Определение топологических компонентов диаграмм узловых путевых структур с помощью полинома Джонса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шмаль, С. Н. Определение топологических компонентов диаграмм узловых путевых структур с помощью полинома Джонса / С. Н. Шмаль, Живко Янев, Е. Ю. Павлова, А. Р. Куртикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46995/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье изложены основные вопросы определения компонентов топологической диаграммы путевой структуры любого железнодорожного узла с помощью полиномиального инварианта Джонса. Представленный способ расчета основан на методах теории узлов и может быть использован для определения оптимальных вариантов узловых путевых структур с использованием известных комбинаторных алгоритмов.

Ключевые слова: железнодорожный узел, ориентированный узел, преобразования Рейдемейстера, скобка Кауфмана, полином Джонса

Железнодорожные узлы являются важнейшими звеньями в организации и пропуске поездопотоков, и по праву считаются высшей ступенью инфраструктуры и транспортной интеграции.

Известно, что железнодорожным узлом называется пункт пересечения или примыкания нескольких линий, объединяющих ряд связанных между собой соединительными ветвями различных по назначению станций, работающих по единой технологии.

Наиболее актуальной задачей в изучении железнодорожных узлов является разработка алгоритма построения и оценки различных узловых путевых структур для обеспечения эффективной организации их работы по продвижению поездопотоков.

В современных задачах проектирования и построения развязок узловых путевых структур важным подходом к выявлению вариантов возможного соединения путей является классический комбинаторный анализ. К сожалению, такой подход позволяет определить лишь возможное число вариантов и требует алгоритмического моделирования на компьютере для выявления и перебора путевых структур соединения линий, но изначально ничего не говорит о самих характеристиках этих структур.

Создание метода оценки узловых путевых структур и степени организации технологических процессов возможно на основе создания новых критериев их оценки с использованием маломерно-топологических принципов теории узлов и теории кос, а также применения комбинаторного анализа для выявления оптимальной их путевой структуры при проектировании новых узлов и проведении по существующим железнодорожным узлам реконструкционных мероприятий.

Определяющим принципом маломерно-топологических методов проектирования и реконструкции является преобразование геометрических схем железнодорожных узлов в алгебраические путем введения довольно простых и естественных объектов алгебро-геометрического характера. Оказывается, этот прием чрезвычайно полезен в первую очередь тем, что позволяет применить для исследования геометрических свойств путевого развития железнодорожных узлов возможности методов алгебры.

В частности, используя этот прием можно определять те или иные качественные топологические характеристики железнодорожных узлов, сравнивать их между собой и применять комбинаторные алгоритмы для более эффективного преобразования одной схемы узла в другую. Остановимся на изложении некоторых основных понятий маломерно-топологических методов моделирования реконструкционных схем путевого развития развязок линий в железнодорожных узлах

На первом этапе путевая схема развязки линий моделируется в виде топологического узла путем соединения путей друг с другом. При этом должно выполняться условие, при котором соединения не должны образовывать новых двойных точек самопересечения. Полученные смоделированные топологические многообразия могут включать в себя как тривиальные и нетривиальные узлы, так и зацепление Хопфа [2, с. 11].

На втором тапе смоделированные топологические узлы превращаются в узлы-обмотки (путем применения алгоритма Вожеля [2, с. 107]) и расправляются в математическую косу с выявлением всей ее алгебраической структуры.

На третьем этапе моделирования проводится комбинаторный анализ для выявления всех вариантов соединения путей в развязке посредством применения соотношений Артина для всех возможных третьих движений Рейдемейстера [1, с. 21].

Один из наиболее важных вопросов моделирования узловых путевых структур в виде топологических диаграмм связан с тем, чтобы по заданным диаграммам определить, каким тривиальным и нетривиальным компонентам они соответствуют. Стандартный метод заключается в использовании полиномиальных инвариантов. На рис. 1 представлен пример схемы простейшей узловой путевой структуры и ее топологическая диаграмма.

Рис. 1. Пример представления схемы развязки подходов железнодорожных линий в узлах треугольного типа: в общепринятом — геометрическом виде; в алгебраическом — в виде топологического узла

Построение полинома Джонса [3] мы начнем с того, что сопоставим каждой диаграмме неориентированного топологического узла полином , предложенный Луисом Кауффманом в работе [4]. Сопоставим топологической диаграмме предложенного примера такую скобку Кауфмана, чтобы выполнялись следующие соотношения:

Рассчитаем скобку Кауффмана для топологической диаграммы представленной развязки следующим образом:

Теперь мы можем построить полином Джонса, который инвариантен относительно всех трех преобразований Рейдемейстера:

Тип I. Скручивание и раскручивание в любом направлении.

Тип II. Перемещение одной петли целиком через другую.

Тип III. Перемещение нити целиком над или под пересечением.

Следует иметь ввиду, что в комбинаторном анализе при определении числа вариантов возможного соединения линий в развязке железнодорожного узла применяется третье движение Рейдемейстера (рис. 2)

Рис. 2. Графическое представление третьего движения Рейдемейстера

Определение. Ориентированным узлом называется узел, на котором задано направление обхода, или же отображения ориентированной окружности в . При этом при изотопии узлов требуется условие сохранения ориентации.

Задав направление обхода на топологической диаграмме (рис. 3), число ее закрученности будет.

Рис. 3. Определение числа закрученности на топологической диаграмме

Отсюда полином Джонса будет равен:

Применяем другую форму записи полинома Джонса: . Получим

.

Таким образом, можно сделать вывод, что представленный пример топологической диаграммы железнодорожного узла треугольного типа является «трилистником». Предложенный способ позволяет определить все компоненты (тривиальные и нетривиальные) топологической диаграммы. Дальнейшие рассуждения об использовании множества компонентов диаграммы к нахождению всех возможных вариантов конструкций развязок будут касаться комбинаторных алгоритмов с учетов применения всех возможных третьих преобразований Рейдемейстера.

Литература:

  1. Кассель К, Тураев В. Г. Группы кос / Перевод с англ. С. Н. Малыгина. ‒ М.: МЦНМО, 2014. ‒ 422 с.
  2. Мантуров О. Н. Лекции по теории узлов и их инвариантов. ‒ М.: Эдиториал УРСС, 2001. ‒ 304 с.
  3. V. F. R. Jones. Apolynomial invariant for links via von Neumann algebras, Bull. Amer. Soc. 129 (1985), 103–112.
  4. L. H. Kauffman. On Knots, Annals of Math Stodies, Princeton Univ. Press, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): топологическая диаграмма, железнодорожный узел, комбинаторный анализ, узел, III, направление обхода, ориентированный узел, структура, топологический узел, треугольный тип.


Ключевые слова

железнодорожный узел, ориентированный узел, преобразования Рейдемейстера, скобка Кауфмана, полином Джонса

Похожие статьи

Топологическая эквивалентность путевого развития железнодорожных станций

В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с эквивалентностью путевого развития железнодорожных станций. Путевое развитие представляется в виде графов, включая деревья горловин различных парков. Показана связь бинарных деревьев с числами Катала...

Расчетное исследование влияния типа конечных элементов на коэффициент запаса топологически оптимизированной конструкции

Данная статья посвящена методу топологической оптимизации, который позволяет увеличить удельную прочность конструкции путем изменения её геометрии. В работе приведены теоретические основы топологической оптимизации, а также области применения этого м...

Особенности проектирования и криптоанализа асимметричной криптографической системы RSA

В данной статье рассматриваются некоторые особенности проектирования асимметричной (открытой) криптосистемы RSA, проводится обзор тестов на принадлежность классу простых чисел, а также рассматривается выбор показателей степеней чисел при кодировании....

Приближенный метод решения нестационарных задач теории фильтрации с учетом влияния начального градиента при второй фазе распределения давления в пласте

Точные методы решения задач теории фильтрации упругой жидкости довольно сложны. Указанные обстоятельства вызывают необходимость применения приближенных методов. В данной статье для решения задач теории фильтрации упругой жидкости предложен метод «уср...

Определение предпочтительного числа кластеров. Момент остановки метода одиночной связи

Кластерный анализ является одним из основных методов предварительной классификации большого количества информации. Актуальной задачей остаётся определение момента остановки процесса кластеризации. Можно рассмотреть кластерный анализ данных методом «о...

Ковариационные функции дважды стохастических изображений

В настоящей статье представлены выражения, позволяющие определить ковариационную функцию дважды стохастического изображения. Проведен сравнительный анализ полученной ковариационной функции с функцией для известных авторегрессионных моделей. Полученны...

Применение топологических индексов в изучении структурно-свойственных связей в химических соединениях

Предложен новый подход к методике расчета теоретико-информационных индексов, учитывающий радиус атомов. Данная методика позволит использовать эти индексы в изучении зависимости «структура-свойство», для которых применение ранее известной методики рас...

Комбинированный алгоритм линейной оптимизации с поиском максимального потока на графе

В данной статье приводится описание комбинированного алгоритма линейной оптимизации с поиском максимального потока на графе на примере оптимизации работы железнодорожной станции со сложной топологией путей.

Математическое моделирование задачи синтеза интегрированной системы безопасности с применением экспертных оценок

В работе рассматривается формализация проблемы синтеза интегрированной системы безопасности в виде задачи целочисленного программирования с использованием метода экспертных оценок для определения вычислительных параметров.

Эффективность применения групп кос к анализу и кодировке топологической структуры развязок железнодорожных линий разного уровня в узлах

Похожие статьи

Топологическая эквивалентность путевого развития железнодорожных станций

В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с эквивалентностью путевого развития железнодорожных станций. Путевое развитие представляется в виде графов, включая деревья горловин различных парков. Показана связь бинарных деревьев с числами Катала...

Расчетное исследование влияния типа конечных элементов на коэффициент запаса топологически оптимизированной конструкции

Данная статья посвящена методу топологической оптимизации, который позволяет увеличить удельную прочность конструкции путем изменения её геометрии. В работе приведены теоретические основы топологической оптимизации, а также области применения этого м...

Особенности проектирования и криптоанализа асимметричной криптографической системы RSA

В данной статье рассматриваются некоторые особенности проектирования асимметричной (открытой) криптосистемы RSA, проводится обзор тестов на принадлежность классу простых чисел, а также рассматривается выбор показателей степеней чисел при кодировании....

Приближенный метод решения нестационарных задач теории фильтрации с учетом влияния начального градиента при второй фазе распределения давления в пласте

Точные методы решения задач теории фильтрации упругой жидкости довольно сложны. Указанные обстоятельства вызывают необходимость применения приближенных методов. В данной статье для решения задач теории фильтрации упругой жидкости предложен метод «уср...

Определение предпочтительного числа кластеров. Момент остановки метода одиночной связи

Кластерный анализ является одним из основных методов предварительной классификации большого количества информации. Актуальной задачей остаётся определение момента остановки процесса кластеризации. Можно рассмотреть кластерный анализ данных методом «о...

Ковариационные функции дважды стохастических изображений

В настоящей статье представлены выражения, позволяющие определить ковариационную функцию дважды стохастического изображения. Проведен сравнительный анализ полученной ковариационной функции с функцией для известных авторегрессионных моделей. Полученны...

Применение топологических индексов в изучении структурно-свойственных связей в химических соединениях

Предложен новый подход к методике расчета теоретико-информационных индексов, учитывающий радиус атомов. Данная методика позволит использовать эти индексы в изучении зависимости «структура-свойство», для которых применение ранее известной методики рас...

Комбинированный алгоритм линейной оптимизации с поиском максимального потока на графе

В данной статье приводится описание комбинированного алгоритма линейной оптимизации с поиском максимального потока на графе на примере оптимизации работы железнодорожной станции со сложной топологией путей.

Математическое моделирование задачи синтеза интегрированной системы безопасности с применением экспертных оценок

В работе рассматривается формализация проблемы синтеза интегрированной системы безопасности в виде задачи целочисленного программирования с использованием метода экспертных оценок для определения вычислительных параметров.

Эффективность применения групп кос к анализу и кодировке топологической структуры развязок железнодорожных линий разного уровня в узлах

Задать вопрос