Дистанционный мониторинг как способ организации контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Позняева, В. М. Дистанционный мониторинг как способ организации контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма / В. М. Позняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46847/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современном мире, где международный терроризм оказывает огромное влияние на политические, экономические и социальные процессы, противодействие отмыванию (легализации) преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) является чрезвычайно актуальным вопросом. Преступники используют все более сложные схемы, применяя при этом высокие технологии, что ставит под угрозу мировую безопасность.

Научно-технический прогресс ведет все страны в мир цифр, где образование, медицина, экономика, государство находятся в виртуальном взаимодействии. На фоне технологического скачка порождаются и новые проблемы. Во всем мире актуальна задача обеспечения прозрачности финансовых потоков, а также противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Несмотря на изменения в законодательстве, ужесточение мер наказания, разработку и применение новых методов, а также все более тесное сотрудничество различных органов и организаций не только внутри страны, но и на международном уровне, не решается проблема ПОД/ФТ и не обеспечивается полная прозрачность финансовых потоков. Для большей эффективности и результативности необходимо внедрение новейших финансовых технологий.

В новых реалиях термин FinTech или «финтех» отождествляется с новыми технологиями, которые преобразовывают устоявшиеся правила и традиции. Ускоренными темпами финансовые технологии завоевывают всеобщее признание и доверие, они затрагивают как финансовый сектор, так и все отрасли, связанные с ним [2]. Сегодня большую популярность набирает Технология распределенного реестра — блокчейн, которая является прорывом в информационном мире и дает большие надежды в ПОД/ФТ, борьбе с коррупцией и позволит полностью и открыто следить за финансовыми потоками. Экономическая система стремится к снижению издержек на свое обеспечение, а внедрение и использование технологии блокчейн будет способствовать сокращению затрат до 80 % [3]. Интернет-технологии следует тщательно изучать, критически оценивая их важность и возможное применение. Игнорировать стремительное развитие финансовых технологий, ограничиваясь только обновлением устаревающих платформ, опасно с точки зрения стабильного развития финансовой системы страны и в целом мировой экономики [11].

Блокчейн-технология предполагает защищенную систему, в которой отсутствует киберпреступность. В деятельности правительства эта технология может помочь в сборе налогов, распределении пособий, обеспечении каналов поставок товаров и в целом способствовать целостности государственных записей и услуг [6]. Это улучшит наполнение федерального бюджета, поможет исключить уход от налогов и отодвинет в сторону теневую экономику.

На рынке США главным событием 2016 г. стало распространение технологии блокчейн в сфере финансов, фармацевтики. На сегодняшний день в США признается потенциал этой технологии и планируется ее широкое внедрение в системы государственного управления.

Правительством Великобритании технология блокчейн включена в стратегический план развития цифрового пространства. Именно Британское правительство в числе первых предоставило положительный отзыв о блокчейне, указав на невозможность отмывания денег, благодаря внедрению этой технологии. Несмотря на снижение инвестиций в FinTech-сектор Великобритании в связи с Брекзитом и другими геополитическими и макроэкономическими факторами, страна по-прежнему остается одним из лидеров в FinTech-индустрии после США и Китая.

Также ассоциация банкиров Японии (JBA) планирует проводить все денежные переводы посредством новой технологии. Достигнув этих планов, Япония сможет претендовать на место первой крупной экономики в мире, развернувшей инфраструктуру на базе блокчейн для основных банковских процессов.

Мировые банки, как сердце экономики, через которое проходят все финансовые потоки, пришли к единому мнению в том, что завтрашний день финансовых рынков связан с технологией блокчейн, и устремили инвестиции в дальнейшие разработки, способные приблизить ее практическое применение. Регуляторы нацелены добиться равновесия между поддержанием безопасности и стабильности платежной системы и поощрением развития технологий, имеющих социально-экономический эффект, даже в том случае, если они приносят ущерб существующим финансовым институтам. Поставленной цели непросто достигнуть [5].

Российские специалисты уже имеют положительный опыт в осваивании финансовых технологий. Так, Национальный расчетный депозитарий успешно протестировал работающий прототип системы электронного голосования e-proxy voting на основе технологии распределенных реестров. Сбербанк также внедряет ряд проектов, базирующихся на новой технологии.

Говорить о повсеместном внедрении блокчейн в России пока рано, поскольку правовое поле требует существенных изменений. Блокчейн открывает новую эру, основанную на открытости, децентрализации и глобальном участии. Российские компании должны как можно скорее внедряться в систему новых финансовых технологий, в противном случае они упустят ценные возможности, клиентов и свою долю рынка. Также внедрение информационных технологий обеспечит создание рабочих мест, поскольку появится необходимость в высокоспециализированных кадрах, а также создание специализированных кафедр для их подготовки [4].

Экономический кризис, санкции, ослабление курса рубля, инфляция носят в себе поражающий эффект для российской экономики, на которую ложатся еще проблемы коррупции, отмывания денег, отток капитала за рубеж. Необходимо отвечать на вызовы прогресса, действовать здесь и сейчас, принимая радикальные решения, направленные на совершенствование экономической системы. Важно опираться на положительный и эффективный опыт зарубежных стран, вводить новые инновационные технологии, в том числе и блокчейн, для полного внедрения которого следует разработать новые механизмы регулирования в области права.

Россия, подхватывая общемировую тенденцию научно-технического развития, должна не только внедрить новейшую технологию в свою экономическую систему, но и добиться позиции флагмана среди конкурирующих стран. А в дальнейшем пытаться разрабатывать собственные финансовые технологии, не уступающие блокчейн. Применение в российской экономике новых финансовых технологий будет способствовать не только решению и устранению проблемы отмывания доходов, обеспечению прозрачности финансовых потоков, но также оздоровлению всей экономики и, соответственно, улучшению экономической ситуации, что повлечет за собой экономический рост, рост всех макро- и мироэкономических показателей и улучшение инвестиционного климата.

Согласно Рекомендациям ФАТФ (пункт 1. Оценка рисков и применение риск-ориентированного подхода), Россия и другие страны самостоятельно определяют для себя шаги и механизм координирующий меры по оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма. На основе данной оценки применяется риск-ориентированный подход (РОП) с учетом соответствия применяемых мер предупреждения ОД/ ФТ выявленным рискам.

По положительным оценкам экспертов и международных структур (в том числе и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и ЕАГ — Евразийской группы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма) Россия довольно успешно сформировала эффективную систему противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), которая основывается на сотрудничестве государственных структур и частного сектора.

Одним из результатов данного сотрудничества и есть риск-ориентированный подход. Данный подход дает возможность эффективного распределения ресурсов в рамках национального режима противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и применения риск-ориентированных мер в соответствии с рекомендациями ФАТФ [9].

На сегодняшний день актуальна проблема распространения единого представления о подходе на основе оценки рисков, так как не существует единого общепринятого механизма определения и регулировки рисков. Это обусловлено тем, что в руководстве по применению подхода на основе оценки рисков в сфере ПОД/ФТ (Принципы и процедуры) нет конкретной и единой модели РОП, так как каждая отдельная страна имеет собственную специфику, следовательно, и оценки рисков для каждой страны индивидуальны.

Таким образом, рассмотрены принципы, на которые ориентируются страны при выборе механизма РОП, с целью наиболее эффективно распределить ресурсы при применении подхода на основе оценки рисков. На основе такого распределения ресурсов выявляются более слабые места в финансовой системе, а также соизмеряется уровень мер реагирования компетентными органами и кредитно-финансовыми учреждениями.

Как отмечено выше, существуют пять принципов, которые являются определенной базой при разработке странами собственных подходов. Однако они не носят директивного характера, и применять их следует взвешенно и продуманно, с учетом конкретной обстановки в той или иной стране.

Первый принцип — Понимание угроз, уязвимых мест и ответные меры — оценка национального риска. Данный принцип подразумевает понимание особенностей страны, а также выбора ряда процедур при составлении оценки национального риска. Так же следует отметить, что она не обязательно составляется как единый документ, а может лишь рассматриваться как определенный процесс, проводимый с целью достижения определенного результата, к примеру такого как эффективное распределение ресурсов на национальном уровне. Следует так же понимать и учитывать возможные риски утечки информации к лицам, занимающимся ОД/ФТ и другой преступной деятельностью.

Второй принцип: Правовая основа и база правового регулирования для применения подхода на основе оценки рисков — акцентирует внимание на возможность правовой основы и базы страны применять РОП.

Следует отметить, что обязанности, возлагаемые на кредитные учреждения, должны формироваться с использованием результатов оценки национального риска. За последние годы произошло значительное ужесточение критериев оценки национальных банковских систем, однако финансово- кредитные учреждения имеют свободу в выборе политик и процедур с целью максимального соответствия собственной оценке рисков.

Несмотря на гибкость применения политик и процедур, они должны быть четко сформулированы, а также нацелены на результат, но не должны механически применяться к каждому клиенту.

Третьим принципом является разработка базовых механизмов надзора за применением РОП. Следует обратить внимание на то, что органы правового регулирования должны стремиться максимально широко обеспечить применение РОП, как для контроля финансово-кредитных учреждений, так и для других учреждений, которые могут быть подвержены рискам ОД/ФТ. Так же рассматривается возможность обучения персонала применению РОП, а не только финансово-кредитными учреждениями. Это даст возможность более эффективно распределять имеющиеся ресурсы в целях надзора, а в случае, если ресурсов недостаточно, принимать меры по снижению остаточных рисков, либо находить дополнительные ресурсы.

Четвертый принцип: Основные участники и последовательность применения подхода. Выбор участников происходит с точки зрения эффективности распределения обязанностей между органами, а также обмена информацией между ними. К примеру, более эффективным считается для РОП сотрудничество государственных структур и частного сектора.

Так же следует отметить, что важная роль отводится органам государственной власти, так как понимание значимости подхода у компетентных органов зависит от них. С этой целью необходимы открытые публичные заявлений о значимости риск-ориентированного подхода.

Пятый принцип: Обмен информацией между государственным и частным сектором — эффективным обмен информацией будет в том случае, когда государственный, частный сектор и финансово-кредитные учреждения будут работать как единая система и заинтересованные стороны.

Типами информации, которой могут обмениваться представители частного и государственного секторов, являются следующие: оценка риска страны; типологии и оценки способов противозаконного использования финансовой системы лицами, причастными к ОД/ФТ; обратная связь по донесениям о подозрительных транзакциях и другим аналогичным отчетам; целевые разведывательные сведения не конфиденциального характера; страны, физические лица или организации, активы или операции которых должны быть заморожены [10].

Государственные органы имеют приоритетный доступ к перечисленной информации, следовательно, они должны предоставлять ее финансово-кредитным учреждениям, так как она может оказать помощь в принятии квалифицированных решений в процессе применения РОП.

Таким образом, для наиболее эффективного применения риск-ориентированного подхода странам необходимо опираться на вышеперечисленные принципы, чтобы цель данного подхода, а именно: не тратить ресурсы на малозначимые вопросы, а сосредоточить усилия на главных проблемах и слабых местах финансовой системы, была оправданна. Следует отметить, что для эффективного применения РОП это должно быть делом всех вовлеченных участников, начиная с частного сектора, банковского сектора, а также Ассоциации российских банков, правоохранительных и государственных контролирующих органов.

Литература:

  1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 № 115-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2001 г. № 33 (часть I). Ст. 3418.
  2. Зеньков А. Как финтех меняет мир в 2017 году. [Электронный ресурс] / — URL: http://rb.ru/story/fintech-2017/.
  3. Епифанова О. Н., Буркальцева Д. Д., Тюлин А. С. Использование технологии блокчейн в государственном секторе // Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов: сб. материалов Международной научн.-практ. конференции. М.: Юрлитинформ, 2016. С.89.
  4. Итоги конференции «Влияние блокчейна на юридическую практику: возможности и барьеры». [Электронный ресурс] / URL: http://forklog.com/itogi-konferentsii-vliyanie-blokchejna/
  5. Николаев С. Блокчейн и регуляторы: мировой опыт. [Электронный ресурс] / URL: http://bankir.ru/publikacii/20160429/blokchein-i-regulyatorymirovoi-opyt-10007458/.
  6. Носов Н. В. Интернет вещей, блокчейн и электронные валюты: международный опыт и перспективы в России // Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов: сб. материалов Международной научн.-практ. конференции. М.: Юрлитинформ, 2016. С 183.
  7. Официальный сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/fatf.php.
  8. Обзор событий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 1 ноября по 31 декабря 2016 года // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) URL: https://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/info/NovDec2016.pdf
  9. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  10. Руководство ФАТФ по применению подхода на основе оценки рисков в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Принципы и процедуры верхнего уровня.
  11. Тапскотт Д. «Как блокчейн трансформирует бизнес и денежную систему». Материалы саммита TED Talk. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.ted.com/.
Основные термины (генерируются автоматически): финансирование терроризма, риск-ориентированный подход, частный сектор, основа оценки рисков, Россия, национальный риск, обмен информацией, отмывание денег, финансовая система, экономическая система.


Похожие статьи

Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

Построение эффективной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитной организации

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности в сфере здравоохранения

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Проблемы квалификации содействия террористической деятельности в форме финансирования терроризма

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной организации и проведения азартных игр

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Роль координационной деятельности прокуратуры в борьбе с корыстной преступностью

Организация контрольно-оценочной деятельности через мониторинг как система повышения качества обучения в школе

Похожие статьи

Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

Построение эффективной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитной организации

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности в сфере здравоохранения

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Проблемы квалификации содействия террористической деятельности в форме финансирования терроризма

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной организации и проведения азартных игр

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Роль координационной деятельности прокуратуры в борьбе с корыстной преступностью

Организация контрольно-оценочной деятельности через мониторинг как система повышения качества обучения в школе

Задать вопрос