Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 09.12.2017

Статья просмотрена: 836 раз

Библиографическое описание:

Зимина, М. Д. Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников / М. Д. Зимина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 358-362. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46987/ (дата обращения: 20.12.2024).



Приоритетной целью российского образования на современном этапе развития является создание условий для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций, а также ориентация на самостоятельную деятельность младших школьников и личную ответственность за результат деятельности. Особенно ценной становится способность ученика действовать в конкретной жизненной, социальной ситуации, проявляя самостоятельность, мобильность, креативность, компетентность.

Перед современным учителем в условиях ФГОС НОО стоит задача перестроить так свою деятельность, чтобы уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, которая должна быть осмыслена и значима для каждого младшего школьника. В основе парадигмы развития — формула: «что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал».

Актуальными остаются разработки, реализующие новые возможности информатизации образования, позволяющие развивать творческие способности младших школьников с помощью компьютерных телекоммуникаций во внеурочной деятельности. Ученики активно этим пользуются при работе в условиях новой образовательной технологи

Web-квест.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии Web-квест обучения внесли российские и зарубежные ученые: О. И. Агапова, В. И. Гриценко, Г. Р. Громов, О. А. Кривошеев, Г. Клейман, С.Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер,

В. Ф. Шолоховичи др.

Использование Web-квеста мотивирует учащихся начального образования развиваться. Осознавая это, педагоги стремятся активно использовать возможности технологии в учебных целях не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В настоящее время в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, туристическо-краеведческая. Особого внимания заслуживает организация во время внеурочной деятельности проблемно-ценностного общения и социального творчества. При разработке образовательных программ мы рассматриваем виды внеурочной деятельности как содержательный ориентир, требующий применения инновационных технологий, позволяющих достичь воспитательного результата, который понимается как «непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности». Немало важным является и достижение воспитательного эффекта — «влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка» [3, с. 45].

Впервые термин «Web-квест» (WebQuest) был предложен 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США), который разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.

Берни Додж специалист в области образовательных технологий, дал следующее определение Web-квесту: «поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск), при которой вся информация, которой оперирует обучающийся, или ее часть, поступает из интернет-источников, факультативно дополняясь видеоконференцией» [5].

П. В. Сысоев называетWeb-квестом образовательный сайт, самостоятельной исследовательской работы учащихся по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички [4, с. 12].

По теории Дж. Келлера, работая над Web-квестом, учащиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения [6]. Понятие «аутентичное обучение» рассматривается на Западе как педагогический подход, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

В настоящее время назрела необходимость разработки новой модели проведения внеурочной деятельности с активным использованием технологии Web-квеста. Актуальность связана с повышением у школьников мотивации к самообучению, формированием новых компетенций, реализацией креативного потенциала, повышением личностной самооценки, развитием невостребованных в учебном процессе личностных качеств. Кроме этого, использование технологии способствует воспитанию и развитию качеств личности, формированию УУД, а также предметных, метапредменых и личностных результатов, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей каждого ученика и поддержке детской одаренности и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт работы учителей показывает, что школьники во внеурочной деятельности в процессе работы над воспитательным Web-квестом оказываются в центре особого пространства для индивидуальной и групповой работы, которая становится запоминающимся событием [2, с. 28]. Современный ученик погружается в иную обстановку, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь замысла образовательной деятельности, конструирует собственный текст, при этом дополняет его новой информацией. С точки зрения информационной деятельности при работе над воспитательным Web-квестом от школьника требуются: разнообразные креативные предложения, всегда сопровождающиеся эмоциями, позитивным постижением новой информации. Для этого требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и синтезировать новую информацию, которая превращается в личный творческий продукт ученика.

Принципиально важным для учителя начальных классов является то, что технология Web-квест учит ребенка самостоятельно определять тему, формулировать проблему, грамотно выстраивать аргументацию. Ребенок привыкает к планированию собственной исследовательской деятельности, начинает критически мыслить, решать сложные задачи, взвешенно оценивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию [1, с 274].

Воспитательный Web-квест во внеурочной деятельности понимается как создание школьниками в сотворчестве и сотрудничестве с преподавателем исследовательского образовательного продукта, с которым работает учащийся, выполняя ту или иную образовательную деятельность, а именно: сайт в Интернете; страничка в социальных сетях; презентация; видеоролик; буктрейлер и др. Разработка воспитательного Web-квеста дает возможность глубокого изучения отдельно взятой темы.

Специфика воспитательного Web-квеста убеждает в его широких возможностях к внеурочной деятельности. По нашему мнению, технология предоставляет три основных составляющих продуктивной деятельности: проблемность, аутентичность и интерактивность, которые являются ведущим фактором во внеурочной деятельности [2, с. 46]. Воспитательные Web-квесты позволяют учащимся получать информацию в устной и письменной форме. В интерактивности приобретенное знание проходит немедленную проверку, обогащаясь вместе с тем и новым содержанием. Все это способствует достижению воспитательных эффектов и результатов во внеурочной деятельности.

Нами был разработан и апробирован вариант бланка оценивания деятельности участников внеурочной деятельности в условиях воспитательного Web-квеста.

Таблица 1

Критерии оценки личностного роста учащихся

Критерии

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Умение понимать задание

Наличие точного понимания задания.

Наряду с материалами, имеющими непосредственное отношение к теме, встречаются и материалы, не относящиеся к данной теме. Число источников ограничено.

Использован лишь один источник. Материалы не имеют отношения к теме. Информация не анализирована и не оценена.

Умение выполнять задание

В наличии аргументированность выводов. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме. Наличие правильного цитирования. Использованная информация взята из достоверных источников.

Не все источники являются достоверными. Часть информации недостаточно точна или не относится к теме.

Материал подобран в случайном порядке. Присутствует неточность информации Ответы на вопросы представлены не в развернутом виде, односложные. Анализ информации отсутствует.

Умение презентовать результат работы

Информация представлена четко и логично; наличие информации, непосредственно относящейся к теме, Вся информация хорошо структурирована, точна и отредактирована. Видна определенная позиция авторов, в наличии критичность анализа и оценка материала, есть определенная позиция авторов.

Собственная позиция и оценка информации выражены недостаточно. Работа не является авторской.

Нет логического построения материала. Четкий ответ на поставленные вопросы отсутствует.

Наличие творческого подхода

Работа индивидуальна и ярко выражена точка зрения микрогруппы.

При определенном сравнении не сделаны выводы. Существует лишь одна точка зрения на сформировавшуюся проблему.

Работа представляет из себя просто скопированную информацию из предоставленных источников. Отсутствует точка зрения на данную проблему. С темой Web-квеста работа не связана

Системное и критическое мышление

Осуществляет поиск, проводит критический анализ и синтез информации, применяет системный подход для решения поставленных задач

Частично осуществляет поиск, проводит критический анализ и синтез информации, применяет системный подход для решения поставленных задач

Поиск осуществляет поиск, критический анализ и синтез информации отсутствует

Разработка и реализация проектов

Определяет вместе с участниками Web-квеста круг задач в рамках поставленной цели и выбирает оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Частично определяет вместе с участниками Web-квеста круг задач в рамках поставленной цели и выбирает оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Затрудняется в определении постановки задач, в выборе оптимального решения

Командная работа и лидерство

Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Не в полной мере осуществляет социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Не способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Коммуникация

осуществляет коммуникацию в устной и письменной формах

Частично осуществляет коммуникацию в устной и письменной формах

Не способен осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

Управляет своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение работы над проектом

Управляет своим временем, частично выстраивать и

реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение работы над проектом

Не способен самостоятельно управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение работы над проектом

Безопасность жизнедеятельности

Создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для всех членов команды во время работы в сети

Частично создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для всех членов команды во время работы в сети

Не способен самостоятельно создать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности для всех членов команды во время работы в сети

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся [3, с. 22]. Здесь важно в заключительном этапе, организовать конструктивное обсуждение, публичное представление выполненных работ, открытое оценивание собственной работы и работы коллег. Это позволяет учащимся быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, профессионализм представления, формулировать собственные критерии оценивания.

Таким образом, разработка воспитательного Web-квеста предполагает интеграцию разнообразных видов внеурочной деятельности учащихся: познавательную, игровую, досугово-развлекательную, проблемно-ценностное общение, социальное творчество. Современный ученик начальной школы формирует качества личности в условиях постоянно усложняющихся видах деятельности, что возможно осуществить в условиях специально спроектированного воспитательного Web-квеста, в котором тщательно продумана структура, его виды, критерии оценки. Следует отметить, что сформированное умение проводить критическую оценку труда одноклассников и собственной творческой деятельности, является показателем воспитательных результатов и эффектов.

Литература:

  1. Жесткова Е. А. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе/ Е. А. Жесткова, В. В. Казакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9 (часть 4). С.723–725.
  2. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html. Дата доступа: 15.04.2015.
  3. Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088. Дата доступа: 15.04.2015.
  4. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 2. — С. 8–16.
  5. Education World. Интервью с Б. Дождем http://www. /a_issues/chat/chat015.shtml
  6. Keller, J. A Motivating Influence in the Field of Instructional Systems Design [Online]. Available: http:/ www.arcsmodel.com/pdf/Biographical Information.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, воспитательный Web-квеста, письменная форма, безопасное условие жизнедеятельности, время работы, критический анализ, основа принципов образования, синтез информации, социальное взаимодействие, течение работы.


Похожие статьи

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Похожие статьи

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Исследование уровня креативности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения как основание для апробации коррекционно-развивающих мероприятий по воспитанию креативного сознания

Задать вопрос