Актуальные проблемы и эффективные модели коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 11.12.2017

Статья просмотрена: 1953 раза

Библиографическое описание:

Ананьина, С. А. Актуальные проблемы и эффективные модели коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ / С. А. Ананьина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 331-332. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47020/ (дата обращения: 19.12.2024).



Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В. А. Сухомлинский

Вопрос создания коррекционно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы образования. Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана коррекционно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Коррекционно-развивающая среда в специальных образовательных учреждениях является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды образовательных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с отклонениями в развитии.

Правильно организованная коррекционно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Учитывая, что у воспитанников с ОВЗ отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей. Работая над созданием коррекционно-развивающей среды,

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является специально организованная коррекционно-пространственная среда: сенсорные уголки, дидактические игры, пособия, предназначенные для полноценного развития психологических процессов.

Коррекционно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Продумывая систему вовлечения ребенка в различные занятия, следует учитывать не только доступность, но и постепенность увеличения количества объектов. Изменения в отдельных компонентах среды, заменимость одного блока на другой — необходимое условие для обеспечения «зоны ближайшего развития». Органическое соседство игровых ситуаций, которые могут быть объединены, трансформированы, обогащены, видоизменены — важное требование для развития самостоятельности ребенка, коррекции социального недоразвития, активизации непроизвольного интереса к той или иной игровой или дидактической ситуации.

Необходимыми условиями организации коррекционно-развивающей среды являются: учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональная насыщенность среды, учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности. Исходя из этого, коррекционно-развивающее пространство должно быть организованно так, чтобы каждый воспитанник имел возможность заниматься любимым делом. Необходимо сделать его информативно богатым, системным, что обеспечивает разнообразие тематики, многообразие дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающего пространства должны сочетаться между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивая развитие у воспитанников становления их социальной компетентности в играх, занятиях, общения со сверстниками, взрослыми.

Ребенку с нарушениями необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. В гостиных нашей школы игровое пространство предусмотрено для игр в парах, группах. В центре игровой зоны на полу находится ковёр — место сбора всех детей. Это позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Воспитанники участвуют во всем многообразии игр: сюжетно — ролевых, строительных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, театрализованных и других.

В гостиных широкий выбор общения с игрушками — манипуляторами, таких как сборно-разборные пирамидки, башенки, простейшие устройства, вкладыши, приспособления для нанизывания, навинчивания, раздвижения.

Гостиная оснащена коробками из различных предметов с набором игр (пазл, детское домино, мозаика), требующих составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия. Благодаря оснащённости предметно развивающей средой тренируется мышечный аппарат ребенка, развивается мелкая моторика, стимулируется двигательная активность и предметная деятельность ребенка.

Обучение тактильно-кинестетическим действиям осуществляется в играх с водой и песком. Для этого применяется специальное оборудование: мини-бассейн и набор плавающих игрушек, контейнер для игр с песком, для выполнения движений рук применяется погружение их в песок или воду, рисование на песке.

В нашей школе есть музыкальная гостиная, в которой воспитанникам предлагаются ситуации для определения звучащего мира, музыкальные игрушки, которые позволяют заинтересовать ребят, как в групповой, так и индивидуальной работе, проводятся беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушанием и разучиванием русских народных песен. Музыкальные инструменты способствуют развитию и формированию интереса к музыке, развивают сенсорные способности, слух, чувство ритма и мелкую моторику рук.

Большое количество игрушек ярких, многофункциональных и развивающих, наполняют игровую зону каждой гостиной. Игровой материал соответствует возрасту детей и требованиям СанПиНа. Одним из общих правил организации коррекционно-развивающей среды является критерий ее доступности для ребенка. Все игрушки, игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы.

Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми.

В наших руках возможность формировать личность — любознательную, интересующуюся, активно познающую мир, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Литература:

  1. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. — М., 2002
  2. Е. В. Самсонова, Т. П. Дмитриева, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. 2014 г.
  3. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // 2010. — № 1
  4. Мазорук Е. Д. Система социализации личности воспитанников условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида / Е. Д. Мазорук.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционно-развивающая среда, ребенок, игра, гостиная, игровая зона, игровой материал, игрушка, социальная компетентность.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития

Инновационные игровые методы в коррекционно-развивающей работе

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Организационно-педагогические особенности работы в коррекционных классах для детей с задержкой психического развития

Инновационные игровые методы в коррекционно-развивающей работе

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации

Задать вопрос