Природа межличностных отношений является достаточно сложной и многогранной. Межличностные отношения включают в себя множество индивидуальных качеств личности, а также нормы и ценности общества. Индивид может вступать в межличностные отношения самых различных по ценностям, структуре общностей. Это могут быть отношения в детском саду, классе, различных объединениях. В каждой конкретной общности индивид реализует себя как личность и может оценить себя в системе отношений с другими.
В основе развития межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников лежит потребность в общении, и эта потребность с возрастом изменяется. Данная потребность удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член детского коллектива занимает индивидуальное положение и в системе деловых и в системе личных отношений, на которые оказывают влияние достижения ребенка, его индивидуальные предпочтения, увлечения, а к концу третьего и четвертого класса и персональные нравственные качества.
Актуальность изучения отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности важна прежде всего потому, что конфликтные отношения со сверстниками могут оказывать серьезное влияние на личностное развитие. Именно поэтому информация об особенностях развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции, приобретает первостепенное значение.
Изучению проблемы развития межличностных отношений младших школьников посвящены труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна Л. И. Божович, В. В. Давыдова, Я. Л. Коломинского, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой и мн. др. Исследования авторов показывают, что формирование межличностных отношений младших школьников в условиях общеобразовательной школы является актуальным и требует дополнительного изучения.
Б. С. Волков считает, что для младшего школьного возраста основополагающим обстоятельством является поступление в школу. При поступлении ребенок начинает занимать совершенно новое место в системе отношений: появление постоянных обязанностей, связанных с учебой. Ребенок по-новому начинает ощущать себя в социальном пространстве. К младшему школьному возрасту, дети многого достигают в межличностных отношениях: они способны ориентироваться в семейных отношениях, умеют занимать необходимое положение среди близких людей, способны выстроить отношения со сверстниками. К младшему школьнику приходит понимание, что оценивание его мотивов и поступков осуществляется не только за счет собственного отношения к ним, но и благодаря тому, как эти поступки выглядят в глазах других людей [2].
По мнению Т. Д. Марцинковской, в первый год обучения у младших школьников увеличивается уровень конформности. Данное обстоятельство является закономерностью в связи с вхождением в новую группу. Межличностное общение со сверстниками играет важную роль в младшем школьном возрасте: самооценка детей становится более адекватной, осуществляется социализация детей в новых условиях, стимулируется учебная деятельность [1].
Учитывая всю специфику младшего школьного возраста, межличностные отношения на протяжении всего данного периода претерпевают некоторые изменения. В первом классе взаимоотношения школьников по большей части определяются учителем в контексте организации учебных занятий. Учитель участвует в формировании статусов и межличностных отношений первоклассников. Одобряемые учителем школьники имеют более высокий социальный статус в классе.
Во втором и третьем классе учитель становится менее значимым для учеников, наибольший интерес начинают приобретать одноклассники. Взаимоотношения с одноклассниками становятся более тесными и избирательными. Избирательность в отношениях на данном этапе обучения может зависеть от различных поверхностных факторов: общие интересы, близость места жительства, половой признак.
К концу третьего и в четвертом классе выборы младших школьников начинают зависеть от нравственных качеств одноклассников. Нравственная составляющая в ситуации выбора становится характерна для большей части школьников третьих и четвертых классов [5].
И. И. Ильясов утверждает, что отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте складываются стихийно. К основным показателям, характеризующим гуманность в отношениях мальчиков и девочек в этом возрасте, является товарищество, дружба, симпатия. В случае развития данных показателей возникает желание к общению. Личные дружеские отношения в младшем школьном возрасте формируются довольно редко. Чаще всего устанавливаются товарищеские отношения. В данных процессах учитель играет существенную роль [8].
По мнению И. В. Дубровиной, личные отношения в классном коллективе у младших школьников складываются в контексте освоения школьной действительности. В основе данного процесса лежат эмоциональные отношения, преобладающие над всеми другими Самочувствие школьника, его эмоциональное благополучие зависит не только от количества симпатий и выборов в классе, но и от взаимности этих симпатий [3].
А. П. Савонько отмечает, что младшие школьники, которые имеют неблагополучное положение в системе личных отношений с одноклассниками, отличаются трудностями в общении со сверстниками, неуживчивостью, что может повлечь за собой вербальную, физическую агрессию, замкнутость и другие негативные характеристики. Сформировавшееся неудовлетворительное положение ребенка в коллективе сверстников может повлечь за собой неадекватные аффективные реакции [6].
Соответственно, дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех имеется эмоциональное благополучие. То или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Все эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Сформировавшееся неудовлетворительное положение ребенка в коллективе сверстников может повлечь за собой трудности различного характера. Соответственно, актуальной является деятельность педагога-психолога по оптимизации межличностных отношений младших школьников со сверстниками.
К основным направлениям работы педагога-психолога Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина относят: психолого-педагогическую работу во внеучебное время, как со всем классом, так и с различными группами детей; психолого-педагогическую помощь учителям по организации и проведению внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста; разработку и включение в работу психолого-педагогических программ; индивидуальную психолого-педагогическую работу с детьми младшего школьного возраста и их родителями [4].
Н. В. Самоукина полагает, что для развития межличностных отношений младших школьников необходимы занятия на выработку навыков поведения в различных трудных и конфликтных ситуациях. В процессе групповой работы могут использоваться различные игровые задания. Данная работа требует от педагога-психолога высокого профессионализма и постоянное собственное развитие в данном направлении [7].
Таким образом, природа межличностных отношений является достаточно сложной и многогранной. Межличностные отношения включают в себя множество индивидуальных качеств личности, а также нормы и ценности общества. В основе развития межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников лежит потребность в общении, и эта потребность с возрастом изменяется. Данная потребность удовлетворяется разными детьми неодинаково. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Каждый член детского коллектива занимает индивидуальное положение и в системе деловых и в системе личных отношений, на которые оказывают влияние достижения ребенка, его индивидуальные предпочтения, увлечения, а к концу третьего и четвертого класса и персональные нравственные качества. Сформировавшееся неудовлетворительное положение ребенка в коллективе сверстников может повлечь за собой трудности различного характера. Соответственно, необходимой является деятельность педагога-психолога по оптимизации межличностных отношений младших школьников со сверстниками.
Литература:
- Возрастная психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 336 с.
- Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б. С. Волков. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 348 с.
- Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
- Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева. — Ярославль, Академия развития, 1996. — 237 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология. Учебное пособие / В. С. Мухина. — М.: «Академия», 2006. — 608 с.
- Савонько, А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми»: автореф. канд. дис. / А. П. Савонько.- М., 1970. — 23 с.
- Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют…Психологический практикум / Н. В. Самоукина. — М.: Феникс. — 128 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под. ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 292 с.