Направления и этапы работы с кадровым резервом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 08.12.2017

Статья просмотрена: 4293 раза

Библиографическое описание:

Архипова, Т. А. Направления и этапы работы с кадровым резервом / Т. А. Архипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46855/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей публикации описываются этапы работы с кадровым резервом. Также перечислены направления совершенствования политики по отношению к резерву руководителей. Описаны моменты, которые необходимо учитывать при подготовке списков резервистов.

Ключевые слова: кадровый резерв, выявление талантливых кандидатов, привлечение персонала, этапы работы с кадровым резервом

Для подбора талантливых и высококвалифицированных управленцев приходится все чаще и чаще применять технологии по подбору персонала, которые именуются среди кадровиков, как «охота за головами». Рынок стал «вторичным». В последнее время этот метод в основном используется для подбора высшего руководства, топ-менеджеров. В ближайшем будущем данным способом придется подыскивать и специалистов, и даже рабочих, если в организации не создать определенную систему по работе с персоналом. Речь идет о создании на предприятии системы кадрового резерва и работы с ним.

В особо крупных российских негосударственных организациях кадровый резерв создается, обуславливаясь главным образом, конкуренцией между компаниями за перспективных, талантливых и высококлассных специалистов. В случае ухода ключевого сотрудника все это приводит к рискам замещения вакансии несвоевременно.

Создавать резерв кадров необходимо для плавного и более качественного обеспечения организации подготовленными кадрами, которые будут готовы в случае необходимости вести работы, помимо своего участка, с другими подразделениями и отделами по смежным направлениям. Имеющиеся в кадровом резерве подготовленные сотрудники позволяют организации существенно снизить затраты по подбору и адаптации новых работников, а также построить систему по инвестициям в развитие персонала. Это в свою очередь очень сильно повысит нематериальную мотивацию сотрудников и способствует их закреплению на предприятии.

В работе с кадровым резервом можно определить основные направления, совершенствующие политику управления персоналом в целом.

В Таблице 1 показано, что существует немало направлений работы с резервом кадров, которые очень важны создания и развития этой работы.

Таблица 1

Направления совершенствования политики по отношению крезерву руководителей

Направление деятельности

Сформировавшаяся политика по отношению крезерву

Политика, которая необходимая для решения современных задач производства

Философия отношения к кадровому резерву

Резерв — это затраты

Условие эффективного решения стратегических предприятия в целом

Механизм выдвижения в кадровый резерв

Административный

Личная инициатива сотрудника, желающего стать руководителем

Подбор кадрового резерва

На основе опыта руководителя и интуиции

Многостороннее изучение личности сотрудника

Цели работы с резервом

Финансовое благополучие предприятия

Главное понимать, что интересы личности и предприятия совпадают, воспитывать верность предприятию

Содержание работы с кадровым резервом

Действия согласно срокам и правилам

Действия согласно правилам и срокам плюс:

проявление личной инициативы;

совершенствование своих функций;

повышение качества работы;

овладение смежными профессиями;

достижения в своей профессии

Должностные обязанности и права

Специализированные

Универсальный сотрудник, стремящийся учиться и повышать квалификацию всю жизнь, владеющий несколькими специальностями.

Мотивирование резерва

Карьерный рост как следствие повышения заработной платы.

Для каждого подразделения и руководителя мотивационные методики, которые основанные на принципе коллективной хозрасчетной заинтересованности

Контроль

Со стороны непосредственного начальника

Самоконтроль

Основные направления работы с кадровым резервом

  1. Принцип продвижения в должности.

На основе прохождения этапов должностной карьеры, отбор кандидатов внутри подразделения из списков кадрового резерва.

  1. Выбор кандидатов в кадровый резерв.

На основе наличия опыта, стажа работы, профильного образования, личностных качеств.

  1. Подготовка кадрового резерва.

‒ начало обучения специалиста как будущего руководителя.

‒ формирование групп специальной подготовки из числа сотрудников, проявивших организаторские способности.

‒ индивидуальное обучение, программа которого основана на выявлении и развитии потенциальных возможностей резервиста.

‒ освоение этапов должностной карьеры.

‒ обсуждение временных интервалов и форм повышения квалификации, при заключении контракта.

  1. Оценка кадрового резерва.

Ежегодная оценка резервиста со стороны коллег и его самого по всем предъявляемым и требуемым должностью качеств. При желании резервиста, оценку можно провести через полгода.

  1. Общение резервистов.

Частое целевое общение между собой, с вышестоящим руководством и с тем руководителем, идти на замещение должности которого планирует резервист.

  1. Мотивирование резерва.

‒ расширением социальных контактов;

‒ перспективой карьерного роста;

‒ перспективой профессионального роста, при помощи обучения за счет предприятия;

‒ перспективой роста заработной платы;

‒ отсутствие дисциплинарных взысканий в течение первого года работы.

  1. Изменение отношений руководства с резервистом.

Вышестоящий руководитель не видит в резервисте конкурента, так как формируется резерв не на его конкретную должность, а на должность руководителя среднего уровня.

  1. Знание резервистов стратегии деятельности своего отдела и предприятия.

Понимание резервистом социально-экономической программы развития предприятия и его структур, понимание принципов организационной культуры предприятия.

  1. Реклама подготовленных резервистов.

Ознакомление топ-менеджеров с результатами роста резервистов, выявленных по материалам тестирования и деловых оценок.

  1. Присутствие центра оценки персонала.

Специально оборудованный центр оценки сотрудников на предприятии.

  1. Обучение оценочной комиссии.

Обучение сотрудников кадровой службы, которые проводят оценку претендентов на выдвижение в резерв.

  1. В период, когда нет вакансий — «Горизонтальное» перемещение резервистов

Регулирование перемещений, которые связаны с временным замещением руководителя, расширением круга ответственности, перемещения между существующими должностями

Работа с кадровым резервом предполагает следующие этапы:

1. Анализ потребности в кадровом резерве;

2. Формирование списка резервистов;

3. Подготовка кандидатов к должности.

Анализ потребности в кадровом резерве

Перед тем как начать процедуру формирования кадрового резерва, необходимо подготовить прогноз изменения структуры аппарата; улучшить систему продвижения сотрудников по службе; определить на сколько обеспечены резервом номенклатурные должности; определить сколько резервистов должно приходиться на каждую должность. В итоге представится возможным определить и перспективную и текущую потребность в резерве кадров.

Для того, чтобы определить необходимую численность резервистов необходимо установить необходимость предприятия в управленческих кадрах на перспективу до пяти лет; процент выбывающих из резерва кадров из-за невыполнения программы подготовки по каким бы то ни было причинам; число руководящих работников, освобождающихся в результате изменения структуры управления, которые могут использоваться в качестве руководителей других отделов или подразделений.

Чтобы в дальнейшем усовершенствовать работу по формированию кадрового резерва при подготовке списков резервистов нужно учитывать следующие моменты:

категории должностей, являющиеся основными для создания кадрового резерва руководителя конкретного структурного подразделения, в зависимости от особенностей конкретного производства; вероятность подбора заместителей руководителей;

личную ответственность управленцев за грамотную расстановку определенной категории сотрудников.

При формировании списка резервистов формируется список кандидатов в резерв и на конкретные должности создается резерв.

При формировании кадрового резерва следует определить: кого необходимо внести в списки кандидатов в резерв; кто из внесенных в списки кандидатов в резерв должен пройти обучение; какую модель подготовки применить к каждому кандидату, учитывая его индивидуальные особенности и возможность использования его на руководящей должности.

При формировании списка резерва применяются следующие методы:

анализ документов— автобиографий, отчетов, характеристик, итогов аттестации сотрудников и др.; интервью или беседа по заранее подготовленному плану или вопроснику либо без плана для раскрытия интересующих данных (потребностей, стремлений, мотивов поведения и т. п.); оценка поведения сотрудника в различных ситуациях (в коллективе, на производстве, в быту и т. д.); анализ результатов производительности труда и качества выполняемой работы; метод заданной группировки работников — это когда с требованиями должности определенного ранга сравниваются качества кандидатов: претендент подбирается под требования к конкретной должности.

При формировании перечня претендентов в резерв учитываются определенные факторы:

требования к должности, оценка и описание рабочего места, анализ производительности труда; профессиональная характеристика сотрудника, который необходим для эффективной работы в соответствующей руководящей должности; перечень должностей, занимая которые можно стать кандидатом в кадровый резерв; определенные критерии подбора кандидатов (возраст, образование, стаж и т. п.); результаты анализа требований и индивидуальных особенностей претендентов на резервируемую должность; рекомендации и выводы крайней аттестации; мнение начальников и специалистов смежных отделов; результаты анализа потенциала претендента (обучаемость, умение работать в режиме многозадачности, способность быстро осваивать теорию и практические навыки).

К наиболее значимым критериям и факторам, при формировании системы качеств менеджера в резервируемой должности, относятся:

‒ компетентность и профессионализм —возрастной и образовательный цензы, уровень профессиональной подготовки, стаж работы, самостоятельность в принятии решений и способность их реализовать, умение проводить переговоры, аргументировать и отстаивать свое мнение и др.;

‒ потенциальные возможности и личностные качества —внимательность, гибкость мышления, авторитетность, доступность, коммуникабельность, тактичность, организаторские склонности, эмоциональная устойчивость, высокая степень интеллигентности т. д.

‒ мотивация труда — интерес к творческому труду и профессиональным проблемам, ориентация на перспективу, стремление к расширению кругозора, готовность к социальным конфликтам в интересах дела и работников, к обоснованным рискам;

При формировании списка резервистов решаются следующие задачи: оценка претендентов; сопоставление необходимых для резервируемой должности требований и совокупности качеств претендента; сравнение претендентов на одну должность и выбор самого соответствующего для работы в резервируемой должности.

По результатам сравнения и оценки претендентов, предварительный список резерва корректируется и уточняется.

Методы, используемые для профессиональной подготовки:

‒ индивидуальная подготовка, которая проводится под руководством вышестоящего руководителя;

‒ стажировка в должности;

‒ учеба на курсах, тренингах или в университете, зависит от планируемой должности.

Виды программ для подготовки кадрового резерва

‒ Общая программа включает теоретическую базовую подготовку, а именно:

повышение образования резервистов, связанного с их базовой подготовкой; пополнение и обновление знаний по отдельным вопросам управления производством; обучение резервистов специальным дисциплинам, которые необходимы для более эффективного управления производством, сдача этих дисциплин в форме экзамена.

‒ Специальная программа учитывает разделение всего кадрового резерва по направлениям подготовки (специальностям). Подготовка, которая сочетает практику и теорию, может осуществляться по следующим направлениям: деловые игры; решение конкретных производственных задач по специальностям. Резервистами должны разрабатываться конкретные рекомендации по улучшению производства.

‒ Индивидуальная программа включает определенные задачи по улучшению качества знаний, умений и навыков для каждого сотрудника, который зачислен в кадровый резерв. Например, производственная практика на зарубежных и именитых отечественных предприятиях, стажировка на резервной должности. Индивидуальные планы резервистов разрабатываются их непосредственными начальниками, а утверждаются руководством предприятия. Регулярный контроль за выполнением индивидуальных программ осуществляется руководителями отделов или подразделений и работниками управления персоналом, которые ответственны за подготовку кадрового резерва.

Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, принести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для «молодого» начальника, и для его «новых» подчиненных.

Для того, чтобы легче адаптироваться к новой должности необходимо ввести кандидатов в совершенно новую для них систему управления предприятием, подробно представить им правила и технологии принятия решений, также познакомить с технологиями коммуникации, представить сотрудника коллективу в новом качестве.

Значительно сложнее приход сотрудника в организацию, принятого «со стороны». Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей корпоративной культуры, и людям.

Для облегчения этих адаптационных процессов многие серьезные организации вводят, ориентируемые на подготовку самых перспективных сотрудников, специальные программы.

Новички разбираются в структуре, проходя ориентационные программы и специализированные тренинги, которые помогают разобраться в традициях и структуре предприятия.

Литература:

  1. Дейнека, А. В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А. В. Дейнека. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 288с.
  2. Суслов Г. В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. 154с.
  3. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: учебник/ О. К. Минева, И. Н. Ахунжанова, Т. А. Мордасова [и др.]; под ред. О. К. Миневой. М.: ИНФРА-М, 2016. 160с.
  4. Управление персоналом организации: Учебник / Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Ивановская Л. В.; Под ред. Кибанов А. Я. 4-е изд., доп. и перераб. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 695с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадровый резерв, должность, резерв кадров, оценка претендентов, предприятие, работа, резерв, список кандидатов, формирование списка резервистов, вышестоящий руководитель.


Ключевые слова

кадровый резерв, привлечение персонала, выявление талантливых кандидатов, этапы работы с кадровым резервом

Похожие статьи

Основные понятия, цели, задачи и принципы формирования кадрового резерва предприятия

В настоящей статье рассмотрены основные понятия, задачи и принципы формирования кадрового резерва предприятия, направленные на реализацию успешной кадровой политики по подготовке перспективных кадров. Также в работе перечислены требования к подбору р...

Методика оценки эффективности работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе

Автором приведена методика оценки эффективности работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе. Обозначены этапы оценки эффективности работы с кадровым резервом. Автор приходит к выводу, что оценка эффективности кадрового резерва не...

Кадровый менеджмент в системе управления государственной службой

В статье описаны теоретико-методологические основы государственной кадровой политики в государственной службе. Основные задачи формирования кадрового резерва и организации работы с ним. Принципы формирования кадрового резерва.

Основные проблемы управления кадровым резервом в организации

В статье рассмотрены основные проблемы, которые встречаются при работе с кадровым резервом в организациях. Рассмотрены пути решения проблем при формиро-вании и управлении кадровым резервом.

Этапы, элементы и формирование кадровой политики

В работе были рассмотрены этапы, элементы и факторы эффективности. Также, была затронута тема формирования кадровой политики.

Ротация руководящих кадров органов внутренних дел

В статье рассмотрены особенности проведения ротации сотрудников органов внутренних дел. Выявлены отдельные проблемные вопросы проведения ротации, внесены предложения по их совершенствованию

Управление и мотивация персонала на работу

В настоящей работе будут обсуждаться инструменты стимулирования сотрудников, управление стратегическим кадровым потенциалом, действенные приёмы мотивации и представлены главные мифы о мотивации. При правильном управлении стратегическим кадровым потен...

Какие цели преследует компания, создавая кадровый резерв?

Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового состава образовательного учреждения в современных условиях

Научная статья посвящена важному ресурсу организации — кадрам. Так на сегодняшний день персонал, трудовые кадры — это один из важнейших ресурсов организации. В научной статье отмечено, что одним из значимых показателей деятельности образовательного у...

Цели работы с кадровым резервом предприятия

В статье представлены результаты теоретического исследования понятия «кадровый резерв», а также рассмотрены основные научные подходы к созданию кадрового резерва предприятия и основные цели данного направления работы с персоналом.

Похожие статьи

Основные понятия, цели, задачи и принципы формирования кадрового резерва предприятия

В настоящей статье рассмотрены основные понятия, задачи и принципы формирования кадрового резерва предприятия, направленные на реализацию успешной кадровой политики по подготовке перспективных кадров. Также в работе перечислены требования к подбору р...

Методика оценки эффективности работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе

Автором приведена методика оценки эффективности работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе. Обозначены этапы оценки эффективности работы с кадровым резервом. Автор приходит к выводу, что оценка эффективности кадрового резерва не...

Кадровый менеджмент в системе управления государственной службой

В статье описаны теоретико-методологические основы государственной кадровой политики в государственной службе. Основные задачи формирования кадрового резерва и организации работы с ним. Принципы формирования кадрового резерва.

Основные проблемы управления кадровым резервом в организации

В статье рассмотрены основные проблемы, которые встречаются при работе с кадровым резервом в организациях. Рассмотрены пути решения проблем при формиро-вании и управлении кадровым резервом.

Этапы, элементы и формирование кадровой политики

В работе были рассмотрены этапы, элементы и факторы эффективности. Также, была затронута тема формирования кадровой политики.

Ротация руководящих кадров органов внутренних дел

В статье рассмотрены особенности проведения ротации сотрудников органов внутренних дел. Выявлены отдельные проблемные вопросы проведения ротации, внесены предложения по их совершенствованию

Управление и мотивация персонала на работу

В настоящей работе будут обсуждаться инструменты стимулирования сотрудников, управление стратегическим кадровым потенциалом, действенные приёмы мотивации и представлены главные мифы о мотивации. При правильном управлении стратегическим кадровым потен...

Какие цели преследует компания, создавая кадровый резерв?

Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового состава образовательного учреждения в современных условиях

Научная статья посвящена важному ресурсу организации — кадрам. Так на сегодняшний день персонал, трудовые кадры — это один из важнейших ресурсов организации. В научной статье отмечено, что одним из значимых показателей деятельности образовательного у...

Цели работы с кадровым резервом предприятия

В статье представлены результаты теоретического исследования понятия «кадровый резерв», а также рассмотрены основные научные подходы к созданию кадрового резерва предприятия и основные цели данного направления работы с персоналом.

Задать вопрос