Агропромышленный комплекс (АПК) — включает в себя ряд секторов экономики, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также производства средств производства для удовлетворения нужд аграрного производства [1].
В аграрный сектор экономики занимает особое место в развитии современного государства, он предлагает использование земли с целью производства продуктов питания и потребительских товаров. Сельское хозяйство оказывает значительное влияние на уровень национального благосостояния, поскольку его продукция составляет более 60 % товаров розничной торговли.
В агропромышленном комплексе можно выделить три основных уровней, каждый из которых выполняет определенную функцию:
1) производство средств производства для сельского хозяйства, промышленности, переработки ее продукции. Данный сектор включает субъектов агробизнеса, которые предлагают производителям аграрную технику, удобрения, т. е. определяет общий уровень его интенсификации;
2) сельское хозяйство является центральным сектором агропромышленного комплекса. Он отличается от других отраслей материального аграрного производства, во-первых, сезонностью производства, с другой стороны, на его развитие сильно влияют природные условия, в-третьих, особенностью сельского хозяйства является то, что земля представляет собой главное и незаменимое средство труда.
3) промышленность, представлена организациями по переработке сельскохозяйственного сырья, предприятиями легкой промышленности и промышленности, которая обеспечивает хранение, транспортировку и продажу продукции АПК [3].
Актуальные проблемы АПК России и ее регионов, связанны с необходимостью оперативной адаптации к новым экономическим реалиям 21 века: вступление России в ВТО, падение цен на нефть, введенный режим санкций западных держав в отношении основных секторов национальной экономики РФ и др. [8].
В этой связи в настоящее время возрастает значение механизмов государственного регулирования аграрного сектора экономики, которое является базовой структурообразующей подсистемой системы национальной экономики [2]. Важно отметить, что в настоящее время эффективность современной системы государственного регулирования аграрного сектора зависит от способности быстро реагировать на возникающие внутренние и внешние проблемы, которые возникают в процессе трансформации мировой экономики, а также национальной экономики в условиях современного кризиса [5].
Наиболее важным условием для динамичного развития отечественного агропромышленного комплекса, является соразмерное и сбалансированное развитие всех субъектов агробизнеса, в зависимости от вклада каждого из них в стоимость создаваемых благ, доля которых в оценке конечного продукта может быть своей в общей структуре АПК России. В частности отметим, что по оценкам экспертов, в экономически развитых странах, большую часть стоимости конечного продукта субъекты агробизнеса создают в третьей сфере АПК, где доминируют субъекты в сфере переработки сельскохозяйственного сырья, хранения, фасовки и упаковки готовой продукции. Так, в США в этой области создается до 80 % от розничной цены продукта, в то время как в России на долю данного сектора приходится не более 40 %. В условиях динамичных изменений политики и социальной окружающей среды, возрастает проблема формирования адекватной системы государственного регулирования АПК, которая будет в состоянии эффективно реагировать на различные проблемы. Существующая система государственного регулирования сельского хозяйства в смежных секторах включает в себя совокупность факторов, экономических, организационных, правовых и социальных, влияющих на развитие аграрного сектора экономики [6].
Основные направления современной государственной политики в области регулирования АПК включают в себя:
– формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
– формирование условий для поддержания устойчивого роста спроса продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;
– создание инфраструктуры для устойчивого функционирования и рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, системы оптовых и розничных рынков;
– поддержка устойчивого предложения продуктов питания и других сельскохозяйственных продуктов, обучение и поддержку системы цен, которая способствует стимулированию устойчивости предложения и удовлетворяет запросам населения при формировании спроса на продукты питания и другие товары;
– обеспечение развития и поддержание приемлемого уровня развития социальной сферы села;
– создание условий для адаптации субъектов АПК в системе межрегионального и международного рынков аграрной продукции [7].
Механизмы государственного регулирования АПК в практике деятельности государственных органов власти является важной частью реализации аграрной политики государства, для защиты интересов своих производителей аграрной продукции. Совершенствование механизмов государственного регулирования аграрного сектора экономики должна быть направлена на улучшение использования их природных, людских, материальных ресурсов, создания эффективной институциональной среды, обеспечение роста, инноваций и инвестиций, производителей товаров [9].
Система государственного регулирования осуществляется посредством мер, инструментов органов власти, с целью защиты отечественного рынка от негативных внешних воздействий, достижение устойчивого экономического роста путем формирования эффективной структуры экономики, формирование комплекса условий, необходимых для модернизации технологической базы отрасли, экономической и социальной стабильности сельских территорий.
Механизмы государственного регулирования АПК основаны на использовании нормативно-правовой базы, технологий, инфраструктуры и финансовой безопасности, использования инструментов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, прогнозирования, программирования, регулирования цен. В частности отметим, что на региональном уровне, реализация действия данных механизмов предполагает использование комплекса административных, нормативных и финансовых инструментов.
Особого внимания заслуживает социальная поддержка сельских территорий, развитие логистической инфраструктуры, сохранение стабильности, эффективности и конкурентоспособности отраслей промышленности. Список приоритетов для развития сельского хозяйства позволяет также определить методы и инструменты воздействия, способствующие эффективному решению социально-экономических задач [4].
Методы государственного регулирования аграрного сектора экономики можно подразделить на прямые и косвенные.
В современных условиях на функционирование экономических агентов в сфере агробизнеса влияют следующие методы косвенного регулирования, а именно: установление на ряд товаров фиксированных цен, ограничения вызванные использованием квот, различные формы контроля, а также курс валюты, лицензирование различных видов деятельности). В целом использование прямых методов государственного регулирования основано на силе, мощи и мерах административного характера, которые включают в себя функции запрета, разрешения и предупреждения. Административные методы государственного регулирования аграрного сектора экономики эффективны для сохранения контроля над аграрным рынком, а также в области экологии, посредством разработки национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров качества жизни местного населения.
Экономические методы государственного регулирования призваны косвенно влиять на развитие агарного сектора экономики и предполагают использование различных инструментов экономической политики за счет использования: льготных кредитов, налоговых льгот, преференций в оказании финансовой поддержки (субвенции, субсидии, гранты).
Можно сказать, что экономические методы государственного регулирования воздействуют на интересы субъектов агробизнеса косвенно: через хозяйственное законодательство, налоговую и кредитную системы. Структура используемых методов зависит от ситуации в сельском хозяйстве, от внешнеэкономической политики государства, рыночной конъюнктуры, а также распространения форм собственности в аграрном секторе национальной экономики [3].
В современной политике современного государства прямые и косвенные методы государственного регулирования аграрного сектора экономики тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
К основным инструментам государственного регулирования на примере Краснодарского края следует отнести ряд экономических методов (финансирование и поддержка региональных проектов, налоговых льгот, льготных ссуд и безвозмездные субсидии, пособия, сельхозпроизводители выплаты для организаций, ведущих опытно-конструкторские разработки и исследования в области сельского хозяйства), управленческих методов (создание, адаптация и поддержание эффективного законодательства в области сельского хозяйства, снижение административной нагрузки и коррупции, улучшение бизнес-климата), а также инструментов маркетингового характера (создание успешных инноваций и инвестиций в регионе, развитие сельского хозяйства, а также развитие рыночной и социальной инфраструктуры сельских территорий, продвижения региональных брендов сельскохозяйственной продукции) [8].
Литература:
- Агропромышленный комплекс России, его развитие и особенности. Программы агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]. / URL: SYL.ru: http://www.syl.ru/article/175716/new_agropromyishlennyiy-kompleks-rossii-egorazvitie-i-osobennosti-programmyi-agropromyishlennogo-kompleksa
- Андреев С. Ю. Социально-экономические аспекты повышения эффективности кролиководческого бизнеса: автореф. дис. канд. экон. наук / С. Ю. Андреев. — Краснодар, 2008. — 26 с.
- Болдуев М. В. Формирование организационно-экономического механизма государственного регулирования развития регионального АПК / URL: http://be5.biz
- Институциональные аспекты регулирования рынка труда в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю., Латыш И. С. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1 (18). — С. 89–92.
- Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / Андреев С. Ю., Власова Н. В., Яни А. В., Мищенко Е. А., Самсонов В. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 116. — С. 796–813.
- К вопросу о государственном регулировании конъюнктуры рынка зерна / Андреев С. Ю. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 56. — С. 52–62.
- Порфильев Б. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста. Рабочие материалы фонда Карнеги. Апрель 2013 [Электронный ресурс]. / URL: http://carnegie.ru/publications/?fa=51414#
- Сладкова, Т. В. Государственная поддержка агропромышленного комплекса России и участие во всемирной торговой организации / Т. В. Сладкова. — М.: Научные технологии / Экономика и право — ep 15–09 / URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep15–09/1715-a
- Теоретико-методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма стимулирования инвестиционной активности в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю. // Конкурентоспособность в глобальном мире: Экономика, наука, технологии. — 2016. — № 8–1 (20). — С. 14–18.