Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций, а также ориентация на самостоятельную деятельность младших школьников и личную ответственность за результат деятельности. Особенно ценной становится способность ученика действовать в конкретной жизненной, социальной ситуации, проявляя самостоятельность, мобильность, креативность, компетентность.
Перед современным учителем в условиях ФГОС НОО стоит задача перестроить так свою деятельность, чтобы уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, которая должна быть осмыслена и значима для каждого младшего школьника. В основе парадигмы развития — формула: «что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал».
Актуальными остаются разработки, реализующие новые возможности информатизации образования, позволяющие развивать творческие способности младших школьников с помощью компьютерных телекоммуникаций во внеурочной деятельности. Ученики активно этим пользуются при работе в условиях новой образовательной технологи
Web-квест.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии Web-квест обучения внесли российские и зарубежные ученые: О. И. Агапова, В. И. Гриценко, Г. Р. Громов, О. А. Кривошеев, Г. Клейман, С.Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер,
В. Ф. Шолоховичи др.
Использование Web-квеста мотивирует учащихся начального образования развиваться. Осознавая это, педагоги стремятся активно использовать возможности технологии в учебных целях не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В настоящее время в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, туристическо-краеведческая. Особого внимания заслуживает организация во время внеурочной деятельности проблемно-ценностного общения и социального творчества. При разработке образовательных программ мы рассматриваем виды внеурочной деятельности как содержательный ориентир, требующий применения инновационных технологий, позволяющих достичь воспитательного результата, который понимается как «непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности». Немало важным является и достижение воспитательного эффекта — «влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка» [3, с. 45].
Впервые термин «Web-квест» (WebQuest) был предложен 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США), который разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.
Берни Додж специалист в области образовательных технологий, дал следующее определение Web-квесту: «поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск), при которой вся информация, которой оперирует обучающийся, или ее часть, поступает из интернет-источников, факультативно дополняясь видеоконференцией» [5].
П. В. Сысоев называетWeb-квестом образовательный сайт, самостоятельной исследовательской работы учащихся по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички [4, с. 12].
По теории Дж. Келлера, работая над Web-квестом, учащиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения [6]. Понятие «аутентичное обучение» рассматривается на Западе как педагогический подход, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.
В настоящее время назрела необходимость разработки новой модели проведения внеурочной деятельности с активным использованием технологии Web-квеста. Актуальность связана с повышением у школьников мотивации к самообучению, формированием новых компетенций, реализацией креативного потенциала, повышением личностной самооценки, развитием невостребованных в учебном процессе личностных качеств. Кроме этого, использование технологии способствует воспитанию и развитию качеств личности, формированию УУД, а также предметных, метапредменых и личностных результатов, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей каждого ученика и поддержке детской одаренности и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы учителей показывает, что школьники во внеурочной деятельности в процессе работы над воспитательным Web-квестом оказываются в центре особого пространства для индивидуальной и групповой работы, которая становится запоминающимся событием [2, с. 28]. Современный ученик погружается в иную обстановку, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь замысла образовательной деятельности, конструирует собственный текст, при этом дополняет его новой информацией. С точки зрения информационной деятельности при работе над воспитательным Web-квестом от школьника требуются: разнообразные креативные предложения, всегда сопровождающиеся эмоциями, позитивным постижением новой информации. Для этого требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и синтезировать новую информацию, которая превращается в личный творческий продукт ученика.
Принципиально важным для учителя начальных классов является то, что технология Web-квест учит ребенка самостоятельно определять тему, формулировать проблему, грамотно выстраивать аргументацию. Ребенок привыкает к планированию собственной исследовательской деятельности, начинает критически мыслить, решать сложные задачи, взвешенно оценивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию [1, с 274].
Воспитательный Web-квест во внеурочной деятельности понимается как создание школьниками в сотворчестве и сотрудничестве с преподавателем исследовательского образовательного продукта, с которым работает учащийся, выполняя ту или иную образовательную деятельность, а именно: сайт в Интернете; страничка в социальных сетях; презентация; видеоролик; буктрейлер и др. Разработка воспитательного Web-квеста дает возможность глубокого изучения отдельно взятой темы.
Специфика воспитательного Web-квеста убеждает в его широких возможностях к внеурочной деятельности. По нашему мнению, технология предоставляет три основных составляющих продуктивной деятельности: проблемность, аутентичность и интерактивность, которые являются ведущим фактором во внеурочной деятельности [2, с. 46]. Воспитательные Web-квесты позволяют учащимся получать информацию в устной и письменной форме. В интерактивности приобретенное знание проходит немедленную проверку, обогащаясь вместе с тем и новым содержанием. Все это способствует достижению воспитательных эффектов и результатов во внеурочной деятельности.
Нами был разработан и апробирован вариант бланка оценивания деятельности участников внеурочной деятельности в условиях воспитательного Web-квеста.
Таблица 1
Критерии оценки личностного роста учащихся
Критерии |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Умение понимать задание |
Наличие точного понимания задания. |
Наряду с материалами, имеющими непосредственное отношение к теме, встречаются и материалы, не относящиеся к данной теме. Число источников ограничено. |
Использован лишь один источник. Материалы не имеют отношения к теме. Информация не анализирована и не оценена. |
Умение выполнять задание |
В наличии аргументированность выводов. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме. Наличие правильного цитирования. Использованная информация взята из достоверных источников. |
Не все источники являются достоверными. Часть информации недостаточно точна или не относится к теме. |
Материал подобран в случайном порядке. Присутствует неточность информации Ответы на вопросы представлены не в развернутом виде, односложные. Анализ информации отсутствует. |
Умение презентовать результат работы |
Информация представлена четко и логично; наличие информации, непосредственно относящейся к теме, Вся информация хорошо структурирована, точна и отредактирована. Видна определенная позиция авторов, в наличии критичность анализа и оценка материала, есть определенная позиция авторов. |
Собственная позиция и оценка информации выражены недостаточно. Работа не является авторской. |
Нет логического построения материала. Четкий ответ на поставленные вопросы отсутствует. |
Наличие творческого подхода |
Работа индивидуальна и ярко выражена точка зрения микрогруппы. |
При определенном сравнении не сделаны выводы. Существует лишь одна точка зрения на сформировавшуюся проблему. |
Работа представляет из себя просто скопированную информацию из предоставленных источников. Отсутствует точка зрения на данную проблему. С темой Web-квеста работа не связана |
Системное и критическое мышление |
Осуществляет поиск, проводит критический анализ и синтез информации, применяет системный подход для решения поставленных задач |
Частично осуществляет поиск, проводит критический анализ и синтез информации, применяет системный подход для решения поставленных задач |
Поиск осуществляет поиск, критический анализ и синтез информации отсутствует |
Разработка и реализация проектов |
Определяет вместе с участниками Web-квеста круг задач в рамках поставленной цели и выбирает оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Частично определяет вместе с участниками Web-квеста круг задач в рамках поставленной цели и выбирает оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Затрудняется в определении постановки задач, в выборе оптимального решения |
Командная работа и лидерство |
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
Не в полной мере осуществляет социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
Не способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
Коммуникация |
осуществляет коммуникацию в устной и письменной формах |
Частично осуществляет коммуникацию в устной и письменной формах |
Не способен осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
Управляет своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение работы над проектом |
Управляет своим временем, частично выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение работы над проектом |
Не способен самостоятельно управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение работы над проектом |
Безопасность жизнедеятельности |
Создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для всех членов команды во время работы в сети |
Частично создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для всех членов команды во время работы в сети |
Не способен самостоятельно создать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности для всех членов команды во время работы в сети |
Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся [3, с. 22]. Здесь важно в заключительном этапе, организовать конструктивное обсуждение, публичное представление выполненных работ, открытое оценивание собственной работы и работы коллег. Это позволяет учащимся быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, профессионализм представления, формулировать собственные критерии оценивания.
Таким образом, разработка воспитательного Web-квеста предполагает интеграцию разнообразных видов внеурочной деятельности учащихся: познавательную, игровую, досугово-развлекательную, проблемно-ценностное общение, социальное творчество. Современный ученик начальной школы формирует качества личности в условиях постоянно усложняющихся видах деятельности, что возможно осуществить в условиях специально спроектированного воспитательного Web-квеста, в котором тщательно продумана структура, его виды, критерии оценки. Следует отметить, что сформированное умение проводить критическую оценку труда одноклассников и собственной творческой деятельности, является показателем воспитательных результатов и эффектов.
Литература:
- Жесткова Е. А. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе/ Е. А. Жесткова, В. В. Казакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9 (часть 4). С.723–725.
- Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html. Дата доступа: 15.04.2015.
- Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088. Дата доступа: 15.04.2015.
- Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 2. — С. 8–16.
- Education World. Интервью с Б. Дождем http://www. /a_issues/chat/chat015.shtml
- Keller, J. A Motivating Influence in the Field of Instructional Systems Design [Online]. Available: http:/ www.arcsmodel.com/pdf/Biographical Information.pdf.