Опыт по теме «Формирование коммуникативной культуры школьников посредством технологии обучения в группе» возник в условиях многопрофильной школы, где обучаются дети из семей различных социальных слоев. В школе созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их самореализации в выбранном направлении деятельности. Большинство школьников и их родителей мотивированы на получение качественного образования, высокие результаты в обучении, понимая, что это главное условие успешности в современном обществе.
Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности и, безусловно, является одной из приоритетных задач образования [1]. Именно коммуникативная культура, является условием успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает особого внимания.
Первичная диагностика (по методике определения коммуникативных и организаторских способностей В. В. Синявского, В. А. Федорошина (КОС)), которая проводилась с учащимися в 7 классе продемонстрировала следующее: 1 (4,5 %) человек получил оценку (1 характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей; 3 (13,6 %) человека получили оценку 2, что говорит о том, что их коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании; коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений; 15 (68 %) человек получили оценку 3, для них характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать. 3 (13,6 %) человека получили оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Тест общительности В. Ф. Ряховского показал, что 1(4,5 %) человек замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество, необходимость новых контактов надолго выводят из равновесия; 18 (81 %) человек в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. 3 (13,6 %) человека весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.
Таким образом, большинство учащихся класса имели средний уровень проявлении коммуникативных и организаторских склонностей Коммуникативные и организаторские способности необходимо развивать и совершенствовать.
В ходе работы над темой опыта были выявлены противоречия:
между требованиями ГОС к уровню подготовки выпускников, и традиционными формами и приемами обучения; между объективной потребностью в использовании новых технологий для организации учебного процесса и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционной системы обучения; между традиционным подходом к организации и проведению уроков и широкими возможностями использования новых технологий творческой деятельности, позволяющих повысить эффективность процесса обучения.
На основании существующих противоречий возникла проблема выбора эффективных образовательных технологии обучения на уроках обществознания, направленных на формирование коммуникативной культуры школьников.
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в формировании коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе [2].
Опыт работы является единой системой работы «урок-внеклассная работа». Коммуникативная направленность этих уроков и занятий активизирует формирование элементов коммуникативной культуры личности: знание норм и правил общения, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию, понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально- культурных, статусных характеристик, умение убеждать собеседника, способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера, выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки, способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
Большинство ученых сходятся во мнении, что коммуникативная культура является одним из компонентов общей культуры личности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач. Изучение коммуникативной культуры нашло свое отражение в педагогических исследованиях, выполненных в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании (В. А. Сластенин., Г. С. Трофимова и др.), в работах, посвященных социализации школьников (О. С. Газман, А. В. Мудрик и др.), их общекультурному становлению (Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя и др.).
Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических направлениях личностно ориентированного образования, таких как диалоговое обучение (Ш., А.. Амонашвили, Е. И. Ильин, С. Ю. Курганов), учебное сотрудничество (Е. С. Полат и др.), технология обучения и управление педагогическим взаимодействием (В. А. Сластенин, И. Е. Щуркова и др.
Резюмируя все вышесказанное, коммуникативную культуру можно охарактеризовать как сложный динамическим процесс, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру жизненного самоопределения [3].
Необходимость специального обучения коммуникативной культуре подтверждается неуклонным ростом значимости межличностного общения, увеличением его интенсивности и частоты. Это требует от школьника умений ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире коммуникации, не потеряв при этом самобытности, уникальности. Именно современная практика обучения и воспитания подрастающего поколения, социокультурный контекст образования, ставит педагогов перед необходимостью решать проблемы учебного сотрудничества, находить действенные методы и способы организации учебной деятельности школьников, реально подготавливающие их к конструктивному взаимодействию в современном обществе, основывающемся в своем развитии на общекультурных человеческих ценностях.
Оптимальной формой организации социальной и образовательной среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, умению разрешать конфликты, отстаивать своё мнение является обучение в группе, применяя метод обучения в сотрудничестве.
Класс разбивается на группы в 3–5 человек [4]. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По мнению разработчиков данного метода (университет штата Миннесота, 1978 г. Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон), учитель должен уделять большое внимание вопросу комплектации групп (с “учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно «определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме или дает тест на проверку усвоения материала. Над заданиями теста школьники трудятся индивидуально, вне группы. Баллы, полученные за тест, суммируются и складываются в общую оценку группы.
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году. В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила» [4].
Таким образом, обучение в группах «по методу сотрудничества способствует установлению дружеских взаимоотношений, умению разрешать конфликты, отстаивать свое мнение, формирует коммуникативную культуру, являющуюся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.
По истечении 3 лет ситуация изменилась: уменьшалось количество детей со средним уровнем и увеличилось до 45 % количество детей с высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей, которые занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Произошли положительные изменения с ситуацией общительности. С повышением уровня коммуникативной культуры в классе «исчезли» школьники, которые без меры любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.
Следствием позитивных изменений в области коммуникативной культуры стало повышение качества знаний школьников по обществознанию с 63 % д 80 %.
Результаты сдачи ГИА учащимися 9Б класса в 2012–2013 учебном году подтверждают эффективность работы с учащимися в этом направлении. Учащиеся продемонстрировали уровень качества знаний 93 % при 1000 успеваемости.
Необходимо иметь в виду, что целью такого обучения является не только овладение каждым учеником знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Учащиеся учатся работать вместе, оказывать помощь и поддержку. Важно то, что ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их симпатии, доброжелательные отношения, заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. То есть школьники овладевают совокупностью таких знаний, умений, навыков, которые позволяют результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач.
Литература:
- Агафонова Ю. А. Актуальность формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников в процессе профильного обучения в современном образовательном учреждении. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/
- Аргунова П. Г.Коммуникативная компетентность в образовательном процессе. teoria-practica.ru/-3–2013/pedagogics/argunova
- Карпова Е. В., Шевко О. Н. Организация работы учащихся в малых группах в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 274 с.