Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 07.12.2017

Статья просмотрена: 1315 раз

Библиографическое описание:

Насретдинова, А. Ф. Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников / А. Ф. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46901/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из важных составляющих любой профессиональной деятельности является языковая и коммуникативная компетентность. Современный русский язык характеризуется определенными нормами его употребления, без знания которых человек не может считать себя образованным. Сегодня высокая языковая компетентность — непременное качество общественно активной личности. Ценность и востребованность специалиста на современном рынке труда во многом зависит от наличия у него грамотной устной и письменной речи, умения общаться, воздействовать на других людей посредством слова. Нарушение языковых норм, речевые ошибки в речи даже очень авторитетного в своей области специалиста субъективно снижают в сознании слушающих или читающих уровень достоверности излагаемой им информации. Психологи предупреждают, что деформация речи может вести к деформации сознания.

В подготовке медицинского работника роль изучения естественнонаучных и клинических дисциплин неоспорима, однако очень важным является и умение работника хорошо владеть своей речью, его умение слушать и слышать, грамотно излагать свои мысли в письменной форме. [4]

Профессиональный уровень специалиста медицинского профиля во многом зависит от степени его владения языковыми нормами, устной и письменной речью. Не секрет, что работники медицинских учреждений концентрируют свое внимание лишь на медицинской стороне лечения пациента и уделяют минимум времени для общения с ним, т. е. лечат заболевание, а не человека. Это приводит к сложностям в установлении контакта между медицинским работником и пациентом, что может негативно сказаться на результатах лечения, психической состоянии пациента. [4]

Актуальность темы вызвана необходимостью формирования нового поколения медицинских работников, умеющих грамотно излагать свои мысли.

Цель: повышение языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника.

Объект исследования — языковая компетенция студентов Туймазинского медицинского коллджа

Предмет исследования — роль языковой и коммуникативной компетенции будущих медицинских работников.

Задачи исследования:

  1. Изучение научной литературы по исследуемой теме.
  2. Оценка состояния языковой и коммуникативной компетенции студентов Туймазинского медицинского колледжа.
  3. Создание информационного банка методического материала.
  4. Разработка перспективного плана мероприятия по повышению языковой и коммуникативной компетенции студентов Туймазинского медицинского колледжа.

Гипотеза исследования — систематизация знаний по русскому языку способствующая формированию общей и профессиональной компетенции.

Методы исследования применялись адекватно поставленным целям: изучение, анализ, обработка информации из различных источников; сбор статистических данных; проведение анкетирования; опрос.

Этапы исследования:

  1. Изучение состояния вопроса по различным источникам информации в настоящий момент (интернет, печатные издания).
  2. Экспериментальная работа (материалы анкетирования и опроса)
  3. Анализ проведенных исследований, разработка планов, рекомендаций.
  4. Практическая деятельность, подведение итогов, оценка результатов.
  5. Выводы и рекомендации.

Работа имеет теоретическую и практическую значимость, так как открывает потенциал в духовно-нравственном аспекте формирования профессиональной и общей компетенции медицинского работника, исходя из современных требований, и дает возможность использования результатов работы в практике учебных заведений, проведении внеурочных мероприятий.

Еще во времена античности медицинские работники понимали важность речевого воздействия на душу больного, а не только на тело. «Medice, cura aegrotum, sed non morbum!» — Врач, лечи больного, а не болезнь. В высказывании, приписываемом Гиппократу, говорится о личностном подходе к каждому пациенту. Воздействие словом является важным моментом установления контакта врача с пациентом, помогает успешному лечению. [2, с.5]

Речь — это деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами определенного языкового коллектива или для обращения к самому себе.

Речевой этикет обладает следующими функциями: коммуникативная, контактоустанавливающая, функции призыва, привлечения внимания, функция вежливости и др. Уровень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека к лингвоактивной деятельности. [1, с.3]

В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив, понятием пациент, ввиду того, что само понятие «больной» несёт определённую психологическую нагрузку. А обращения к заболевшим людям типа: «Как ваши дела, больной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является психологически комфортным. Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения. [3, с.25]

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается медицинская терминология. Целью нашего проекта было повышение языковой компетентности медицинского работника. Основные задачи: привлечь внимание к проблеме языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника.

Чтобы выявить качество знаний студентов медицинского колледжа по орфографии, орфоэпии, психологии было проведено первоначальное тестирование.

Мы предложили 200 студентам (I-IV курсы) ответить на эти вопросы. Результаты тестирования и анкетирования нас удивили. По результатам тестирования было выявлено, что студенты первых курсов показали хорошую грамотную письменную и устную речь, но анкетирование по психологии на выявление коммуникативных качеств оказалось для них сложным. У студентов выпускных групп анкетирование по психологии на выявление коммуникативных качеств не вызвала трудностей, но результаты тестирования по орфографии, орфоэпии нас не обрадовали.

Учитывая полученные данные, кружком был разработан план работы среди студентов Туймазинского медицинского колледжа:

Оформить папку — раскладушку на тему «Нормы общения медицинского работника». Дополнить этический кодекс студента Туймазинского медицинского колледжа.

Создать сборник мультимедийных презентаций по дисциплине «Русский язык и литература»

Создать памятку «Говори правильно!»

Создать трехъязычный словарь «Медицинская терминология»

Создать памятку «Пиши правильно!»

Провести классный час на тему «Роль духовно-нравственного и воспитания в формировании будущего профессионала медицинского работника»;

Провести классные часы на тему «Языковая компетенция будущего медицинского работника»;

Снять видеоролик проведенного интервью в больницах города и в Туймазинском медицинском колледже.

Написать статью в СМИ о необходимости повышения языковой и коммуникативной компетенции

Мы решили обогатить языковую и коммуникативную компетенцию наших студентов. Ведь прав наш великий русский писатель И. С. Тургенев. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

После проведенной работы членами кружка было организовано повторное тестирование, анкетирование среди студентов Туймазинского медицинского колледжа. Опрос показал, что у студентов произошло осознание необходимости иметь высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности. В результате опроса были получены следующие данные: из общего числа тестируемых студентов 91 % ответили правильно на все вопросы, 9 % лишь на часть вопросов. Проведя вторичное анкетирование, мы выяснили, что огромное значение уделяется профессионализму и гуманности, но теперь большинство считает, что знание русского языка на высоком уровне, а также этики и деонтологии влияет на формирование у них профессиональных качеств медицинского работника.

Учитывая проведенные исследования, мы пришли к пониманию необходимости гуманного, культурного, грамотного воспитания на опыте проектной работы в этом направлении в колледже. Воспитание духовных, языковых, нравственных, коммуникативных качеств медицинского работника необходимо начинать с изучения русского языка.

Изучение этого предмета способствует выработке профессиональных качеств будущего медицинского работника. Анализ показывает, что в современных условиях коммуникабельность, грамотность, патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств — это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная толерантность, общественно значимые поведения и деятельность.

В настоящее время сложились условия, когда востребованность медицинского работника на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к русскому языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, неграмотная наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них.

По итогам работы были сделаны следующие выводы:

– Грамотное изложение своих мыслей является одним из неотъемлемых направлений формирования профессиональных качеств будущего специалиста-медика.

– Высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности способствует воспитанию профессионалов, отвечающих современным требованиям в рамках Приоритетного Национального Проекта Здоровье, и этическим представлениям населения о медицинских работниках.

– Правильное произношение профессиональных терминов способствует развитию языковой компетентности, а также обогащению общего кругозора (история, античность, этимология слов и т. д.)

Рекомендации для студентов и педагогического коллектива колледжа:

– систематизировать работу по изучению языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника;

– уделять большое внимание воспитанию языковой компетентности будущих медицинских работников при изучении каждой клинической дисциплины;

– пополнять словарь медицинских терминов на разных языках.

Итак, мы видим, что в медицине очень много разнообразных и оригинальных понятий. Важно не только знание терминов и понятий, но и понимание их смысла, правильное применение их в своей речевой и письменной практике. Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой языковой и коммуникативной компетентности о недостаточном запасе слов.

Литература:

  1. В. В. Белый, Г. Н. Аксенова. Учебно-методическое пособие «Культура речи молодого врача. Минск БГМУ 2011
  2. Л. Г. Бочкова, Е. В. Наумова. «Врач — лингвоактивная профессия» // Известие медицинского университета № 4 (80) апрель 2007.
  3. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с.
  4. 5fan.ru›wievjob.php?id=89176
Основные термины (генерируются автоматически): медицинский работник, коммуникативная компетентность, русский язык, Туймазинский медицинский колледж, Высокий уровень, результат тестирования, студент, коммуникативная компетенция, письменная речь, речевое воздействие.


Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов

Формирование профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов

Формирование профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Интеллектуальное развитие будущих специалистов социальной сферы

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос