Современное экологическое состояние России неблагополучно. Россия является одной из наиболее загрязненных в экологическом плане стран в мире. Этому способствуют в первую очередь техногенные факторы, вырубка лесов, загрязнение водоемов, почвы и атмосферы отходами промышленного производства и потребления. Огромны масштабы загрязнения воздуха, воды, почв, нелегального использования природных ресурсов, утраты биоразнообразия.
За последнее десятилетие, в соответствии с оценками экспертов и компетентных органов государственной власти, экологическая ситуация не улучшилась.
15 % территории России (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе взятые), на которой сосредоточена основная часть населения и производства, находится в неудовлетворительном экологическом состоянии [9].
Выбросы промышленных предприятий ухудшают состояние атмосферы. Негативно для воздуха сгорание автомобильного топлива, а также сжигание угля, нефти, газа, древесины. Вредные частицы загрязняют озоновый слой и разрушают его. Попадая в атмосферу, они вызывают кислотные дожди, которые в свою очередь загрязняют землю и водоемы.
В подавляющем большинстве регионов сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Общая площадь земель, находящихся в хозяйственном обороте, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных органическими и неорганическими веществами, составляет в Российской Федерации около 75 млн. гектаров, включая 60 млн. гектаров за счет выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения твердых коммунальных отходов, отходов предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и иных отраслей промышленности [3].
В стране процесс вырубки лесных массивов практически бесконтрольный, в ходе чего вырубаются сотни гектаров зеленой зоны. Наиболее изменилась экология на северо-западе страны, а также становится актуальной проблема обезлесенья Сибири. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится более сухим [4].
Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты.
На территории России практически все водоемы подвержены антропогенному влиянию. Качество воды в большинстве из них не отвечают нормативным требованиям.
Ситуация с состоянием питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты — более 40 процентов населения страны сталкивается с проблемой неудовлетворительного качества питьевой воды.
Радиоактивное загрязнение. На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация приближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, недостаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения [5].
Уничтожение заповедных зон и браконьерство. Эта беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.
Существует еще одна проблема — это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами.
Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров.
Интенсивное развитие добывающей промышленности в сочетании с недостаточным ростом обрабатывающих производств и медленным внедрением современных экологичных технологий приводит к истощению природных ресурсов, нарушению водного баланса, сокращению биологического разнообразия.
Известно, что экологический контроль на Федеральном уровне осуществляет Минприроды России с помощью подведомственных организаций: Росприроднадзор, Ростехнадзор, Рослесхоз, Росводресурсов, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также органы Роспотребнадзора [2].
Согласно ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» до 2006 г. предусматривался такой вид контроля, как экологический муниципальный контроль. Данный вид контроля осуществлялся органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Он являлся одним из наиболее эффективных механизмов охраны окружающей среды, доказавших за годы своего существования свою эффективность и существенно дополнял федеральный государственный экологический контроль человека и государственный экологический контроль субъектов человека Российской Федерации, позволял им сконцентрироваться человека на контроле крупных объектов, оказывающих человека серьезное негативное воздействие на окружающую человека среду.
Резко обострило экологическую ситуацию в человека стране принятие 131 закона от человека 06.10.2003 «Об общих принципах местного человека самоуправления», по которому 1) был человека отменён муниципальный экологический контроль, и человека 2) ответственность за решение проблемы человека обращения с отходами передана на человека уровень местного самоуправления.
Исходя из ст. человека 15 ФЗ 131 Функции муниципального человека района в области экологии сводятся к следующим позициям:
– организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
– организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов»
Функции поселений:(ст.14):
– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
– организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения [1].
То есть в соответствии с законом органы местного самоуправления обязаны организовать всю деятельность по удалению и переработке отходов, что абсолютно нереально в условиях, когда районы распались на сотни мелких муниципальных образований, которые не имеют достаточных организационных, финансовых, технических и кадровых ресурсов.
ещё один негативный результат в силу 131-го закона практически повсеместно в муниципальных были упразднены отделы и экологии, которые оперативно осуществляли контроль на подведомственной территории, некоторых районах имели в составе отдел экологической полиции.
Росприроднадзора и областных (субъектов Федерации) не состоянии обеспечить контроль огромной территории. Только Московской области более мелких муниципальных образований было около 70 районов).
следует вывод: муниципального контроля к увеличению нарушений и том числе сфере обращения отходами.
В некоторых Российской Федерации власти приняли о наделении местного самоуправления в сфере окружающей фактически передав функции по контролю (контролю сфере охраны среды).
Ослабление экологического контроля к росту числа Поэтому в настоящее особенно актуальна роль надзора за соблюдением природоохранного законодательства. Известно, исполнение закона можно лишь двумя методами:
1) осуществлением надзора за исполнением закона;
2) применением наказания за человека неисполнение закона.
Прокурорский надзор за соблюдением человека норм действующего законодательства в сфере человека обращения с отходами в конечном человека итоге приводит к снижению нарушений человека и улучшению экологической ситуации в человека России. Требование соблюдения природоохранного законодательства человека относится к нарушителям всех рангов: человекадолжностным лицам, принимающим решения на человека любом уровне, представителям органов, осуществляющих человека экологический контроль, руководителям коммерческих организаций, человека предпринимателям и гражданам. Однако правовая человека база природоохранной прокуратуры требует существенной человека доработки.
В настоящее время в российском обществе проблемам охраны окружающей среды уделяется крайне незначительное внимание. Такая ситуация противоестественна, поскольку огромные природные богатства России вносят неоценимый вклад в сохранение её национальной безопасности.
Необходимы системные меры, направленные на объединение усилий государства, общества и бизнеса с целью сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений [6].
Стратегической целью возрождающегося Всероссийского общества охраны природы (ВООП) является создание условий для консолидации усилий государства, бизнес-сообщества и гражданского общества при реализации государственной политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, для укрепления и постоянного развития общественных институтов гражданского общества [7].
Общественный экологический контроль является важным фактором привлечения внимания к проблемам нарушения природоохранного законодательства надзорных и правоохранительных органов.
Решение экопроблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию [8].
Проблемы совершенствования правовой регламентации общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования актуальны в настоящее время ввиду особой значимости экологической составляющей в решении многих национальных задач, суть которой заключается в сохранении и восстановлении природной среды, обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации её последствий, а также в защите экологических интересов социума.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 1.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. - N 31. — ст. 4398.
- Об охране окружающей среды: федер. закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002.
- Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Российская газета, № 211–212, 30.10.2001.
- Лесной кодекс Российской Федерации: федер закон Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ // Российская газета, № 277, 08.12.2006.
- Об охране атмосферного воздуха: федер. закон Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета, № 91, 13.05.1999.
- Бринчук М. М. Право на благоприятную окружающую среду в контексте устойчивого развития // Права человека как фактор устойчивого развития / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2010. С. 204.
- Боголюбов С. А. Защита экологических прав. М., 2016. С. 60
- Волков К. В. Правовое регулирование доступа к экологической информации: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 2
- Выпханова Г.В. Правовая категория «экологическая информация»: дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. N 3