Социальные практики как средство формирования социально-личностных и управленческих компетенций кадет — будущих офицеров (на примере Оренбургского президентского кадетского училища) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 09.12.2017

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Максимова, Е. З. Социальные практики как средство формирования социально-личностных и управленческих компетенций кадет — будущих офицеров (на примере Оренбургского президентского кадетского училища) / Е. З. Максимова, А. А. Воронежева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46954/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлена классификация социальных практик; содержательная характеристика процесса формирования социально-личностных и управленческих компетенций кадет — будущих офицеров через социальные практики в условиях кадетского училища.

Ключевые слова: социально-личностные и управленческиекомпетенции, социальные практики, самоуправление, волонтерское движение.

Долгое время главным ориентиром и критерием успешности педагогической работы с детьми была мера продвинутости их в знаниях, умениях, навыках. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых направлений в образовательной политике государства.

При этом значительное место отводится выбору личностью системы жизненных ценностей, формированию собственных мотивов деятельности, определению интересов, развитию организаторских способностей, которые обеспечивали бы самоутверждение молодого человека в обществе: ученик старшей школы, осознавая значимость определения собственного жизненного пути, из предлагаемых ему векторов развития должен быть способен сам выбрать собственную траекторию личностного роста (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, И. П. Иванов, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Н. Е. Щуркова).

В Концепции развития образования РФ до 2020 г. предлагается «использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению обучающегося и приобретению им социальных компетенций» [3].

Показательный пример социальной практики приводят В. И. Добреньков и А. И. Кравченко, указывая на очередь в магазине, когда за товаром выстраивается цепочка случайных покупателей, которые сразу же подчиняются определенным правилам поведения. Никакие министерства или ведомства не устанавливали правил стояния и продвижения в очереди, однако люди добровольно подчиняются неформальным нормам. Очередь — специфическая институционализированная форма поведения, или социальная практика [1].

В контексте педагогики социальная практика — это педагогически управляемая деятельность обучающихся, т. е. при организации практик мы должны точно понимать, на получение каких возможных результатов они направлены.

Коллектив Оренбургского президентского кадетского училища рассматривает социальную практику как общественно полезную деятельность, направленную на решение какой-либо социальной проблемы.

Социальная практика предполагает активные гражданские действия кадет и является мощным педагогическим инструментом развития личности.

Важная задача кадетского образования как первой ступени подготовки будущего офицера — формирование у кадет компетенций, необходимых для осуществления военно-профессиональной деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования дано определение компетенции как «способности применять знания, умения, навыки, личностные качества для успешной деятельности в определенной сфере» [7].

Рассмотрим компетенции, которые мы формируем у кадет в процессе социальных практик:

  1. Социально-личностные — компетенции, способствующие саморазвитию и самореализации личности будущего офицера, определяющие готовность к взаимодействию с окружающими людьми в системе межличностных отношений, осуществляемой в различных социальных группах и жизненных ситуациях.
  2. Управленческие (командные) — компетенции, позволяющие выпускникам военного вуза успешно решать поставленные задачи в организационно-управленческой сфере деятельности и оценивать ее результаты.

Все социальные практики, в которые включаются кадеты Оренбургского президентского кадетского училища, мы условно классифицируем по содержательным направлениям:

  1. Пассивная социальная практика (это та деятельность, которая организуется непосредственно педагогом, воспитателем, по сути, по инициативе взрослого):

‒ учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях,

‒ встречи с представителями социальных институтов,

‒ деловые и ролевые игры, круглые столы, дебаты и др.

  1. Активная (преобразовательная) социальная практика (здесь инициатива исходит от кадета):

‒ волонтерская деятельность (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела),

‒ шефская работа,

‒ участие в кадетском самоуправлении,

‒ профессионально-ролевая деятельность (стажировка в качестве члена жюри; преподавателя и воспитателя в День самоуправления и др.),

‒ культурно-массовая деятельность.

3. Самоорганизация иличностный рост (тоже активная форма, но направлена не вовне, а внутрь себя):

‒ ведение портфолио, курсовых рейтингов,

‒ целеполагание и подведение итогов личностного роста,

‒ соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, соревнование, корректировка своей рейтинговой позиции.

  1. Реализация масштабных интегрированных проектов, проведение акций (комплексных объединенных социально-значимым событием мероприятий):

Например, «От Руси к России», «Здоровая Россия», «Дари добро», «Тепло кадетских сердец», «Наши песни», проект «Кадетский взгляд», посвященный Году кино, «Крым, Россия вместе!», «В единстве наша сила, услышь меня, Россия!» — акция в поддержку спортсменов на Олимпийских играх, «Рекорд Победы», «Сирень Победы», «Блокадный хлеб» и др.

  1. Профессиональная проба (моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующие сознательному, обоснованному выбору профессии):

‒ Летняя учебная практика,

‒ военно-спортивная игра «Передовой отряд»,

‒ проведение старшекурсниками для пятиклассников классных часов под рубрикой «Офицерский час» (истоки кадетского кодекса воспитания),

«Школа младших командиров» — ведение разъяснительной работы в форме круглых столов и практических занятий и др.

Включение кадет вдеятельность самоуправления взвода и курса дает возможность кадетам брать ответственность за порученное дело, проявлять инициативу и самостоятельность. В результате выполнения совместных дел укрепляются межличностные связи, становятся более содержательными, устойчивыми, совершенствуется структура коллектива, развиваются качества лидера.

Развитие кадетского самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания.

Новый подход к самоуправлению мы видим в соблюдении принципа: «все, что делается для кадет, должно происходить с их участием».

Институт младших командиров существует параллельно с институтом самоуправления и действует больше на развитие дисциплинированности и исполнительности кадет, а творчество, инициативность, самостоятельность остается в поле зрения самоуправленцев-общественников.

Следовательно, младший командирский состав, назначенный на курсах, получает статус «официального самоуправления», а структуры общеучилищного самоуправления — статус общественной организации.

Опыт значимой общественной деятельности кадеты приобретают при организации и проведении выборов в органы кадетского самоуправления.

Выборы Председателя самоуправления в форме деловой игры — это одно из важных событий года, участие в котором позволяет кадетам проявить свою активность, правовую грамотность, продемонстрировать свою личную сопричастность к делам училища; учит работать в команде, быть лидером, вести агитационную работу, выступать перед аудиторией и отстаивать собственное мнение.

Несколько недель в училище идет предвыборная кампания, где кандидаты активно общаются с кадетами, знакомят со своей командой, представляют программу будущей работы. Большинством голосов кадет училища избирается команда в составе начальника училища, его заместителей и начальников курсов.

День самоуправления в училище — самый ответственный день для кадет-старшеклассников, которые будут работать в составе командования училища, встанут у доски в качестве педагогов, возьмут на себя обязанности воспитателей, помощников в столовой, охраны, дежурных по училищу. В этот День именно кадеты самостоятельно принимают решения, планируют работу, анализируют свою деятельность и делают выводы.

Опираясь на собственные традиции и используя инновационные подходы, мы стараемся организовать работу по формированию социальных и управленческих компетенций кадет через организацию волонтерского движения.

Для качественных результатов волонтерской деятельности кадет была организована систематическая работа с добровольцами, обеспечивалась поддержка их социальных проектов, оказывалось содействие в развитии партнерских контактов с другими группами и организовывалось проведение последующих совместных мероприятий.

«КОБРа» — кадетский отряд быстрого реагирования — стал центром добровольческой деятельности, постоянным организатором и участником различных акций и мероприятий.

На счету ребят-добровольцев десятки успешно проведённых акций. Главным и бесценным вознаграждением за их труд стала искренняя благодарность пациентов детского онкологического центра, воспитанников детских домов-интернатов, пациентов оренбургского госпиталя ветеранов всех войн.

Волонтёры стали частыми гостями реабилитационного центра «Лучик» города Оренбурга, где взяли шефство над конкретными детьми, навещают, общаются, организуют праздники с музыкальными и театральными постановками.

Кадеты-волонтеры с особым трепетом и уважением относятся к престарелым и ветеранам Великой Отечественной войны и труда, ветеранам Вооруженных Сил РФ, которым необходима поддержка и внимание: регулярно посещают ветеранов, поздравляют с праздниками и оказывают посильную помощь. Традиционно кадеты принимают участие во всероссийских акциях, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне; Вальс Победы, Георгиевская ленточка, Ретро-поезд, Бессмертный полк, Письма Победы.

Понимая значимость пропагандистской работы, наши добровольцы выходят на улицы города, привлекая внимание городских властей и горожан к проблемам экологии и здорового образа жизни, безопасности дорожного движения и культуры поведения, нравственности и духовности.

Поэтому кадетское волонтёрское движение является востребованным в городе и регионе. Волонтёры не только сами предлагают помощь, но и откликаются на предложения.

В рамках Года экологии был реализован один из самых долгосрочных проектов — расчистка родников в селе Янгиз-Марьевка Оренбургской области. Таких вздохнувших полной грудью источников в кадетском списке уже с десяток!

Одним из интересных проектов явился проект «Новая жизнь старых вещей».

В снежные Оренбургские зимы наши кадеты спасают пожилых людей из «снежного плена».

По итогам благотворительной деятельности была выпущена фотокнига «Добру открытые сердца».

Результативность деятельности волонтерского объединения кадет училища подтверждается тем, что ребята стали Лауреатами Всероссийской общественной государственной инициативы «Горячее сердце» в 2016 году. Имена наших добровольцев вписаны в Почетную книгу инициативы. Два участника волонтерского движения — Соколов Влад и Якушев Максим награждены путевками во Всероссийский детский центр «Орлёнок» (г. Туапсе).

Через волонтерство формируются лидеры, сильные личности, которые своим примером, позитивным настроем ведут за собой, проявляют активную гражданскую позицию.

Формируемые у кадет управленческие и социально-личностные компетенции помогут им в дальнейшем успешно овладеть военно-профессиональной деятельностью.

Литература:

  1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. — М.: ИНФА-М, 2004. — с. 78.
  2. Заславская, Т. И. (2001) О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН. С. 3–15.
  3. Концепция развития образования РФ до 2020 г. https://sites.google.com/site/docs1739/home/gosudarstvennaa-politika-v-sfere-obrazovania/2016–2020.
  4. Никитина, Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие / Г. В. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 33–35.
  5. Методический сборник «Социальное проектирование в сфере молодежной политики» http://www.edu53.ru/politics/recomendation.
  6. Социальная практика // Википедия — свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ Чащина А. А. Социальное проектирование и социальная практика // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. — Красноярск, 2006. — № 3/2. с. — С. 43–46.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325222633.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная практика, кадет, волонтерское движение, кадетское самоуправление, Россия, будущий офицер, Великая Отечественная война, военно-профессиональная деятельность, личностный рост, Оренбургское президентское кадетское училище.


Ключевые слова

волонтёрское движение, самоуправление, социальные практики, социально-личностные и управленческие компетенции

Похожие статьи

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов

В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.

Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Наставничество в системе среднего профессионального образования

В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров

В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Похожие статьи

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов

В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.

Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Наставничество в системе среднего профессионального образования

В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Формирование ключевых компетенций учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьного курса биологии

В статье описаны методы формирования компетенций учащихся на уроках биологии через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров

В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной шк...

Задать вопрос