Повышение роли образования в жизни общества не может не касаться такой его сферы как военная. Организация процесса обучения в достаточно большой степени зависит от личности обучающегося, его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. Поэтому фундаментальной задачей при организации обучения является уяснение обучающим и самим обучающимся этих особенностей. Эта цель осуществляется на этапе психолого-андрагогической диагностикикурсантов/
Главными задачами на этапе диагностики являются выяснение индивидуальных особенностей курсантов и формирование у них устойчивой мотивации обучения, то есть стойкого стремления к обучению [1,3].
Выявление этих особенностей должно осуществляться совместно и обучающим и обучающимся с дальнейшим уяснением ими выявленных параметров. При этом важно и формирование у обучающихся устойчивой мотивации к обучению. Как показывает практика, главные трудности носят психологический характер. Курсанты приступают к своему обучению со смешанными чувствами, с одной стороны, надежд и ожиданий, а, с другой, опасений, тревог и даже страхов [1].
Все эти сильные стрессовые ситуации и переживания, связанные у курсантов с обучением, препятствуют формированию устойчивой, длительной мотивации. Вот почему столь необходимо на этапе диагностики закрепить мотивацию обучения у обучающегося в условиях военного ВУЗа. Диагностика включает в себя:
1) определение образовательных потребностей обучающегося;
2) выявление объёма и характера жизненного опыта обучающегося;
3) выявление физиологических и психологических особенностей обучающегося;
4) выявление когнитивного и учебного стилей обучающегося в условиях высшей военной школы.
Для курсанта образовательные потребности можно сгруппировать по таким основным блокам как: получение общего высшего и среднего военного образования, позволяющего, сочетать срочную военную службу в стенах военного ВУЗа; приобретение и совершенствование профессиональных навыков; поддержание и улучшение здоровья; улучшение качества жизни; развитие собственной личности. Однако у каждого конкретного человека эти потребности строго индивидуальны. Для начала надо уяснить степень базовой подготовки курсанта за среднюю школу и определить область наук, в которой обучающемуся необходимо в большей степени обучаться. Гораздо сложнее определить, чего хочет курсант достичь в жизни, поступив в военно-учебное заведение и что непременно отразится на его отношении к учёбе. Представляет ли он чётко, что именно и как именно ему необходимо изучать. Чаще всего у курсантов есть некоторое смутное желание изменить что-то в своей жизни и проще всего, когда стремление к изменениям связано с профессиональными интересами человека. Тем не менее, чтобы получить военную квалификацию, ознакомиться с современными достижениями в области военного дела, новациями в профессии, чтобы сделать себе карьеру и в дальнейшем совершенствовать своё образование, необходимо следовать определенному курсу обучения, который, как правило, уже достаточно чётко определен и организован [2].
Следующий этап диагностики — выявление объёма и характера жизненного опыта обучающегося.
Под жизненным опытом понимается опыт деятельности обучающегося в бытовой, профессиональной, социальной, в том числе в военной сферах. Поскольку в высшее военно-учебное заведение поступают люди с суворовских и кадетских училищ, а также военнослужащие, проходящие срочную военную службу и контрактники. То есть жизненный опыт рассматривается как единство бытового (семейного, повседневного), профессионального (опыт трудовой, в том числе воинской деятельности) и социального (общение в определенной социальной среде) опыта. Это важно иметь в виду, поскольку именно наличие этих составляющих жизненного опыта характеризует в сущности взрослого человека в отличие от невзрослого, который, как правило, не обладает каким-либо объёмом профессионального и социального опыта.
При организации процесса обучения важно вовремя учитывать данные медицинской комиссии, обнаруженных у курсантов проблем со здоровьем. Выявлять в процессе обучения такие физиологические явления, как, например, пониженный уровень слуха или зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата человека и другие физиологические особенности обучающихся, которые неизбежно влияют как на чисто практическую организацию процесса, так и на психологическое состояние обучающегося.
Что касается психологических особенностей обучающегося, то необходимо заранее определить, по крайней мере, каким из четырёх основных типов темперамента обладает тот или иной обучающийся: то ли он сангвиник или флегматик, либо холерик или меланхолик. Естественно, следует выявлять и учитывать при организации процесса обучения и другие, индивидуальные особенности характера обучающегося.
Эти факторы крайне важны для организации эффективного обучения: для расположения обучающегося в учебной аудитории в соответствии со своими физиологическими особенностями, для определения объёма и характера учебного материала, но особенно — для выстраивания корректной линии поведения обучающего по отношению к обучающемуся. Психолого-андрагогический подход в обучения предусматривает возможность не просто в определённой степени учёта этих особенностей, а построение всего процесса обучения конкретного индивида, адаптированное к выявленным психофизиологическим особенностям обучающегося.
Так как применение психолого-андрагогического подхода в обучении, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, служебной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). Изучая мотивы поведения курсантов будет работать принцип актуализации результатов обучения, что предполагает применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
Операция повыявлению когнитивного и учебного стилей обучающихся имеет огромное значение для организации эффективного обучения.
В условиях индивидуализации обучения, постулируемых андрагогическими принципами обучения, она позволяет учесть такие индивидуальные особенности обучающихся, которые напрямую связаны с процессом обучения, в частности с процессом усвоения учебного материала. Причём это важно как для обучающих, так и для самих обучающихся.
Индивидуальные особенности восприятия и овладением информации принято называть учебным стилем обучающегося.
Этот стиль теснейшим образом связан с когнитивным стилем, который представляет собой индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Особенности познавательной деятельности связаны прежде всего с психическим типом личности.
Люди могут разделяться и по тому, каким образом принимают решения: путем логических выводов либо руководствуясь принципами справедливости и общечеловеческими ценностями. В первом случае обучающиеся предпочитают принимать беспристрастные решения на основе анализа, руководствуясь общими принципами и логикой. Другие же сосредоточиваются на общечеловеческих ценностях.
При обучении одних должен быть ясен курс обучения, его цели и ожидаемые результаты. При этом цель должна быть определенной, направленной на действие, когнитивной, эмоциональной и психомоторной. Другим необходимо знать, что они должны делать, чтобы овладеть учебным материалом.
Существует и такое различие, когда некоторые обучающиеся, основывающиеся на суждении, решение принимают быстро, иногда даже поспешно, они решительны и организованны. Они сосредоточиваются на выполнении задачи, их интересует суть проблемы. Они планируют свою работу и строго выполняют свои планы, сроки для них святое. Другие же постоянно откладывают окончательное решение и затягивают сроки выполнения задания в поисках более полной информации. Они любознательны, спонтанны, адаптивны. Они берутся за несколько дел сразу, пытаются разобраться в каждом из них, но редко доводят что-либо до конца.
Предложенный авторами путь совершенствования обучения курсантов на основе психолого-андрагогического подхода позволяет при определённых условиях добиваться значительно лучших результатов в подготовке военных специалистов, отвечающих современным требованиям.
Литература:
- Миненко Е. Ю., Дюбо В. А., Кошелев О. С. Использование андраго-педагогического подхода при обучении курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации// Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 234–236.
- Миненко Е. Ю., Дюбо В. А., Кошелев О. С. Обоснование эффективности введения андрагогического подхода в подготовке курсантов высших военно-учебных заведений // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 236–238
- Миненко Е. Ю., Кошелев О. С. Применение андрагогического подхода в подготовке курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации// Cборник материалов 39 межвузовской научно-технической конференции филиала, Пенза, ПАИИ, 2017. — С. 202–203.