С развитием информационных технологий перед всем миром встает проблема адаптации образовательного процесса под современные реалии. Один из таких инструментов, которые усовершенствуют образование, — социальные сети. В настоящее время рассматриваются такие актуальные вопросы как: возможности включения социальных сетей в образовательный процесс в России; особенности функционирования данного метода на отечественной почве; эффективность социальных сетей в процессе образования; перспективы развития.
Ключевые слова: образовательный процесс, социальные сети, информационные образовательные технологии, образование в России.
With the development of information technologies, the world faces the problem of adapting the educational process to modern realities. One such tool that improves education is social networks. Currently, such topical issues as: the possibility of including social networks in the educational process in Russia; peculiarities of the functioning of this method on domestic soil; the effectiveness of social networks in the education process; development prospects.
Key words: educational process, social networks, EdTech, education in Russia.
В условиях современного образовательного процесса непрерывно ведутся поиски различных методов и ресурсов, которые можно использовать в педагогической и образовательной практике. К таким ресурсам в настоящее время относятся и социальные сети.
Следует понять, что взгляд на данное явление различен у отечественных и западных исследователей. Во-первых, у наших авторов специализированной литературы по данному вопросу отсутствует единое мнение о том, что понимать под социальной сетью.
Как мы знаем, Интернет является сетевой структурой, где изначально все ресурсы, функционирующие в этом пространстве, носят сетевой характер. Исходя из этого под социальной сетью можно понимать: корпоративную электронную почту, форум, систему электронного документооборота внутри предприятия, систему сайтов и блогов, видеоконференции или созданную внутри образовательного учреждения социальную сеть, объединяющую в себе все предыдущие элементы [3].
Абстрагируясь от широкого спектра определений «социальная сеть» в контексте Интернета, мы дадим следующее определение.
Социальная сеть (англ. social networking service) — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [2].
В целом, если говорить об общей характеристике социальной сети, то, как правило, ей присуще следующие элементы: возможность создания индивидуальных профилей, где указываются личные данные пользователя; возможность взаимодействия участников между собой; благодаря групповой работе возможна постановка и достижение общих целей; функция обмена ресурсами (сообщениями, медиа-файлами и т. п.).
Большинство экспертов в области образования считают, что использование социальных сетей для взаимодействия с обучающимися и для передачи знаний, — одно из самых актуальных направлений. Во многом это обусловлено явлением глобализации, так как крайне важно быть частью системы мирового образовательного пространства, но с другой стороны нужно сохранить достоинства национальных систем образования.
На нынешнем этапе развития общества мы наблюдаем повсеместное приобщение социальных платформ к процессу обучения. Как следствие, включение социальных сервисов и сетей в образование находиться на вершине популярности. Главной целью информатизации образовательного процесса является переход современных информационных ресурсов в ресурс, используемый в учебной практике, что позволит перейти к новому уровню качества. Современные сетевые технологии обладают огромным педагогическим потенциалом.
Один из наиболее известных способов интеграции социальных сетей в процесс обучения является создание учебных блогов. Важным преимуществом такой Интернет-площадки можно назвать возможность публикации материалов не только при помощи стационарного компьютера, но и с помощью мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и т. п.
Создать учебный блог можно на следующих сайтах:
1) www.blogger.com — веб-сервис для ведения блогов, с помощью которого пользователь может завести блог, пренебрегая навыками программирования.
2) www.blog.ru — бесплатная платформа для ведения блога в рамках портала www.mail.ru. Есть один недостаток: нет возможности размещать ссылки.
3) www.ya.ru — массовый портал от компании Яндекс (www.yandex.ru).
4) www.google.ru — крупнейший мировой портал [7].
Заметной популярностью пользуется сфера электронного обучения, сюда относятся специализированные образовательные сети, например, в России лидером является Интернет-портал http://dnevnik.ru. В рамах данной социальной сети происходит взаимодействие между преподавателями, учениками и их родителями. Пользователи могут пользоваться электронным классным журналом (на данный момент почти во всех школах отменен традиционный формат этого документа), электронным дневником учащегося. Кроме того, на сайте представлена обширная медиатека в виде дополнительных, зачастую наглядных, материалов, которые можно использовать для дополнительного обучения или же при подготовке к урокам. На портале имеется и библиотека образовательной литературы, а также онлайн-тренинги тестирования ЕГЭ, чтобы учащиеся могли проверить свои силы и заранее подготовиться к государственному экзамену. «Дневник» разделен на три модуля: дистанционное обучение, управление школьным документооборотом, социальную сеть.
Все чаще в рамках образовательного процесса преподаватели, учащиеся школ и ВУЗов обращаются к социальным сетям широкого профиля: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир.
Для того, чтобы понять, насколько целесообразно использование социальных сетей в этом направлении, обратимся к статистике.
Аудитория российского Интернета в октябре 2016 — марте 2017 года достигла 87 млн. человек, что составило 71 % от всего населения страны. То есть, очевидно, что охват аудитории достаточно широкий. Примечательно, что именно среди учащихся мы наблюдаем почти 100 % показатель использование сети (95 %) [4].
Далее, обратим внимание, что самым популярным мобильным приложением является «ВКонтакте» с аудиторией за месяц 10,7 млн. человек, по посещениям с браузера данная сеть расположилась на третьем месте.
В образовательной практике социальная сеть «ВКонтакте» используется в различных направлениях. Многие преподаватели имеют профили на данном ресурсе, что позволяет им напрямую связываться со студентами. Также распространение объявлений, файлов, заданий и т. д., производится с помощью рассылки в общую групповую беседу старост всех групп данного факультета. Помимо этого, в сети присутствует и официальная страница ВУЗа, где освещаются события студенческой жизни и публикуются важные данные.
В ходе социологического опроса было выяснено, что «ВКонтакте» оказалось самой популярной социальной сетью среди студентов. Все участники опроса используют социальные сети в учебных целях, при этом 93 % — для передачи учебных файлов, 77 % обсуждают учебные вопросы, 37 % состоят в целевых группах. И лишь 4 % студентов считают, что преподавателям не надо использовать социальные сети [1].
Если говорить о социальной сети «Facebook», то она гораздо популярнее за рубежом. В отечественной практике она активнее всего используется преподавателями и аспирантами, людьми, которые энергично занимаются научной деятельностью. Например, здесь создают образовательные курсы, сотрудничают с иностранными коллегами, организуют закрытую корпоративную сеть для сотрудников определенного вуза и т. д.
Twitter с большим успехом используется политиками, знаменитостями, различными медиа-личностями, федеральными органами (например, Роскомнадзор). Применимо к образовательному процессу, можно лишь сказать, что многие ВУЗы имеют официальные профили в сети, где публикуют новости. Из-за ограниченного количества знаков в одной публикации (280 символов), обычно размещают гиперссылки, которые ведут к полной версии представленной информации.
Использование сети «Одноклассники» во многом ограничивает возрастным диапазоном основной аудитории (в среднем это люди от 35 до 60 лет). Поэтому здесь, как правило, могут создаваться группы по году выпуска и т. д. Непосредственно для образовательного процесса и передачи знаний данная социальная сеть не используется.
Необходимо сказать и о статистике в сфере российского онлайн-образования. Доля рынка онлайн-образования в общем объеме платного рынка пока невелика и оценивается в 1,1 % от общего объема или 20,7 млрд. руб. К 2021 году прогнозируется рост этих показателей до 2,6 %, или 53,3 млрд. руб.
Наибольшее проникновение данного типа образовательного процесса наблюдается в сфере дополнительного профессионального образования. Так, общий объем проникновения составляет 6,7 % в 2016 году; больше популярностью внутри сегмента пользуются направления: программы российских ВУЗов (38 %), коммерческие курсы, тренинги, семинары (29 %). В настоящее время в Рунете существует более 50 площадок по онлайн-образованию. Наибольше популярностью пользуются курсы следующих компаний — «Нетология Групп, ELC, Eduson, Teachbase. Среди лидеров бесплатных образовательных курсов можно выделить «Универсариум» и «Лекториум». Первые места в сфере школьного образования занимают — «Интернет-урок» и «ЯКласс». Лидеры в изучении языков — LinguaLeo с 13 млн. пользователей [4].
Кроме того, формируются так называемые экспертные сети, в которых можно задать вопрос по любой интересующей проблеме. Благодаря этому, специалисты, в интересующей нас области, смогут оказать нам содействие в процессе образования. К примеру, еще в 2013 году, половина из полутора тысяч опрошенных пользователей социальных сетей ответили, что активно использует экспертные сети для помощи в принятии решений.
Более того, существуют и продолжают совершенствоваться электронные сети, с помощью которых появляется возможность людям, находящимся в разных точках планеты, работать как единый коллектив. Таким образом, ВУЗы различных стран могут проводить учебные конференции, получать обмен опытом и работать над общими научными проектами. Эти сервисы общедоступны и широко используются студентами, учеными, специалистами.
Важно понимать, что социальные сети оказывают существенное влияние на систему образования России через механизмы развития специфических ценностей. Влияние распространяется на различные категории обучающихся. Благодаря развитию Интернета, и социальных сетей в частности, повышается информационная доступность. Показательнее всего говорить об этом в рамках того, как совершенствование в использовании электронных, делает более доступным систему образования для людей со специальными потребностями.
Социальная модель инвалидности подразумевает, что инвалидность — это не изъян. Проблема исходит из того, что в обществе не всегда присутствуют инструменты, которые бы могли удовлетворить потребности человека, в том числе и в сфере сетевого общения и образования. Включение таких людей в социальный поток затруднено лишь в силу естественных причин. Есть ли возможность преодолеть эти трудности? Да, благодаря созданию всевозможных программно-технических адаптивных решений.
Цивилизованное общество шаг за шагом пришло к тому, как важно использовать новейшие информационных и сетевые технологий для реабилитации и обучения людей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. На сегодняшний день Интернет все чаще признается эффективным способом облегчить жизнь многим людям, которые в силу объективных обстоятельств лишены возможности передвижения, общения, получения информации.
Например, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы в марте 2016 года был принят Приказ Минкомсвязи РФ, в котором содержалось утверждение рекомендаций по повышению эффективности различных сайтов и сетей в Интернете для инвалидов по зрению [4].
Таким образом, возникает возможность создания специальных социальных сетей применимых к образовательному процессу, в них присутствуют такие вспомогательные элементы как: различные способы увеличения экрана, синтез речи. Для слабослышащих людей есть свои способы для лучшей передачи необходимой информации — это программы перевода речи в текст.
Теперь, даже имея проблемы со здоровьем, социальные сети и современные технологии позволяют человеку получать образование в любой точке мира.
Какие же аргументы мы можем высказать в пользу внедрения социальных сетей в образовательный процесс?
Социальные сети позволяют оперативно передавать информацию от преподавателя к студенту и наоборот, имеется возможность создавать и совместный коллективный учебный контент.
При пользовании социальными сетями участники коммуникации осваивают новые средства общения, которые позволяют связываться с людьми во всем.
У преподавателей есть возможность анализировать информацию, представленную в профиле учащегося, которую он может использовать в дальнейшем процессе образования. Социальные сети могут обеспечивать непрерывность образовательного процесса, коммуникацию вне учебного времени, возможность совместной работы со студентами над исследовательскими и научными проектами.
Те студенты, что не могут присутствовать на аудиторных занятиях, могут принимать в них участие в режиме онлайн. Также, появляется возможность отработки или выполнения дополнительных занятий, которые обучающийся будет получать и отправлять преподавателю с использованием социальных сетей.
Преподаватель может использовать интерактивные возможности для провидения лекционных занятий (например, виртуальный класс в социальной сети) [8].
Павлычева Елена Николаевна, кандидат технических наук, обращает внимание на пользу внедрения в образовательный процесс профессиональных социальных сетей. По ее мнению, это позволит достичь следующих результатов [6]:
‒ формирование единого образовательного пространства в информационной среде;
‒ генерирование первоклассных и доступных образовательных ресурсов;
‒ возможность объединения общих сил и потенциала педагогов из различных образовательных организаций, возможность повышения их профессиональной квалификации;
‒ осуществление консультации и информационной поддержки всех участников образовательного процесса.
Какие же особенности социальных сетей выделяют их среди других сетевых технологий? Назовем следующие факторы [5]:
‒ это наиболее привычная и удобная среда для учащихся, они уже знают все способы коммуникации, передачи и информации, файлов и т. д.;
‒ большое количество форм коммуникации (форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, рассылка, тесты, отправка персональных сообщений);
‒ однозначная идентификация пользователей (чаще всего в социальной сети человек регистрируется под своим именем и фамилией, реже под псевдонимом);
‒ активность участников образовательного процесса можно анализировать и оценивать через ленту новостей.
Заметно, что социальные сети оказались в центре внимания в отечественной педагогической науки, они стали предметов дискуссий. Во многом, начинателями процесса внедрения социальных сетей в образование, являются именно студенты.
Конечно, не обходится и без негативных оценок. Многие скептически воспринимают возможность использования социальных сетей как средство обучения, поскольку изначально они воспринимались исключительно как среда развлечения и проведения досуга.
В качестве вывода можно сказать, что Россия находится в общем потоке мировых трендов. Онлайн-образование растет в ней быстрее (минимум 20 % в год), чем на зрелых рынках (4–11 %). Даже такие традиционные ниши как высшее и среднее образование все активнее используют возможности сети. Объем инвестиций в сфере образовательных технологий достаточно высок. По мнению экспертов, скоро должен наметиться перелом во внедрении социальных сетей и других онлайн-ресурсов в сферу образования.
Литература:
- Аронова О. В., Ануфриева Е. В., Ефимов Е. Г., Небыков И. А. Социальные сети в образовательном процессе (обзор отечественных исследований) // Известия ВолгГТУ. Область наук: Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства. — 2014. — С.10.
- Вебер К. С., Пименова А. А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник Тамбовского университет. Серия: Естественные и технические науки. — 2014. — № 2 (19). — С. 634–636.
- Григорьев, С. Г. Социальные сети в образовании / С. Г. Григорьев [и др.] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2010. — № 19. — С. 78–83.
- Ежегодный отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России в 2016 году. Состояние, тенденции и перспективы развития» / Под общей ред.: Казаряна К. Р. — Москва. — 2017. — С. 35, 102, 113.
- Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / Кондратьев М. Ю., Ильин В.. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — С. 464.
- Павличева, Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования / Павличева Е. Н. // Народное образование. — 2012. — № 1. — С. 42–47.
- Проскуряков, А. В. Образование в условиях глобализации. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Вестник Воронежского государственного технического университет. Область наук: Народное образование. Педагогика. — 2014. — С. 3.
- Чванова М. С., Храмова М. В., Лыскова В. Ю., Михайлова Д. И., Моргунова А. Ю., Молчанов А. А. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему российского образования // Образовательные технологии и общество. Область наук: Народное образование. Педагогика. — 2014. — С. 482.
- Иванько А. Ф., Иванько М. А., Маркова Н. В. Образование и социальные сети. Новая наука: Проблемы и перспективы. Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции (26 декабря 2016 г., г. Стерлитамак). В 3 ч.. Ч.3-Стерлитамак: АМИ, 2016.-с.170–175.