Моделирование асинхронного двигателя с переменными IR – Ψm на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script
Емельянов Александр Александрович, доцент;
Бесклеткин Виктор Викторович, ассистент;
Пестеров Дмитрий Ильич, студент;
Вотяков Александр Сергеевич, студент;
Коровин Вадим Олегович, студент;
Соснин Александр Сергеевич, студент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Быстрых Денис Анатольевич, начальник конструкторско-технологического бюро
АО «Уральский турбинный завод» (г. Екатеринбург)
В работе [1] дано математическое моделирование асинхронного двигателя с переменными ir – ψm в системе относительных единиц. В данной работе приведена модель асинхронного двигателя с этими же переменными в системе абсолютных единиц.
Векторные уравнения асинхронного двигателя имеют следующий вид:
Переводим систему уравнений к изображениям :
|
(1) |
(2) |
|
(3) |
|
(4) |
|
(5) |
|
(6) |
Схема замещения и векторная диаграмма в системе абсолютных единиц [3] приведены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Схема замещения асинхронного двигателя в системе абсолютных единиц
Рис. 2. Качественная картина расположения векторов в двигательном режиме в системе абсолютных единиц
Так как электромагнитный момент определяется через переменные Ψm и IR, то из уравнений (1), …, (4) необходимо исключить ΨS и IS.
В работе [2] приведены следующие выражения векторных величин:
|
(7) |
|
(8) |
Из уравнения (8) выразим :
|
(9) |
Подставим ток из уравнения (9) в уравнение (3):
Обозначим , тогда:
|
(10) |
Расписываем векторы через проекции:
Записываем уравнения (1), …, (10) по проекциям.
По оси (+1): |
|
(1’) |
По оси (+j): |
|
(1”) |
Уравнение (2):
По оси (+1): |
|
(2’) |
По оси (+j): |
|
(2”) |
Уравнение (7):
По оси (+1): |
|
(7’) |
По оси (+j): |
|
(7”) |
Уравнение (9):
По оси (+1): |
|
(9’) |
По оси (+j): |
|
(9”) |
Уравнение (10):
По оси (+1): |
|
(10’) |
По оси (+j): |
|
(10”) |
Полученные зависимости рассмотрим в единой системе по проекции (+1):
Подставим (9’), (10’) и (10”) в уравнение (1’):
|
(11) |
Аналогично, подставим (7’) и (7”) в (2’):
|
(12) |
Умножим уравнение (12) на :
Вычтем полученное уравнение из уравнения (11):
|
(13) |
Введем обозначения:
В уравнении (13) перенесем слагаемые с IRx в левую часть:
Обозначим
Тогда ток IRx определится в следующей форме:
Структурная схема для определения тока IRx приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения тока IRx
Для определения потокосцепления Ψmx умножим уравнение (11) на LσR, а уравнение (12) на LσS:
Сложим оба уравнения и получим:
|
(14) |
Перенесем в левую часть слагаемые с Ψmx:
Обозначим:
Отсюда потокосцепление Ψmx определится в следующей форме:
Структурная схема для определения потокосцепления Ψmx приведена на рис. 4.
Рис. 4. Структурная схема для определения потокосцепления Ψmx
Рассмотрим систему уравнений (1”), …, (10”) по проекции (+j):
Подставим (9”), (10”) и (10’) в уравнение (1”):
|
(15) |
Аналогично, подставим (7”) и (7’) в уравнение (2”):
|
(16) |
Умножим уравнение (16) на :
Вычтем полученное уравнение из уравнения (15):
|
(17) |
Перенесем в левую часть слагаемые с IRy:
Определим ток IRy:
Структурная схема для определения тока IRy представлена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения тока IRy
Для определения потокосцепления Ψmy умножим уравнение (15) на LσR, а (16) на LσS:
Сложим оба уравнения и получим:
|
(18) |
Перенесем в левую часть слагаемые с Ψmy:
Выразим потокосцепление Ψmy:
Структурная схема для определения потокосцепления Ψmy представлена на рис. 6.
Рис. 6. Структурная схема для определения потокосцепления Ψmy
На рис. 7 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента (5):
Рис. 7. Математическая модель определения электромагнитного момента M
Наконец, из уравнения движения (6) выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 8):
Рис. 8. Математическая модель уравнения движения
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными IR – Ψm на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц приведена на рис. 9. Параметры асинхронного двигателя рассмотрены в работах [2] и [3].
Рис. 9. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными IR – Ψm на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц
Расчет параметров производим в Script:
PN=320000; UsN=380; IsN=324; fN=50; Omega0N=104.7; OmegaN=102.83; nN=0.944; cos_phiN=0.92; zp=3; Rs=0.0178; Xs=0.118; Rr=0.0194; Xr=0.123; Xm=4.552; J=28; |
Ub=sqrt(2)*UsN; Ib=sqrt(2)*IsN; OmegasN=2*pi*fN; Omegab=OmegasN; Zb=Ub/Ib; Psib=Ub/Omegab; Lb=Psib/Ib; rs=Rs/Zb; lbs=Xs/Zb; rr=Rr/Zb; lbr=Xr/Zb; lm=Xm/Zb; Lm=lm*Lb; ks=lm/(lm+lbs); kr=lm/(lm+lbr); |
betaN=(Omega0N-OmegaN)/Omega0N; lbe=lbs+lbr+lbs*lbr*lm^(-1); Lbe=lbe*Lb; roN=0.9962; rrk=roN*betaN; RRk=rrk*Zb; RR6=Rs+RRk/ks; TR6=Lbe/RR6; LbS=lbs*Lb; LbR=lbr*Lb; RR7=LbS*RRk-LbR*Rs; RS9=LbR*Rs/Lm; TM2=Lbe/RS9; |
Числовые значения параметров выводятся в окне Workspace (рис. 10).
Рис. 10. Числовые значения параметров в окне Workspace
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 11.
Рис. 11. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Бесклеткин В.В., Соснин А.С., Воротилкин Е.А., Попов С.Ю., Камолов И.И., Волков Е.Н. Математическая модель асинхронного двигателя с переменными ψm – ir на выходе апериодических звеньев в Simulink-Script // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 12-22.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.