Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 06.12.2017

Статья просмотрена: 4981 раз

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО / С. И. Огородник, О. И. Ситдикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 199-200. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46850/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической работе ДОУ, в условиях введения ФГОС ДО и организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Ключевые слова: воспитатель, профессиональная деятельность, стандарт, профессиональная компетентность, дошкольное образование

С введением ФГОС ДО произошел переход дошкольного образования на качественно новый уровень, который предусматривает необходимость повышения квалификации, подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсы повышения квалификации [1, с.1].

Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одно мгновение, однако задачи выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.

Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов заключается в создании условий, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Таким детям легче учиться в начальной школе. Многим садам пришлось очень многое менять, а для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Именно требования к условиям развития детей — к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т. п.— наиболее детально прописаны в стандарте [2, с.1].

В новом стандарте дошкольного образования в первую очередь рассматривается создание условий для социального развития дошкольника. То есть система социализации, в которой непосредственное участие принимает как сам ребенок, так и окружающие его дети, воспитатели и другие взрослые.

Если подобная среда положительно влияет на развитие личности ребенка — стандарт можно считать реализованным.

К основной цели ФГОС относится обеспечение государством равных возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. С ФГОС введены государственные гарантия уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

На территории Российской Федерации сохраняется единство образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.

С точки зрения Н. В. Фединой: «Стандарт носит прогрессивный характер и позволит упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, даст импульс развитию системы в целом при наличии квалифицированных кадров ДОУ» [1, с.2].

Тем самым, успешность результативности реализации новых стандартов будет определяться уровнем профессионального развития педагогических кадров.

В настоящее время уровень квалификации педагогических работников ДОУ должен соответствовать занимаемой должности и квалификационной категории. В условиях введения ФГОС ДО у каждого воспитателя должен быть непрерывный профессиональный рост, что обеспечит качественно новый уровень образования.

Для обеспечения профессионального развития и психологической готовности, каждый педагог должен активно включиться в единый процесс развития ДОУ, в инновационную деятельность. При этом ему должна быть обеспечена профессиональная поддержка со стороны руководителей ДОУ и более мотивированных к освоению инноваций коллег.

Основная работа по созданию условий для профессионального развития педагогов лежит на методической службе ДОУ. О. Н. Скоролупова называет методическую работу в ДОУ «целостной системой взаимосвязанных мер, основанной на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте, нацеленной на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала» [1, с.3].

Методическую работу в детских садах может обеспечить заместитель заведующей по воспитательной работе или старший воспитатель. Цель методической работы в ДОУ, в условиях введения ФГОС ДО, может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО, через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника. Специалист методической службы ДОУ должен использовать в своей работе систему мониторинга на диагностико-прогностической основе, направленную на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования.

Результаты мониторинга позволят выявить уровень подготовки каждого педагога и вычленить профессиональные запросы и потребности педагогических работников.

Результатом повышения квалификации старшего воспитателя может стать внедрение в систему методического сопровождения новых информационных технологий.

Очень важно, чтобы педагог, находящийся в режиме постоянного самосовершенствования, саморазвития, владел культурой рефлексии. Об этом, в свое время, говорили Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, А. Н. Леонтьев. Сейчас исследованием этого вопроса занимаются Б. А. Зейгарник, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова [1, с.2].

Поэтому каждый воспитатель должен заниматься самоанализом своей деятельности.

У каждого воспитателя есть план самообразования, который должен быть плавно включен в педагогический процесс. Темы самообразования должны быть актуальными и учитывать возрастные особенности детей, с которыми работает воспитатель.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», в рамках которого должно осуществляться инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями, в том числе и в детских садах. Воспитатели должны разработать индивидуальные маршруты развития такого ребенка и создать для него благоприятную среду.

Очень важно, чтобы педагоги могли сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ.

Кроме того, семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должен быть предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт — это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Родители являются теперь субъектами образовательного процесса, наряду с воспитателями и детьми. Поэтому родители имеют право вносить поправки в образовательную программу дошкольного учреждения, проверять качество питания, наблюдать за процессом проведения непосредственно-образовательной деятельности и оценивать уровень проведения мероприятий. В свою очередь воспитатели активно включают родителей в проведение праздников, стимулируют родителей на участие в конкурсах и выставках, стараются проводить родительские собрания с внедрением инновационных форм.

К сожалению, в детских садах после проведения оптимизации, ставки педагогических работников были сокращены. Поэтому объем работы в учреждениях возложен на меньшее количество педагогических работников. В некоторых детских садах сокращены такие ставки как: логопеды и педагоги-психологи, что приводит к тому, что работа в их направлениях просто не ведется. И дети в таких детских садах остаются без внимания этих квалифицированных специалистов. А родителям, приходится пользоваться платными услугами специалистами данных сфер.

Таким образом, детские сады, в настоящее время, работая по ФГОС ДО, имеют уникальную индивидуальную образовательную систему, которая складывается из того какая программа легла в основу основной программы детского сада, какие были выбраны парциальные программы, какие специалисты работаю в детском саду, какие выбраны темы самообразования воспитателями, какую мотивацию имеют педагогические работники для осуществления своей деятельности.

Литература:

  1. Овечкина Н. Р. Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/05/03/metodicheskoe-soprovozhdenie-sozdaniya-usloviy-dly
  2. Плеханова И. Ю. Переходим на ФГОС ДО. http://plira2s.ucoz.net/index/perekhodim_na_fgos_do/0–4
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, методическая работа, воспитатель, сад, создание условий, стандарт, условие введения, детский сад, методическая служба, Российская Федерация.


Похожие статьи

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя

В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...

Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования

В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ДО, а также трудностей, возникающих у педагогов при его реализации.

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы

В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада

В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методи...

Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС

Данная статья посвящена проблеме организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС. В статье озвучивается проблема непонимание учеником особенностей оценочной деятельности учителя, что т...

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя

В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...

Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования

В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ДО, а также трудностей, возникающих у педагогов при его реализации.

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы

В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада

В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методи...

Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС

Данная статья посвящена проблеме организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС. В статье озвучивается проблема непонимание учеником особенностей оценочной деятельности учителя, что т...

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Задать вопрос