Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.
Ключевые слова: экономика, государственное регулирование, публичное право, формы регулирования, методы регулирования.
Государственная политика весьма сильно зависит от непосредственной деятельности правительства. В частности, прямо или косвенно государство оказывает влияние на экономический баланс внутри государства, обеспечивая при этом замедление инфляции, стабильность. Настолько сильно бы государственная власть не была вовлечена в развитие экономики, каким бы образом она её не регулировала, без нее невозможно себе представить осуществление коммерческой деятельности на эффективном, должном уровне.
Государство может оказывать влияние на экономические отношения при помощи различных способов: финансовыми, правовыми [2]. Регламентируя деятельность на рынке, предписывая поведения и позволяя действовать в рамках закона, государство обеспечивает необходимые законные условия существования и нормального функционирования частного сектора. Степень влияния определяется степенью развития сфер предпринимательства.
Система государственного регулирования экономики характеризуется в российских реализациях несколькими основными тенденциями [4]. В первую очередь, степень государственного вмешательства в экономику постепенно уменьшается, как минимум, этот процесс в рыночных условиях в развитом правовом и демократическом государстве должен постоянно быть ориентирован на уменьшение роли последнего. Кроме того, происходит и переход от преимущественно административных способов государственного регулирования непосредственно к экономическим.
Необходимость осуществления государством экономических функций предполагает собой наличие у него содержательного инструментария.
В реализации процесса государственного регулирования экономики важную роль играют методы и формы государственного вмешательства в жизнь общества — способы регулирования экономики [3].
В современных социально-экономических условиях регулирование экономики государством представляет собой целенаправленное воздействие уполномоченных государственных структур на отдельные сегменты рынка при помощи марко- и микроэкономических регуляторов для обеспечения равновесного роста экономической системы в целом.
Все применяемые государством регуляторы экономической жизни можно отнести или к способам косвенного, или прямого влияния на экономику.
Методы прямого воздействия основаны на властных распорядительных отношениях, они сводятся к административному влиянию на деятельность субъектов хозяйственной деятельности [2]. Такие меры предполагают собой, что те или иные экономические субъекты будут в различных случаях вынуждено принимать решения, основанные не на личном индивидуальном экономическом выборе, а только на предписаниях государства.
Среди методов прямого регулирования в основном преобладают формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, фирм, целых регионов в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в том числе являются формой прямого регулирования [4].
С сектором государственного инвестирования инвестициями связано определение государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве ведут речь, когда подразумевают создание, а также функционирование государственных предприятий производственного толка в определенной отрасли. Чаще всего предприятия государственной формы собственности появляются в малорентабельных и капиталоемких отраслях, в отраслях, определяющих научно-технических прогресс, производство и накопление человеческого капитала, а также проведение научных исследований.
Государственное предпринимательство обычно развивается в тех сферах, где функционирование той или иной негосударственной формы собственности в конечном счете может привести к отрицательным последствиям. В частности, государства реализует всевозможные программы по поддержанию таких сфер, как здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий однозначно развивались бы намного медленнее.
Постоянным объектом субсидирования в ряде государств является аграрное производство, добывающая промышленность и пр.
Реализация мер регулирования прямого имеет свои положительные и отрицательные черты — создание помех при непосредственной работе рыночного механизма, его ослаблении и высокая степень эффективности по причине оперативного достижения экономического результата [5].
Методы косвенного регулирования обычно предполагают, что государство должно заложить условия, чтобы при самостоятельном принятии тех или иных экономических решений субъекты экономики чаще всего стремились к вариантам, которые в основном соответствуют экономическим целям государства. Но, при косвенном регулировании экономики неизбежны и временные неурядицы между принятие государством экономических решений и мер, их восприятием субъектами рынка, конечными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
Основываясь на организационно-институционных особенностях применяемых регуляторов, методы регулирования отношений экономического характера можно подразделить на несколько главных группы: экономические, административные, правовые.
Правовые средства государственного воздействия на экономику обеспечивают правовую инфраструктуру, создают для частного сектора разумные правовые условия функционирования [1].
Правовое регулирование экономики заключается в установлении государством определенных групп правил экономического поведения для потребителей и фирм-производителей.
Система норм и правил определяет формы и права собственности, порядок регистрации и дальнейшего функционирования фирм, условия заключения хозяйственных договоров, обеспечивая при этом защиту конкурентной среды [3].
Административные меры делятся на меры запрета, меры разделения, меры принуждения. Они никак не связаны с созданием какого-либо дополнительного материального стимула для частного сектора, обычно основываются на силе власти государства.
Административные меры могут использования непосредственном при государственном контроле над доходами, ценами, валютным курсом, учетной ставкой.
Меры регулирования административного характера в странах с развитой рыночной экономикой применяются в относительно небольших масштабах, обычно они ограничиваются охраной окружающей среды, а также социальной защитой населения.
Роль и значение административных методов в критических ситуациях возрастает — во времена тяжелого экономического положения, в годы войны и пр. [1]
Экономические инструменты регулирования экономики включают в себя совокупность мер, которые оказывают воздействие на рыночный процесс, на характер развивающихся рыночных связей и пр. Это возможно к осуществлению путем воздействия на спрос и предложение в национальных пределах, на структуру экономики, а также путем активизации факторов экономического роста.
Чтобы достигнуть таких целей обычно необходимо применять бюджетно-налоговую политику, программирование, денежно-кредитную политику, планирование и прогнозирование.
Прогнозирование, программирование, планирование — все это верховные формы регулирования экономики на государственном уровне, которые в целом отражают косвенный вариант государственного воздействия [3].
Государственные программы обладают рекомендательным характером для частного сектора. Программирование может быть ориентировано на отдельные отрасли и регионы [5].
Очевидно, что достижение экономической политики требует по отношению к себе применения тесно взаимосвязанного инструментария, то есть комплексного применения всего перечня способов и методов государственного влияния на экономические отношения.
Литература:
- Миронова О. Ф., Дометова Г. И. Перспективы государственного регулирования экономики в России // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2013. — С. 112–123.
- Карпенко Г. Г. Государственное регулирование экономики: эволюционный аспект // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013.
- Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. — М.: Логос, 2016. — 353 с.
- Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Роль и степень государственного участия в экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — № 88 — С. 692–712.
- Нитовкин Д. В. Роль и место государственного регулирования в управлении экономикой // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — С. 17–20.