В статье рассмотрены основные функции Агентства страхования вкладов, деятельность которого определена Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177—ФЗ «О страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
Ключевые слова: Агентство страхования вкладов, Банк России, кредитные организации, банковский надзор, оценка активов, банковские вклады.
Современная наука широко использует термин «система». Это понятие связано с исследованием как природных явлений, так и развития общества. Данное определение позволяет использовать во всех областях знаний: науке, философии, правоведении, юриспруденции, а также, в организации производственной или другой деятельности, например, банковской. Необходимо учитывать, что банковская система не ограничивается исключительно составом банков. Содержание понятия «банковская система» более широко, включающее в себя:
‒ совокупность элементов;
‒ достаточность элементов, образующих определенную целостность;
‒ взаимодействие элементов друг с другом.
В экономическую и финансовую систему государства банковская система входит, как составная часть необходимая для осуществления деятельности государства. Совокупные элементы, составляющие банковскую систему, — это национальные банки и кредитные учреждения различных видов, объединенные общим денежно-кредитным механизмом.
Необходимое условие функционирования банковской системы заключается в контрольно-надзорных полномочиях органов управления банковской системой над организациями второго уровня этой системы, включающие влияние государства на организацию деятельности банковской системы в целом.
В соответствии с указанными признаками рассматриваются органы управления банковской системой.
Регулятором движения денежных и кредитных масс в государстве является Центральный банк, осуществляющий эту функцию посредством банков. Центральный банк, не будучи собственно кредитным учреждением и органом государства, сочетает в себе их черты. Этот вопрос рассматривается с двух точек зрения:
- Центральный банк (в том числе РФ) — это орган исполнительной власти, орган государственного управления или, возможно, орган государства специальной компетенции, который, тем не менее, не входит ни в какую из ветвей власти. По мнению П. Д. Баренбойма и O. E. Кутафина Банк России определяется как «конституционный орган с государственно-властными полномочиями и особым статусом, характеризующимся взаимной не подчиненностью с другими органами государственной власти и независимым осуществлением своих функций, связанных с эмиссией денег, защитой и обеспечением устойчивости рубля».
- Закон РФ о Банке России в ст.56 определяет его как орган банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющий постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
На основании изложенного следует вывод, что Банк России, отвечая двум обозначенным признакам, есть важнейший элемент банковской системы государства.
Важным элементом, влияющим на организацию функционирования банковской системы страны, является Агентство страхования вкладов (в дальнейшем АСВ), существующее по сути, как государственная корпорация. Закон РФ о банках не содержит АСВ элементом структуры банковской системы, так как государственная корпорация не является разновидностью кредитной организации, что исключает ее из структуры этой системы.
Цель деятельности АСВ определяется в ч. 1 ст. 15 Закона РФ о страховании вкладов и состоит в обеспечении функционирования системы страхования вкладов. Закон о страховании вкладов в ч. 2 ст. 15 определяет полномочия АСВ, а Закон РФ о банкротстве кредитных организаций в ст. 50.20 наделяет АСВ функциями конкурсного управляющего при банкротстве указанных кредитных организаций [1].
Закон РФ о банках в ст. 23.2 определяет полномочия АСВ на принудительную ликвидацию кредитных учреждений с отсутствующими признаками банкротства, но у которых Банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций [2].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод об основных функциях АСВ:
- обеспечение функционирования системы страхования вкладов и выплата страхового возмещения пострадавшим вкладчикам.
- предупреждение банкротства банков, которые еще можно восстановить. Иногда это более эффективно, чем ликвидация этих банков.
- ликвидация несостоятельных банков и осуществление конкурсного производства в этих банках.
Законодательство РФ наделяет АСВ правом в пределах его компетенции издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения кредитными организациями. Например, устанавливать ставку и порядок расчета страховых взносов. Также для принятия некоторых нормативных актов Банку России требуется согласование с АСВ.
В функции АСВ входит содействие реализации банковского надзора, осуществляемого Банком России. Закон РФ о страховании вкладов в п.6. ст. 27, указания ЦБ России от 13 января 2005 г. № 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» определяют полномочия служащих АСВ принимать участие в проверках кредитных организаций, проводимых Банком России [3]. Временная администрация, назначаемая Банком России для управления проблемными кредитными организациями, может включать служащих АСВ.
Закон РФ о банкротстве кредитных организаций определяет АСВ в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитной организации в случае, если данная кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады.
Таким образом, АСВ является важным органом банковского регулирования и надзора за банками — участниками системы страхования вкладов, несмотря на то, что законодательство Российской Федерации напрямую не закрепляет эту функцию за АСВ.
На современном этапе развития АСВ не наделено правом самостоятельного осуществления надзорной деятельности, так как Закон о Банке России права в этой области закрепляет за Центральным банком Российской Федерации. Несмотря на это, значение АСВ в надзорном процессе постоянно увеличивается, что является следствием совершенствования механизма государственного участия в предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в современных условиях функционирования финансовых институтов.
Стабильная и развивающаяся банковская система создает основу достижения целей, указанных в Законе РФ о страховании вкладов. Полная реализация этих целей возможна исключительно при надлежащей законодательной базе и сильном органе банковского регулирования и надзора. Помимо этого, для осуществления эффективного дистанционного надзора за деятельностью банков и инспекционной деятельности, необходимо обеспечение надзорных органов целостным и действенным законодательным механизмом.
Законодательством РФ Центральному банку установлена роль важнейшего субъекта банковской системы с наделением функцией регулятора.
Изложенное приводит к выводу, что Центральный банк Российской Федерации является органом банковского регулирования и надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами требований законодательства и нормативных актов, осуществляет инспекционную деятельность, как и определено в ст. 73 закона о Банке России.
Для обеспечения функционирования системы страхования вкладов государство включает эту цель в деятельность АСВ. Данная цель реализуется как ведением учета банков участников системы страхования вкладов, так и контролем сбора страховых взносов, поддержанием достаточности Фонда обязательного страхования вкладов.
В законодательстве РФ закреплены важнейшие условия осуществления означенных функций, а именно:
‒ постоянный надзор АСВ за деятельностью банков участников системы страхования в дополнение к положениям закона о страховании вкладов;
‒ право доступа АСВ к отчетности банков, хранящейся в Центральном банке РФ;
‒ право АСВ обращаться в Банк России с предложениями о проведении проверки по вопросам соблюдения банками обязанностей, установленных законом о страховании вкладов;
‒ ходатайствовать перед Центральным банком Российской Федерации о применении к банку мер ответственности в соответствии федеральному законодательству.
Из изложенного следует, что Банк России и АСВ являются двумя субъектами, наделенными надзорными функциями в отношении банков. В целях повышения эффективности этой деятельности Банк России и АСВ совместно осуществляют деятельность по реализации следующих направлений:
1. Совершенствования действующего законодательства информативной базы для применения Банком России, в отношении:
‒ ограничения изъятия банковских вкладов. Это позволяет создать механизм сдерживания массового оттока вкладов из банков, придает стабильность и устойчивость банковской системы;
‒ расширения перечня объектов страхования с включением в него счетов индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и иных юридических лиц;
‒ усиления роли АСВ при осуществлении мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банков, участвующих в системе страхования вкладов. При этом выполняется исключительно важное условие, а именно: законодательное закрепление критерий отбора банков — участников системы страхования вкладов для оказания им финансовой государственной поддержки для преодоления финансового кризиса.
Законодательство определяет ответственность АСВ за:
‒ разработку и осуществление плана мер по финансовому оздоровлению проблемного банка;
‒ достоверную оценку активов проблемного банка
‒ предоставление государственных средств на оказание финансовой поддержки проблемному банку.
2. Разработку рекомендаций и разъяснений для банков — участников системы страхования вкладов по соблюдению ими требований закона о страховании вкладов и нормативных актов, изданных надзорным органом в целях реализации положений указанного закона.
3. Совершенствование внутренних регламентов Банка России и АСВ для повышения эффективности внутренних процедур, связанных с осуществлением указанными субъектами возложенных на них задач и функций.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что АСВ выполняет определенные управленческие функции и совместно с Банком России осуществляет деятельность по стабилизации банковской системы. Тем не менее, АСВ не имеет право непосредственного надзора за деятельностью кредитных организаций, а также самостоятельной проверки или применения санкции. Из этого следует вывод, что в современный момент АСВ не наделен достаточно властными полномочиями в отношении кредитных организаций и занимает промежуточное положение между организациями банковской инфраструктуры и органами управления банковской системой.
Литература:
- Федеральный закон № 177—ФЗ «О страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
- Федеральный закон № 395–1—ФЗ «О банках и банковской деятельности».
- Указание Центрального банка № 1542-у «Об особенностях проведения проверок банковским участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
4. Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».