Развитие логического мышления кадет в ходе обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 12.12.2017

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Гринева, Т. И. Развитие логического мышления кадет в ходе обучения иностранному языку / Т. И. Гринева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47030/ (дата обращения: 16.11.2024).



Логика — это анатомия мышления.

Джон Локк

Современная действительность ставит перед учителем задачу проведения качественно новых уроков, организованных в соответствии с требованиями ФГОС [4], принципиальное отличие которых от привычного нам обучения заключается в том, что главной целью является не передача совокупности знаний, а формирование системы универсальных учебных действий (УУД), важное место среди которых занимают познавательные УУД, предполагающие в конечном итоге сформированность ряда мыслительных навыков. Таким образом, содержание учебных предметов выступает скорее средством развития обучающихся, чем основной целью.

Современный процесс обучения иностранным языкам должен быть построен таким образом, чтобы научить обучающихся мыслить, способствовать их интенсивному умственному развитию. Дисциплина «Иностранный язык» обладает достаточно большим потенциалом для формирования и развития различных способов мыслительной деятельности, так как в реальной действительности язык представляет собой одно из универсальных средств осуществления многих видов деятельности, в том числе и интеллектуальной [1]. Именно развитию мыслительной деятельности в ходе обучения иностранным языкам посвящена данная статья. Одной из задач данного исследования является мониторинг эффективности практического применения типовых задач на развитие логики в процессе обучения кадет немецкому языку.

В контексте реализации новых образовательных стандартов эффективность обучения любой дисциплине во многом зависит не только от переданной педагогом системы специальных знаний, но и от непрерывного процесса формирования у обучаемых универсальных учебных действий, владение которыми превращает познавательный процесс в активно-творческую, поисковую деятельность.

В структуру интеллектуальной деятельности человека входят:

‒ репродуктивное мышление, в процессе которого воспроизводятся готовые мысли;

‒ логическое мышление, которое совершается по правилам мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, выявление причинно-следственных и других связей, сравнение, обобщение и т. п.);

‒ творческое мышление, проявляющееся в поиске и творении нового;

‒ латеральное мышление (составная часть логического и творческого), нацеленное на поиск оптимальных способов решения проблемы;

‒ критическое мышление, связанное со способностью отделять ложное от правильного, оценивать предмет, задачу [3].

Логическое мышление является одной из форм интеллектуальной деятельности, которая характеризуется способностью оперировать различными категориями и устанавливать различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме. В ходе учебного процесса развитие логического мышления является одной из важных задач, так как умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, составлять суждения по определенным правилам — необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

В данной работе за основу принято определение логического мышления как мыслительного процесса, в ходе которого используются логические понятия и конструкции, которому свойственны доказательность и рассудительность, целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя следующие аспекты:

‒ знание теоретических основ логики;

‒ умение правильно совершать мыслительные операции, такие как классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и др.;

‒ уверенное использование ключевых форм мышления, таких как понятие, суждение, умозаключение и пр.;

‒ способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики;

‒ навык быстрого решения логических задач как учебного, так и прикладного характера [2].

Широкое применение при развитии мыслительных способностей обучающихся имеют логические задачи, предполагающие, что первоначально обучающийся сталкивается с набором разобщенных данных, по которым невозможно сделать какие-либо умозаключения, и вынужден выдвигать некое предположение. Правильность выдвинутых предположений устанавливается путем сопоставления результатов с исходными данными. Если на данном этапе работы вскрывается несоответствие теоретических выводов фактам, исследователь отвергает предположение, выдвигает другое и начинает рассуждение заново. И так до устранения всех несоответствий. Существуют возможности решения текстовых логических задач с помощью рассуждений, табличным способом (внесение данных в ячейки с последующим анализом), графическим способом (с применением схем, графиков, кластеров и пр.). Эффективность применения логических задач в процессе обучения обусловлена высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями обучающихся в ходе их решения, что требует мобилизации их интеллектуальных ресурсов [5].

Большинство педагогов, активно применяющих способы развития логического мышления на своих уроках, акцентируют, что что применение логических задач в процессе обучения

‒ повышает познавательный интерес обучаемых;

‒ может использоваться при работе с обучающимися различных возрастных категорий;

‒ может осуществляться на различных этапах обучения (в ходе введения, закрепления, обобщения учебного материала);

‒ помогает обучающимся развивать умения рассуждать, делать выводы, доказывать собственную точку зрения, способствует развитию мышления, речи, а также памяти обучаемых, то есть формированию у них познавательных универсальных учебных действий.

Контроль эффективности применения учебных задач, направленных на развитие логического мышления, осуществлялся в Оренбургском президентском кадетском училище с помощью проведения мониторинговых исследований и диагностики уровня развития познавательных процессов кадет в ходе обучения немецкому языку.

Цель мониторинговых исследований заключалась в создании системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность развития лингвалогики по следующим критериям:

‒ рост познавательной активности кадет;

‒ рост мотивации к активной познавательной деятельности;

‒ рост показателей уровня сформированности познавательных процессов кадет (способностей к осуществлению логических операций разного типа);

‒ уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность исследовательских компетентностей, способностей к креативному мышлению, рефлексивных навыков;

‒ качественное изменение в личностном развитии кадет;

‒ удовлетворенность кадет своей деятельностью и ее результатами.

Мониторгинг был нацелен, в первую очередь, на оценку востребованности форм и методов развития логического мышления, анкетирование кадет с целью выявления удовлетворённости учебными занятиями по немецкому языку, включающими в себя типовые задачи на развитие логики, результативность участия кадет во внеурочных мероприятиях и проектах, направленных на развитие лингвалогики.

Контроль качества организации и проведения уроков и внеурочных занятий, направленных на развитие логических способностей кадет, осуществлялся преподавателями предметно-методической кафедрой иностранных языков Оренбургского президентского кадетского училища, психологами, классными руководителями и воспитателями кадет, заведующим методическим кабинетом училища.

Результаты мониторинговых исследований отражают высокий уровень мотивации к изучению немецкого языка как второго иностранного как в ходе учебной деятельности, так и во внеурочных мероприятиях по немецкому языку.

Данные, полученные по результатам анкетирования кадет, свидетельствуют об их высоком интересе к решению учебных задач логического характера, что подтвердили 86 % опрошенных.

Результаты тестирования показали, что объем памяти кадет, регулярно принимающих участие в решении логических задач с применением средств второго иностранного языка, вырос, в среднем, на 9 %; по параметру «мышление» рост составил около 6 %, уровень внимания возрос на 8 %, а способности к логике увеличились, в среднем, на 5 %. Полученные данные свидетельствуют об эффективности применения заданий на развитие логики в ходе обучения кадет немецкому языку. Данные выводы нашли подтверждение и в индивидуальных достижениях кадет (успешное участие в дистанционном Общероссийском конкурсе «Логическое мышление», организованном Институтом Развития Школьного Образования в г. Калининграде, декабрь 2016г., по результатам которого кадеты Оренбургского ПКУ были удостоены дипломами призёров; победы кадет Оренбургского ПКУ в дистанционной Олимпиаде по немецкому языку в рамках Всероссийского конкурса «Молодежное движение»; победа во II Региональной Олимпиаде по второму иностранному языку среди 6-х классов).

Таким образом, применение в ходе обучения немецкому языку заданий на развитие логики способствует общему развитию мыслительной деятельности, активизации познавательного интереса кадет, комплексному решению образовательных и психолого-педагогических и воспитательных задач.

Литература:

  1. Борзова Е. В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [Текст] / Е. В. Борзова. — Петрозаводск: Verso, 2007.
  2. Логическое мышление — развитие логики [Электронный ресурс] — Источник: https://4brain.ru/logika/
  3. Махмутов М. И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления [Текст] / М. И. Махмутов. — Педагогика. — 2001. — № 10.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) // Официальные документы в образовании. — 2011. — № 8. — C. 9–35.
  5. Цыганова И. В. Методика решения текстовых логических задач на уроках информатики [Электронный ресурс] — Источник: https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/09/25/metodika-reshenie-logicheskikh-zadach-na-urokakh
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, немецкий язык, задача, развитие логики, мыслительная деятельность, ходя обучения, иностранный язык, Оренбургское президентское кадетское училище, познавательный процесс кадет, учебный материал.


Похожие статьи

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие одаренности в процессе обучения математике

Коммуникативные навыки у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка

Развитие критического мышления на уроках информатики

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Похожие статьи

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Развитие личности магистрантов при обучении английскому языку в условиях модернизации высшего образования

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие одаренности в процессе обучения математике

Коммуникативные навыки у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка

Развитие критического мышления на уроках информатики

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе

Формирование экологического мышления обучающихся в рамках изучения предмета «Химия»

Задать вопрос