Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 810 раз

Библиографическое описание:

Пикун, А. Г. Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ / А. Г. Пикун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46886/ (дата обращения: 17.10.2024).



Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё.

Ф. Фребель

В современной педагогике существует множество образовательных технологий и их элементов. Все они дополняют друг друга. Например, игровые и здоровье сберегающие технологии. Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Особенно остро это касается детей с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат. И, кроме того, что она помогает активизировать учебный процесс, освоить учебный материал, игра доставляет удовольствие, улучшает самочувствие воспитанников на занятии.

На фоне больших затрат физических, психических и интеллектуальных игра помогает снять создавшееся напряжение. Ребенок думает, что он играет, играя, он обучается. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями занятия. Кроме того, игра должна быть доступна для детей, соответствовать их потребностям и интересам. Включение в игровой процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Обучающиеся моего класса, это дети с комплексными нарушениями в развитии, имеют сложную структуру дефекта. Дети с ОВЗ соматически ослаблены. Поэтому задача педагога строить воспитательный процесс так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью детей. Обучающиеся слабо усваивают учебный материал, они с трудом воспроизводят смысловые и причинно-следственные связи, большинство из них с трудом понимают объяснение. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Отношения между детьми с ОВЗ сводятся к поверхностному, нестойкому, взаимодействию, дети предпочитают играть в одиночку. Будучи включенными в игру, длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно, подчиняясь требованиям взрослого. Благодаря обучению интерес к игре возникает, но оказывается весьма кратковременным, не стойким, нет длительного увлечения, поглощения игрой. В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых. При использовании игровых методов, ребенок учится работать со сверстниками, слушать других, учится общению, а это один из способов социализации ребенка.

Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх обучающиеся воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, превращает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у детей с ОВЗ.

Одним из методов игровой технологии является игра-драматизация. Игра-драматизация используется с лечебной, коррекционной, развивающей и воспитательной целью. Сказка служит эффективным взаимодействием педагога и обучающегося, способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку, ребенок учится не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получая критерии выбора и свободу действий. Очень важно на занятиях с детьми ОВЗ, использовать дыхательную гимнастику. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Одной из форм по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз способствует улучшению кровообращения, координации движений глаз и головы развитию сложных движений, благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, предупредить нарушения, добиться улучшения зрения и даже укрепить здоровье в целом.

Чтобы дети отдохнули во время занятия и лучше усвоили учебный материал, я использую на занятии тематические физкультминутки. Физкультминутки должны быть тесно связаны с темой занятия и является переходным мостиков к следующей части занятия. Оздоровительные физкультминутки — это часть системы использования здоровье сберегающей технологии в школе.

Так как пальчиковая гимнастика способствует развитию коммуникативных навыков, в ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

А такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и практическую деятельность.

Комплексное использование игровой технологии в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Важно, чтобы здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у школьника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Литература:

  1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002.
  2. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
  3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии (1–4 классы). Москва: «Вано», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, учебный материал, учебный процесс, дыхательная гимнастика, игровая технология, обучающийся, пальчиковая гимнастика, развитие, развитие речи.


Похожие статьи

Зрительная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающей технологии при работе с детьми с ТМНР

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Зрительная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающей технологии при работе с детьми с ТМНР

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Художественная гимнастика с детьми дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология в ДОУ

ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Задать вопрос