетов семь соответствуют характеру музыкального сочинения. Остальные пять (печальная, грозная и т. д.) воспитанники должны выделить как неправильные.

Если дети допустили ошибки, то сразу же в ходе работы нужно провести обсуждение термина — верен он или нет. Следует уделять внимание накапливанию эпитетов-синонимов, т. е. слов, схожих по смыслу, но различных по звучанию. Приведем ниже примерные группы синонимов:

Веселая — жизнерадостная, игривая, радужная, оживленная, оптимистичная, яркая, комичная, смешливая, счастливая, солнечная, озорная, радостная, праздничная.

Сильная — мощная, властная, насыщенная, резкая, свирепая, богатырская, сердитая, отважная, грозная, смелая, храбрая.

Нежная — мягкая, ласковая, воздушная, лирическая, лёгкая, теплая, приятная, спокойная, неторопливая, добрая, светлая.

Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным словарным запасом при помощи приема слушания «копилки» можно использовать при знакомстве с новыми произведениями, создавать базу для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.

Подводя итог, следует сказать, что систематическое применение игровых ситуаций вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Литература:

  1. Дзержинская И. Л. Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности/И. Л. Дзержинская. — М.: Просвещение, 1999. — 236 с.
  2. Кононова, Н. Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя/Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 1982. — 189 с.
  3. Русинова А. Игровые технологии на музыкальных занятиях [Электронный ресурс]: www.maam.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, движение, музыка, музыкальная игра, внутренний слух, задание, занятие, музыкальный материал.


Ключевые слова

музыкально-ритмические движения, музыкальная игра, «пение про себя», попевка, слушание, «копилка музыкальных терминов»

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Организация творческого пространства посредством игровой технологии

Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной личности на первый план выходят активные и интерактивные методы обучения, способствующие получению не только профессиональных знаний, но и развитию таких качеств, как инициативность, ...

Развитие творческих способностей в раннем возрасте с использованием конструирования

В статье рассматривается важность развития творческих способностей у детей в раннем возрасте через конструирование. Автор подчёркивает, что конструирование является не просто сборкой моделей, а целым миром фантазии и креативности, позволяющим каждому...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Организация творческого пространства посредством игровой технологии

Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной личности на первый план выходят активные и интерактивные методы обучения, способствующие получению не только профессиональных знаний, но и развитию таких качеств, как инициативность, ...

Развитие творческих способностей в раннем возрасте с использованием конструирования

В статье рассматривается важность развития творческих способностей у детей в раннем возрасте через конструирование. Автор подчёркивает, что конструирование является не просто сборкой моделей, а целым миром фантазии и креативности, позволяющим каждому...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Задать вопрос