Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 1700 раз

Библиографическое описание:

Купчигина, И. М. Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях / И. М. Купчигина, К. М. Недбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46852/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье актуализируется проблема выработки единого подхода к изучению структуры временной перспективы личности с точки зрения взглядов различных ученых.

Ключевые слова: временная перспектива, личность, структура, прошлое, настоящее, будущее.

Временная перспектива относится к одной из наиболее важных характеристик личности. Она оказывает влияние на происходящие жизненные процессы, связывается с личностными особенностями и затрагивает различные сферы жизни.

В связи с тем, что временная перспектива имеет прямую связь с развитием личности человека, затрагивает его ценностно — смысловую, личностную, профессиональную сферы, опосредует возможность эффективного функционирования в современном обществе, многие авторы занимались изучением и рассмотрением структуры временной перспективы.

Сущностью временной перспективы является возможность объяснения того, как человек может обращать свои мысли за пределы конкретно взятого момента. Именно поэтому временная перспектива связанна со временем жизни каждого человека.

Изначально понятие временной перспективы было введено К. Левиным. По его мнению, временная перспектива — это общий взгляд индивида на свое психологическое будущее и прошлое, которые существуют в настоящем времени.

Для того, чтобы рассмотреть различные взгляды на структуру временной перспективы, необходимо руководствовать имеющимися подходами.

  1. Мотивационный подход был основан Ж. Нюттеном, который в ее структуре выделял события прошлого и будущего, а также структуру временных представлений. Будущее является мотивационно — потребностной сферой, оно может быть изучено при рассмотрении взаимосвязи будущего времени и когнитивно переработанной мотивации. Сама временная перспектива — это последовательность событий, которые имеют интервалы в каждый момент времени. События разных моментов жизни могут переживаться благодаря системе личностных смыслов [4].

Перспектива будущего состоит из планов, задач, намерений человека, которые являются потребностно-мотивационной сферой. По Нюттену, временная перспектива — это иерархия целей, которые имеются у личности. Она выполняет функцию сопоставления своих возможностей и целями на будущее, что позволяет человеку функционировать, сохраняя естественный баланс.

К. Левин также был представителем мотивационного подхода, он разработал пространственно-временную модель. Так, согласно его представлениям, временная перспектива включает в себя зоны настоящего, ближайшего и отдаленного прошлого и будущего. Если взято в отдельности прошлое или будущее человека, они не будут оказывать влияние на его настоящее поведение. Для этого необходимо включение в контекст жизни определенных событий. Поэтому временная перспектива может трактоваться, как актуальное представление субъекта о своем будущем и прошлом [2].

Таким образом, мотивационный подход акцентирует внимание на регулятивном значении трех временных локусов временной перспективы. Ее насыщенность и протяженность зависит от процесса построения планов, реализации целей, проектов. Несмотря на учет всех трех временных локусов, мотивационный подход практически не берет во внимание прошлое человека, а руководствуется влиянием будущего на настоящее.

  1. Ситуационно-детерминированный подход разрабатывался Ф. Зимбардо [3]. Временная перспектива личности — это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего [5].

По мнению Ф. Зимбардо, временная перспектива должна изучаться в единстве ее эмоциональной, мотивационной, когнитивной и социальной составляющих. Он выделял в структуре временной перспективы три локуса, к которым у человека складывается определенное отношение: негативное прошлое, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее, гедонистическое настоящее, будущее.

  1. Событийный подход разрабатывали Е. И. Головаха и А. А. Кроник. Так, Кроник изучал субъективное чувство возраста человека, которое может быть у каждого представлено в различной степени. Если человек живет прошлым, все его воспоминания связанны с ушедшими событиями, тогда в отношении своего возраста он ощущает себя более молодым. Если же человек нацелен на будущее, то психологический возраст увеличивается.

Связи, которые устанавливаются между событиями, могут характеризовать личность в целом или же отдельный временной локус. Такие показатели могут отражать следующие переменные:

– целеустремленность,

– чувство реальности,

– внутренняя конфликтность,

– стратегичность, рациональность,

– уверенность,

– удовлетворенность жизнью.

Таким образом, временная перспектива личности является субъективной структурой межсобытийных связей или представленность в сознании человека реализованных связей между событиями. Данные связи позволяют формировать определенное представление о своем прошлом, настоящем и будущем.

  1. Типологический подход разрабатывался К. А. Абульхановой, В. И. Ковалевым, В. Ф. Серенковой. По мнению авторов данного подхода, личность может самостоятельно распоряжаться собственным временем, распределять его по своему усмотрению.

По мнению О. Н. Арестовой временная перспектива личности имеет многомерную структуру, которая отражает временной аспект жизни человека. Так, можно выделить следующие параметры динамической природы временной перспективы: протяженность, направленность, эмоциональный фон и другое [1]. Процесс построения временной перспективы зависит от мотивационных особенностей субъекта, от уровня его притязаний.

Так, в структуре временной перспективы выделяются следующие компоненты:

– когнитивный,

– эмоциональный,

– социальный.

Они оказывают значительное влияние на процесс ее формирования и развития. Временная перспектива является динамическим образованием, которое может претерпевать изменения в течение жизни человека. Например, по мере взросления человека происходит изменение отношения к прошлому, настоящему и будущему. Происходит пересмотр своих целей, планов, ценностей, на основе чего строится новое отношение к жизни.

Таким образом, вопрос относительно структуры временной перспективы рассматривался различными авторами. Анализ существующих точек зрения позволяет выделить наиболее общую структуру временной перспективы личности, которая состоит из трех временных локусов: прошлого, настоящего и будущего, которые опосредуют друг на друга и оказывают влияние на развитие личности в настоящем моменте.

На данный момент нет единого мнения относительно той или иной структуру временной перспективы, так как разные авторы рассматриваются столь широкий феномен с разных точек зрения и разных психологически подходов.

Литература:

1. Арестова О. Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Психология. — 1999. — № 3. — С. 64–75.

2. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. — М.: Изд-во московского университета, 1981

3. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. — Спб.: Речь. — 2010. — 352 с.

4. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2008

5. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. Наук / А. Сырцова. — Москва, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): временная перспектива, будущее, временная перспектива личности, мотивационный подход, настоящее, прошлое, структура, связь, событие.


Похожие статьи

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Научные подходы в исследовании управления конфликтами в организации

Автором рассмотрена историческая ретроспектива формирования научных подходов по трактовке конфликтов и проанализированы особенности определения сути конфликта в пределах научных теорий.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Современные исследования временной перспективы подростков в трудах отечественных авторов

В статье рассматриваются общепсихологические подходы, представлен теоретический обзор современных работ отечественных ученых по проблеме временной перспективы, ее особенности и развитие в подростковом возрасте. Сделан вывод об актуальности дальнейших...

Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления студентов

В статье рассматривается содержание критического мышления с разных научных позиций, определены организационно-педагогические; психолого-педагогические; социально-педагогические условия развития критического мышления студентов.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Проблема формирования вторичной языковой личности в современной методической теории и практике

В статье автор рассматривает основные положения концепции вторичной языковой личности и ее структуру, проблемам, которые могут возникнуть при формировании и развитии вторичной языковой личности.

Похожие статьи

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Научные подходы в исследовании управления конфликтами в организации

Автором рассмотрена историческая ретроспектива формирования научных подходов по трактовке конфликтов и проанализированы особенности определения сути конфликта в пределах научных теорий.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Современные исследования временной перспективы подростков в трудах отечественных авторов

В статье рассматриваются общепсихологические подходы, представлен теоретический обзор современных работ отечественных ученых по проблеме временной перспективы, ее особенности и развитие в подростковом возрасте. Сделан вывод об актуальности дальнейших...

Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления студентов

В статье рассматривается содержание критического мышления с разных научных позиций, определены организационно-педагогические; психолого-педагогические; социально-педагогические условия развития критического мышления студентов.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Проблема формирования вторичной языковой личности в современной методической теории и практике

В статье автор рассматривает основные положения концепции вторичной языковой личности и ее структуру, проблемам, которые могут возникнуть при формировании и развитии вторичной языковой личности.

Задать вопрос