Гармоничность этических и воспитательных ценностей в развитии нравственной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 07.12.2017

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Умарова, Ф. Р. Гармоничность этических и воспитательных ценностей в развитии нравственной личности / Ф. Р. Умарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 104-105. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46965/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема воспитания нравственно-развитой личности является одним из самых актуальных вопросов современного мира. Более того, данная проблема рассматривалась и подвергалась многочисленным анализам философами, психологами различных эпох. Особое значение в этом плане имеют ценностные ориентации, являющиеся важнейшими элементами внутренней структуры личности, связанные с жизненным опытом, совокупностью ее переживаний. Ценностные ориентации выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков личности, полезных или же вредных для общества и человечества в целом.

Необходимо в этом плане дать определение ценности. Ценности — это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала. В нашей работе мы рассмотрим гармоничность этических ценностей с воспитательными.

В воспитании личности необходимы физическое воспитание, нравственное воспитание и образование. Английский философ Джон Локк писал об укреплении здоровья человека в первую очередь: «Здоровый дух в здоровом теле»

Этические ценности многочисленны и направлены на развитие в себе совести, добра, сочувствия, дружбы, смысла жизни и назначения человека, свободы воли, самопожертвования, милосердия, справедливости, солидарности.

В истории античной философии к этическим ценностям относились такие качества человека, как справедливость, мудрость, храбрость, самообладание. Важной этической и в то же самое время воспитательной ценностью являются так называемые «аристотелевы ценности», основанные на принципе «золотой середины», то есть меры во всем. Воспитание же этих качеств личности должно начинаться с самого детства человека. Для того, чтобы личность достигла счастья, по мнению Аристотеля, она должна стремиться к самореализации, что предполагает разумные поступки, избегание крайностей и приверженность золотой середины. В этом плане, у философа основными добродетелями выступали умеренность и благоразумие [2].

В эпоху средневековья, когда особую роль играли ценности «культурного круга христианства» особо проповедовались и воспитывались любовь к ближнему, правдивость и искренность, надежда и верность, доверие и вера, скромность, смирение, уважительная субординация.

В эпоху Нового времени к вышеперечисленным ценностям добавляется «золотое правило этики», которое гласит «не делай другим того, чего не желаешь себе». Данное правило существовало еще с древних времен (встречается у Конфуция). Также это правило по воспитанию нравственной личности применил немецкий философ И.Кант.

Карл Ясперс подчеркивает, что воспитание определяет будущее человеческое бытие, что его упадок есть упадок человечества. Воспитание и образование не будут также эффективными, если историческая традиция находится вне времени и делается опора на обучение техническому знанию, опирающемуся только на существующий мир без опоры на достижения прошлого.

По мнению философа, одним из важнейших источников формирования молодежи выступает фундаментальная значимость гуманистического воспитания, под которым философ понимает такое воспитание, которое опирается на исторические знания, выработанные прошлыми веками. Прежде всего, это изучение языков, чтение произведений философов и историков античного мира, усвоение математики, изучение религиозных книг и знакомство с великими поэтами своей нации. Тот, кто осваивает такое гуманистическое знание, тот наполняется таким духовным содержанием. Карл Ясперс выражает гуманистическую позицию в понимании воспитательного процесса, намечая соответствующую программу воспитания и обучения молодого поколения, ориентированную на совершенствование общества и рассчитанную на активизацию молодежи в решении задач, ставших перед обществом.

Еще один важный принцип, выдвинутый Альбертом Швейцером, считается, на наш взгляд, необходимой ценностью в воспитательном процессе культурной личности. Это принцип благоговения перед жизнью [1]. Нужно отметить, что принцип основан на философии ненасилия Льва Николаевича Толстого и Махатмы Ганди (принцип сатьяграха).

Наука, известная сегодня как биоцентрическая этика, также играет большую роль в формировании еще одной ценности, уважительного и бережного отношения к природе.

В вопросах воспитания нравственной личности, несомненно, важна роль и значение образования, которое предполагает знание истории Родины, народов, проживающих на ее территории, жизненного опыта родителей и предков, религии, произведений литературы и искусства лучших образцов отечественной и мировой культуры, а также ознакомление с потоком информации, получаемой через СМИ, отражающей современную жизнь, выполнение общественно полезной и личностно значимой деятельности, а также прилежности в изучении новых учебных дисциплин.

Воспитательные ценности гармонизируя с этическими, проявляются в виде осознанности и причастности личности гражданином страны, почитания и уважения национальных нравственных ценностей, патриотизма, толерантности и гражданской солидарности, бережного отношения к семье, поддержания нравственных устоев семьи (любви, взаимопомощи, уважения и заботы, ответственности).

Таким образом, смысл, функционирование и назначение этических и воспитательных ценностей заключается в том, чтобы создать необходимые духовно-нравственные предпосылки для налаживания и постоянного поддержания совместной жизни людей в духе толерантности, дружбы и добра, приучить их считаться не только с интересами друг друга, но и общества в целом. Чем выше степень развития совести, тем больше гарантий тому, что закрывается путь всякому произволу в поступках, деградации и распада социума как жизнеспособной целостной системы.

Литература:

  1. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. –М.,1992.
  2. Аристотель. Сочинения. –М.: Мысль, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, бережное отношение, воспитание, воспитательный процесс, нравственная личность.


Похожие статьи

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности

Эстетическое воспитание как фактор и условие патриотизма

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне развитого человека

Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Социально-педагогическая необходимость (потребность) в развитии мировоззрения у будущих учителей

Похожие статьи

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности

Эстетическое воспитание как фактор и условие патриотизма

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне развитого человека

Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Социально-педагогическая необходимость (потребность) в развитии мировоззрения у будущих учителей

Задать вопрос