Методы и приемы формирования элементарных математических представлений во второй младшей группе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 16891 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, Л. А. Методы и приемы формирования элементарных математических представлений во второй младшей группе / Л. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46845/ (дата обращения: 19.12.2024).



Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений начинается со второй младшей группы. Очень важно организовать успешное восприятие детьми пространственных форм реальных предметов и их количественные отношения в данный возрастной период, ведь от этого зависит дальнейшее успешное развитие математических представлений у воспитанников.

Знакомство детей с элементами математических представлений осуществляется на основе теории множеств. При работе с детьми младшего дошкольного возраста используются множества предметов, характеризующиеся одним общим признаком, объединяющим эти предметы. Таким образом, мы формируем у детей умение выделять качественные признаки различных предметов (форма, цвет, текстура).

В начале учебного года детям даются простые задания по составлению множеств предметов, имеющих только один объединяющий их признак, например, собрать все шарики из группы предметов, обладающих различными геометрическими формами. Далее задания усложняются, детям предлагается составить группу предметов, характеризующуюся двумя общими признаками, например, собрать группу состоящую из красных шаров. Позже детей учат составлять группы из определенного количества предметов, объеденных общим признаком или несколькими признаками, а также находить в двух группах признак, объединяющий или различающий эти две группы. Основное внимание в данный возрастной период уделяется занятиям по сравнению качественных признаков предметов: форме, цвету, длине, ширине высоте.

При обучении детей младших групп используется наглядно-действенный метод. Новые знания дети приобретают при помощи непосредственного восприятия: во время наблюдения за действиями педагога и работой с дидактическим материалом. Эффективнее всего начинать занятия с сюрприза или игры — неожиданного появления «гостя» в виде игрушки или переодетого воспитателя. Такой прием помогает заинтересовать и привлечь внимание детей. Выявление математических свойств проводят при помощи сравнения двух предметов, обладающих похожими или противоположными характеристиками. Данные предметы должны быть хорошо знакомы детям, обладать ярко выраженными изучаемыми свойствами, без лишних отвлекающих деталей и различаться не более чем 2 характеристиками. Для облегчения восприятия детьми формы предмета следует обвести рукой геометрическую фигуру по контуру, а для восприятия или сравнения длины предмета провести рукой вдоль данного предмета. Необходимо постепенно и последовательно учить детей выделять и сопоставлять схожие и противоположные свойства предметов. При сравнении предметов используется прием наложения или приложения. Основное внимание уделяется работе детей с дидактическим материалом.

Дети младшего дошкольного возраста лучше всего усваивают материал, имеющий яркую эмоциональную окраску, их память пока еще носит непреднамеренный характер. Поэтому так важно во время занятий использовать различные игровые приемы и дидактические игры. Данные игры необходимо организовать так, чтобы в ней участвовали сразу все дети. Эти игры должны носить активный характер, но педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не отвлекались от основной цели занятия — ознакомления с математическими представлениями.

При формировании элементарных математических представлений педагог использует различные приемы. К этим приемам относятся наглядный, словесный и практический приемы, которые педагог объединяет в своей работе.

Основным приемом является показ или демонстрация способа действия. Данный прием является основным способ обучения и носит наглядно-действенно-практический характер. Этот прием используется при помощи различного дидактического материала, который позволяет сформировать у детей различные умения и навыки. При использовании данного приема необходимо соответствовать некоторым требованиям предъявления материала: все действия педагога должны сопровождаться словесным описанием его действий, пояснения должны носить четкий и краткий характер, педагог должен четко показывать пример действия с дидактическим материалом.

Второй прием — инструкция, объясняющая детям, как им самостоятельно выполнить данное педагогом задание. Этот прием тесно связан с предыдущим метом работы и вытекает из него. Инструкция имеет цель помочь детям самостоятельно и успешно достичь необходимого результата. В группах с детьми младшего дошкольного возраста инструкция предваряет каждое последующее действие ребенка.

К словесным приемам относятся указание, разъяснение и пояснение. Такие словесные приемы помогают воспитателю при показе способа действия или во время выполнения задания воспитанниками для избегания ошибок в их действиях или преодоления трудностей, возникающих у детей во время выполнения задания.

Одним из главных приемов формирования элементарных математических представлений является прием задавания вопросов. Данный метод работы помогает активизировать мышление детей, их речь, память и восприятие. Давая ответы на вопросы воспитателя, дети намного лучше усваивают новый материал и осмысливают новую для себя информацию. Наиболее действенным является задавание детям серии вопросов, переходя от простых вопросов о качественных или количественных характеристиках и свойств предметов, к более сложным вопросам, устанавливающим связи между предметами и действиями с ними, отношениями между данными предметами или группами предметов. Обычно воспитатель задает вопросы после показа дидактического материала («Какой формы данный предмет?», «Сколько здесь шаров?», «Какого цветы кубики?») или после демонстрации способа действия с предметами.

Форма и характер вопросов позволяют педагогу активизировать два типа познавательной деятельности детей: продуктивной, позволяющей ребенку получить новые знания, умения и навыки и репродуктивной, необходимой для повторения и закрепления полученных ребенком знаний. Вопросы, задаваемы ребенку, должны быть точными и конкретными, иметь логическую последовательность. Педагогу должен уметь задавать один и тот же вопрос в разных формулировках. Данный прием позволяет закрепить знания детей. Количество репродуктивных и продуктивных вопросов должно соответствовать возрастным особенностям детей. Вопросы должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку усвоить новый материал, активизировать его мышление, выделять изучаемы признаки предмета, проводить анализ и сравнение предметов.

Обычно воспитатель задает вопрос всем детям, а отвечает на него определенный ребенок. В младших группах допускаются и хоровые ответы. Детям надо дать время на обдумывание ответа, не стоит требовать от них ответ сиюминутно.

При формирование элементарных математических представлений у детей и используются и специальные приемы действий, необходимые для формирования у детей представлений о математических отношениях. К этим приемам относятся наложение и приложение предметов, обследование формы предмета, взвешивание предмета на руке. Метод наложения и приложения предметов используется для выявления качественных характеристик, объединяющих предмет или группы предметов или для нахождения различий между ними. Данный метод позволяет сопоставить предметы по форме, величине, цвету, длине или ширине. Обследование формы предмета позволяет определить геометрическую форму предмета, а взвешивание на руке разделить предметы по группам, в зависимости от их веса.

Еще одним приемом при формировании навыков элементарных математических представлений является метод анализа, сравнения, синтеза и обобщения. При выполнении приема сравнения ребенок учится находить сходства и различия между предметами. Можно сравнивать предметы по их качественным характеристикам — цвету, форме, величине, а также по их количественному содержанию и пространственному нахождению. Приемы анализа и синтеза и используются одновременно и необходимы для развития представления у детей понятий «много» и «один» и схожих представлений. Прием обобщения обычно используется после анализа и синтеза. В нем суммируются все наблюдения и действия малышей.

Важным приемом при формирование элементарных математических представлений является экспериментирование. Данный метод работы направлен на самостоятельное выявление ребенком свойств и характеристик предмета.

В течение всего занятия педагог проводит контроль и оценку действий воспитанников. Педагог тщательно наблюдает за действиями детей, результатами их работы и ответами детей на поставленные воспитателем вопросы. Этот прием педагог сочетает со словесными приемами работы — пояснениями и разъяснениями, а также с наглядными приемами работы — показами. Данный метод работы включает так же исправление ошибок. Исправление ошибок может осуществляться как во время коллективной работы, так и во время индивидуальных занятий. Педагог исправляет не только неправильные действия детей, но и их речевые ошибки. Воспитатель объясняет причину ошибочного действия и показывает правильное действие, а также привлекает других ребят для показа правильных действий или дачи верного ответа на вопрос. Оценке подлежат не только действия детей, но и их поведение во время занятия. Прием оценивании используется во время занятия для активизации деятельности детей и в конце занятия для закрепления полученного результата.

Использование данных методов и приемов при формировании у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений позволит педагогу успешно справиться с поставленной задачей и поможет детям качественно усвоить новые знания и применять их на практике.

Литература:

  1. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
  2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В. П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992.
  3. Житомирский, В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. — М.: 1996.
  4. Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». — М., 2000.
  5. Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. / Г. А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.
  6. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы во второй младшей группе детского сада. — Мозаика-Синтез, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, прием, предмет, группа предметов, дидактический материал, младший дошкольный возраст, педагог, представление, группа, метод работы.


Похожие статьи

Методы и приемы формирования климатических знаний

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Основные положения теории инженерного эксперимента

Использование общематематических приемов решения задач при обучении прикладной механике

Основные свойства и модели элементарной единицы текста

История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии

Понятие и исследования ранних дезадаптивных схем в психологии и психотерапии

Формирование элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития

Современное состояние проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии

Похожие статьи

Методы и приемы формирования климатических знаний

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Основные положения теории инженерного эксперимента

Использование общематематических приемов решения задач при обучении прикладной механике

Основные свойства и модели элементарной единицы текста

История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии

Понятие и исследования ранних дезадаптивных схем в психологии и психотерапии

Формирование элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития

Современное состояние проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии

Задать вопрос