О результатах исследования направлений и механизма субсидирования в растениеводстве Псковской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 09.12.2017

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Войку, И. П. О результатах исследования направлений и механизма субсидирования в растениеводстве Псковской области / И. П. Войку, Е. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 148-155. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47019/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья является результатом исследования направлений и механизма субсидирования в Псковской области. Представлен перечень мер государственной поддержки и направлений субсидирования в региональном растениеводстве. Описаны базовый механизм предоставления и порядок получения субсидии.

В статье делается вывод о противоречии комплекса мер государственной поддержки растениеводства, осуществляемый в форме погектарных выплат (несвязанной поддержки), способам достижения главных целей Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013–2020 гг».

Наряду с выявлением проблем и слабых сторон механизма субсидирования, в статье предложены меры по совершенствованию субсидирования в растениеводстве Псковской области.

Ключевые слова: субсидирование, растениеводство, механизм, статья затрат, государственная поддержка, направление, порядок.

The article is the research result of directions and instrument of subsidies in the Pskov region. It provides a list of measures of the state support and subsidies directions in the regional crop production. The basic mechanism of granting and the procedure for obtaining subsidies is defined.

The article concludes about the contradiction of the complex of measures of the state support of crop production, carried out in the form of per hectare payments (unrelated support), to the means of achieving the main goals of the State program «Agricultural development of the Pskov region for 2013–2020".

Along with identifying problems and weaknesses of the instrument of subsidies, the article proposes measures for improvement in the subsidies of the crop production of the Pskov region.

Keywords: subsidies, crop production, instrument, cost item, state support, direction, order.

Сельское хозяйство — важнейшее звено не только агропромышленного комплекса, но и всего народного хозяйства страны, обладающее огромным экономическим потенциалом. Реализация этого потенциала в отраслях сельского хозяйства в современных условиях требует концентрации усилий всех участников формирования конечной стоимости сельскохозяйственной продукции.

Разрыв уровня рентабельности продукции растениеводства и животноводства, а, следовательно, и уровня инвестиционной привлекательности делают отраслевую диспропорцию развития в сельском хозяйстве все более выраженной. Для успешного преодоления этой проблемы сельскому хозяйству необходима поддержка из вне. Едва ли не единственным помощником в этом деле выступает государство.

Государственная поддержка отраслей сельского хозяйства в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, разработанной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07. 2012 г. N 717.

В растениеводстве Псковской области используется достаточно широкий перечень мер государственной поддержки и направлений субсидирования (Таблица 1). Однако в соответствии с Государственной программой предусмотрена поэтапная замена большей части мер поддержки поставок ресурсов сельхозпроизводителям выплатами, несвязанными с производственными показателями в расчете на 1 га посевных площадей. В связи с этим с 2017 года в Псковской области основной упор в государственной поддержке отрасли растениеводства делается на погектарную поддержку для тех аграриев, кто занимается обработкой и вводом неиспользуемых земель в сельхозоборот.

Таблица 1

Направления субсидирования врастениеводстве Псковской области в 2017 году

Меры государственной поддержки

Направления субсидирования

Примечание

1. Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

Посевная площадь сельскохозяйственных культур, занятая посевами (посадками) семенного картофеля и овощей открытого грунта

2. Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса («Единая субсидия»)

2.1. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам

Проценты по кредитам на цели развития селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве. Объем средств, предоставленный заемщикам, не должен превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам).

по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 01 августа 2015 г. на срок до 1 года

2.2. Субсидии на приобретение элитных семян

на 1 гектар посевной площади элитных семян (элитные семена сельскохозяйственных культур относятся к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска (для защищенного грунта — по световой зоне))

2.3. Субсидии на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями

на закладку многолетних насаждений (при условии, что многолетние насаждения относятся к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска) площадь должна составлять не менее 1 гектара в год

по уходу за многолетними насаждениями иметь на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади многолетних насаждений;

3. Субсидии на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы»

строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, на проведение культур-технических мероприятий на мелиорируемых землях (орошаемых и (или) осушаемых), вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов.

4. Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе

по кредитным договорам (договорам займа)

Часть затрат на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники, оборудования для перевода техники на газомоторное топливо.

Часть затрат на закладку многолетних насаждений, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов по переработке льна и льноволокна, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго)

Кредит получен с 01 января 2004 г. по 31 декабря 2012 г. Срок кредитования на срок от 2 до 8 лет

Часть затрат на приобретение машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций

Кредит получен с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. Срок кредитования на срок от 2 до 8 лет

Часть затрат на приобретение сельскохозяйственной техники

Кредит получен с 01 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г.

на срок до 10 лет

Часть затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур

Кредит получен с 01 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. включительно на срок до 10 лет

Часть затрат на приобретение оборудования для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур

Часть затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию и восстановление мелиоративных систем, заводов, комплексов по подготовке и подработке семян сельскохозяйственных растений

Кредит заключен с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. включительно на срок до 8 лет

по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа)

на строительство, реконструкцию, модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и масложировой промышленности, мощностей по переработке плодоовощной, ягодной продукции, картофеля, объектов по переработке льна и льноволокна, комплексов по подготовке семян сельскохозяйственных растений, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур, мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур, закладку и уход за многолетними насаждениями, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, на цели развития подотрасли растениеводства, а также на строительство, реконструкцию, модернизацию и восстановление мелиоративных систем

По кредитам, заключенным с 01 января 2013 г. по 31 июля 2015 г. на срок от 2 до 8 лет

на строительство, реконструкцию, модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, предприятий мукомольно-крупяной, хлебопекарной и масложировой промышленности, мощностей по переработке плодоовощной, ягодной продукции и картофеля, объектов по переработке льна и льноволокна, комплексов по подготовке семян сельскохозяйственных растений, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур, мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур, закладку и уход за многолетними насаждениями, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, а также иных видов инвестиционных расходов, в том числе на приобретение техники, оборудования, изделий автомобильной промышленности

По кредитам, заключенным с 01 августа 2015 г

на срок от 2 до 8 лет

В соответствии с «Положением о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку растениеводства» к основным направлениям субсидирования затрат на территории Псковской области отнесены:

  1. приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур, по ставке за 1 гектар площадей под сельскохозяйственными культурами, засеваемых элитными семенами;
  2. закладка и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, садами интенсивного типа до начала периода их товарного плодоношения, а также закладки и ухода за плодовыми и ягодными питомниками, по ставкам на 1 гектар;
  3. оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв, в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами;
  4. оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, в расчете на 1 гектар посевной площади.

Согласно этому положению, базовый механизм предоставления субсидии может быть представлен в виде последовательности следующих этапов (рис. 1).

Рис. 1. Механизм субсидирования в растениеводстве

Вне зависимости от конкретного направления государственной поддержки, в основе механизма лежит соглашение о предоставлении субсидии, заключенное между Уполномоченным органом и получателем субсидии в соответствии с типовой формой, установленной приказом Государственного финансового управления Псковской области.

Порядок получения субсидии:

  1. Получатель субсидии представляет в Уполномоченный орган заявление о предоставлении субсидий в произвольной форме и копии заверенных получателем субсидии (документы для заключения Соглашения)
  2. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня поступления документов для заключения Соглашения рассматривает их и: в случае несоответствия получателя субсидии или представленных им документов требованиям — направляет получателю субсидии мотивированный отказ; в случае соответствия получателя субсидии и представленных им документов требованиям — заключает Соглашение
  3. Сельскохозяйственный товаропроизводитель, заключивший Соглашение, представляет в Уполномоченный орган документы.
  4. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения документов для перечисления субсидий осуществляет проверку полноты, достоверности представленной получателем субсидии информации и правильности оформления документов и осуществляет одно из следующих действий:
    1. направляет заявку на финансирование для предоставления субсидий в Государственное финансовое управление Псковской области — в случае соответствия представленных документов требованиям настоящего Положения;
    2. направляет сельскохозяйственному товаропроизводителю сообщение об отказе в перечислении субсидий с указанием причин отказа — в случае несоответствия представленных документов требованиям, непредставления (представления не в полном объеме) документов, недостоверности представленной получателем субсидии информации.
  5. Государственное финансовое управление Псковской области в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявки на финансирование Уполномоченного органа перечисляет денежные средства для выплаты субсидий на лицевой счет Уполномоченного органа, открытый в Управлении Федерального казначейства по Псковской области.
  6. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня поступления денежных средств для выплаты субсидий на лицевой счет Уполномоченного органа перечисляет субсидии на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.
  7. Получатели субсидии представляют в Уполномоченный орган отчеты о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий по форме и в сроки, установленные Уполномоченным органом

Срок согласования и выплаты субсидии составляет не менее 27 рабочих дней. Вместе с непредсказуемостью результата обращения за государственной поддержкой это лишает сельскохозяйственные предприятия необходимого объема дешевых оборотных средств, вынуждает их привлекать дополнительные краткосрочные и долгосрочные источники финансирования. Отсутствие конкурсной основы при распределении субсидий, предоставляемых в пределах средств областного бюджета, лишает механизм субсидирования необходимой прозрачности, повышает случайностный характер положительного результата — как следствие — обеспечивает рост недоверия государственной поддержке.

Стоит отметить, что в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431), субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств на:

– возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ,

– повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства,

– повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Таким образом, размер субсидий увязывается с уровнем интенсивности использования посевных площадей и показателем почвенного плодородия.

Если показатель почвенного плодородия рассчитывается на основании результатов государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, то показатель интенсивности использования посевных площадей формируется под воздействием следующих переменных:

– изменение объемов семян и посадочного материала

– изменение объемов минеральных удобрений и химических средств защиты растений

– изменение объемов расходуемого топлива

– изменение стоимости запасных частей

– изменение объема услуг сторонних организаций по ремонту техники и агротехническим работам

Влияние указанных переменных на величину затрат на основное производство в растениеводстве Псковской области в 2016 г., рассчитанное по базовой методологии факторного анализа, в 1,5 раза больше погектарных субсидий (рис. 2). Следовательно, интенсивность использования сельскохозяйственных угодий в контексте получаемой несвязанной поддержки заключается в комплексе агротехнических мероприятий, а не в увеличении посевных площадей, как это заложено в Государственной программе.

Рис. 2. Изменение влияния частных элементов на итоговую величину затрат по основному производству в растениеводстве, отн. ед.

Основной комплекс мер государственной поддержки растениеводства, осуществляемый в форме погектарных выплат (несвязанной поддержки) отчасти противоречит способам достижения главных целей Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013–2020 гг»., а именно, мерам по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения и обеспечению развития элитного семеноводства. В соответствии с Государственной программой для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 2,6 %, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 5,3 %.Используемый в регионе комплекс мер государственной поддержки не позволит добиться целей, поставленных в Государственной программе.

В качестве основных мер по совершенствованию субсидирования в растениеводстве Псковской области предлагается:

  1. Совершенствование механизма и оценки эффективности субсидирования:

Для оценки эффективности расходования средств необходимо определить непосредственный результат их расходования. Это достигается внедрением системы планирования, позволяющей определить необходимые объемы финансирования по тем или иным видам расходов до того, как предоставлять субсидию. Планирование позволит не только облегчить процесс оценивания результата, но и сделает процедуру оценивания эффективности более прозрачной.

Рис. 3. Предлагаемый механизм субсидирования в растениеводстве

Планируемые результаты и объемы расходования средств по каждому направлению, вместо показателей результативности, должны также закрепляться Соглашением на предоставление субсидии, заключенным до начала финансового года.

  1. Внедрение конкурсной основы в механизм субсидирования

Разработка комплекта конкурсной документации и Методики расчета результативности и результата субсидирования в растениеводстве, не противоречащей нормам «зеленой корзины» мер государственной поддержки Всемирной торговой организации.

  1. Расширение мер поддержки

Включение в перечень используемых мер поддержки «Компенсации прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования».

Литература:

  1. Постановление Администрации Псковской области от 14.02.2017 N 68 «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку растениеводства» (вместе с «Положением о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку растениеводства») Сетевое издание "/ Нормативные правовые акты Псковской области» http://pravo.pskov.ru/, 17.02.2017
  2. Постановление Администрации Псковской области от 11.04.2013 N 161 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013–2020 годы» / «Псковская правда», N 70–73, 18.04.2013
  3. В Псковской области с 2017 года изменится формат поддержки сельхозпроизводителей / http://www.pskov.ru/novosti/19.08.16/71068
Основные термины (генерируются автоматически): Псковская область, Уполномоченный орган, сельское хозяйство, государственная поддержка, Государственная программа, несвязанная поддержка, часть затрат, получатель субсидии, посевная площадь, Российская Федерация.


Ключевые слова

растениеводство, механизм, направление, порядок, субсидирование, статья затрат, государственная под-держка

Похожие статьи

Механизмы региональной инновационной политики в сфере аграрного производства Казахстана

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного производства и научного их обеспечения. Государство выделяет большие суммы субсидий, но в тоже время они не дают эффективнос...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Выбор стратегических действий АНО «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области» по продвижению услуги предоставления поручительств

Рассматривается роль гарантийного фонда Псковской области в обеспечении доступности кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, не обладающих необходимым размером залогового обеспечения. Анализируются показатели, характеризующие объ...

Анализ состояния деятельности строительных организаций Санкт-Петербурга

Строительная отрасль — вид экономической деятельности, имеющий разнообразную структуру. Важнейшее место в отрасли занимает капитальное строительство, основной задачей которого является создание новых, реконструкция старых, расширение, ремонт и технич...

Применение механизмов муниципально-частного партнерства в развитии транспортного комплекса

В статье рассмотрены результаты исследования текущего состояния и перспектив развития транспортного комплекса на примере города Екатеринбурга и Екатеринбургской городской агломерации, а также результаты эмпирического исследования в части применения м...

К вопросу о совершенствовании мер по профилактике и предотвращению коррупции

В рамках данного исследования была сделана попытка разработки мер по профилактике и предотвращению коррупции. Специфика данного исследования, заключалась в том, что меры по профилактике и предотвращению коррупции были рассмотрены на примере г. Холмск...

Совершенствование взаимоотношений субъектов предпринимательства в агропромышленном комплексе с государственными органами власти

Цель исследования заключается в процессе рассмотрения существующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при существующей проблеме развития бизнеса данной отрасли и влияния органов местного самоуправлени...

Субъекты правоотношений по осуществлению бюджетных расходов

Актуальность исследования продиктована наличием недостатков законодательства, не позволяющих государству в достаточной мере удовлетворить ожидания общества в реализации его интересов за счет бюджетных расходов. Данные недостатки рассматриваются с поз...

Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

В статье рассматриваются перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Отмечается, что основные на...

Проблематика управления программами развития культуры на территории муниципальных образований

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что культурное развитие государства берет свое начало именно с регионов, что предоставляется возможность охватить на местном уровне глобальные проблемы и вынести их на федеральных уровень в с...

Похожие статьи

Механизмы региональной инновационной политики в сфере аграрного производства Казахстана

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного производства и научного их обеспечения. Государство выделяет большие суммы субсидий, но в тоже время они не дают эффективнос...

Предпосылки и причины формирования государственных программ

Одним из важнейших условий для построения благополучного и сильного государства, защиты интересов его граждан является создание действенной системы финансового контроля за эффективным расходованием и целевым использованием бюджетных средств, а также ...

Выбор стратегических действий АНО «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области» по продвижению услуги предоставления поручительств

Рассматривается роль гарантийного фонда Псковской области в обеспечении доступности кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, не обладающих необходимым размером залогового обеспечения. Анализируются показатели, характеризующие объ...

Анализ состояния деятельности строительных организаций Санкт-Петербурга

Строительная отрасль — вид экономической деятельности, имеющий разнообразную структуру. Важнейшее место в отрасли занимает капитальное строительство, основной задачей которого является создание новых, реконструкция старых, расширение, ремонт и технич...

Применение механизмов муниципально-частного партнерства в развитии транспортного комплекса

В статье рассмотрены результаты исследования текущего состояния и перспектив развития транспортного комплекса на примере города Екатеринбурга и Екатеринбургской городской агломерации, а также результаты эмпирического исследования в части применения м...

К вопросу о совершенствовании мер по профилактике и предотвращению коррупции

В рамках данного исследования была сделана попытка разработки мер по профилактике и предотвращению коррупции. Специфика данного исследования, заключалась в том, что меры по профилактике и предотвращению коррупции были рассмотрены на примере г. Холмск...

Совершенствование взаимоотношений субъектов предпринимательства в агропромышленном комплексе с государственными органами власти

Цель исследования заключается в процессе рассмотрения существующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при существующей проблеме развития бизнеса данной отрасли и влияния органов местного самоуправлени...

Субъекты правоотношений по осуществлению бюджетных расходов

Актуальность исследования продиктована наличием недостатков законодательства, не позволяющих государству в достаточной мере удовлетворить ожидания общества в реализации его интересов за счет бюджетных расходов. Данные недостатки рассматриваются с поз...

Перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

В статье рассматриваются перспективы развития налогообложения коммерческих организаций в контексте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Отмечается, что основные на...

Проблематика управления программами развития культуры на территории муниципальных образований

Актуальность темы исследования обуславливается тем фактом, что культурное развитие государства берет свое начало именно с регионов, что предоставляется возможность охватить на местном уровне глобальные проблемы и вынести их на федеральных уровень в с...

Задать вопрос