В исторической науке и общественном сознании долгое время утверждалась идея о том, что традиционным для русского общества является негативное отношение к женщине, ущемление ее прав и личности.
Данные общерусских и Новгородских письменных источников показывают, что древнерусское общество неоднократно изменяло свое отношение к женщине. Положение русской женщины в средние века и отношение общества к ней в той или иной исторический ситуации было различным. На отношение к женщине оказывали влияние многие факторы: политический, религиозный, экономический и географический.
В X-XI вв., даже после принятия христианства, в русском обществе сохранялось положение, в котором женщина имела более широкие права в обществе, которые не ущемлялись при замужестве, что определялось договорным характером брака. [16, с 263]
При этой форме заключения брака женщина имела право выбора жениха, согласия или несогласия на поступившее предложение о замужестве, могла отставить свои имущественные права на наследство. Письменные источники именно этого исторического периода многократно сообщают о женщинах, принимавших активное участие в общественной и государственной жизни: княгиня Ольга, Анна Ярославна и др. [10, с. 18–22]
В ХII-ХIII вв. с упрочнением позиций христианства на территории Древнерусского государства вместо договорного брака широкое распространение получил церковный брак, сделавший общественной нормой вмешательство церкви в семейную жизнь. В связи с этим, в церковной литературе стали быстро развиваться женоненавистнические настроения: «Слова» о «женах добрых» и «женах злых». [16, с. 269]
Дальнейшее распространение эти идеи получили в XIV-XV вв., что повлияло на появление в общественном средневековом сознании представления о «неполноценности» женщины. [15, с. 17]
Эти тенденции привели к снижению авторитета и статуса женщины в семье и обществе, что стало нормой для русского общества на несколько веков. Свое отношение к женщине русское общество сформировало и отразило в «идеале женщины».
Для идеала женщины в древнерусском обществе большое значение имели качества хорошей хозяйки дома. «Повесть Временных Лет» сообщает: «Добрая жена…издалека собирает свое богатств…Не заботится муж ее о доме своем, потому что, где бы он ни был, — все домашние ее одеты будут». [12, с.67] Древнерусская литература изобилует характеристиками женщины, как хорошей хозяйки: «хороша жена, какая умеет вести дом», «дурная жена в доме подобна злой вьюге» и т. д. [17, с. 11]
Большинство из этих литературных работ было создано в землях Киевской и Владимиро — Суздальской Руси. Объяснить это можно упрочнением христианской веры и влиянием христианской культуры именно в этих землях, в то время как Новгород оставался менее подверженным христианскому влиянию. Вплоть до XV в. в Новгородской земле сохранялись языческие обычаи, с которыми боролась официальная церковь. [9, с. 24]
В русской средневековой литературе XIII-XV вв. практически не встречается описания повседневной жизни и трудовых обязанностей женщины. Литература средневековой Руси дает лишь психологический портрет идеальной женщины — кроткой и смиренной, во всем подчиненной воле мужа.
В XVI в. в Москве был создан «Домострой» — нравоучительный трактат, включивший все основы и правила поведения средневекового русского общества, касающиеся общественных и семейно-брачных отношений, прав и обязанностей всех членов общества, в том числе женщин. Поэтому, несмотря на поздний период создания данного произведения, его можно рассматривать как письменный источник для более раннего периода.
«Домострой», являющийся своеобразным православным сборником правил жизни. Он регламентирует поведение женщины: она должна быть хорошей хозяйкой, следить за домом, уметь готовить и заботиться о муже, принять гостей, всем понравиться и при этом не вызвать нареканий. Даже в церковь жена ходит «советуясь с мужем». [2, с. 29]
Традиционно низкое общественное положение женщины ярко отражено в тексте «Домостроя», который описывает обязательное для женщины поведение в общественных местах: «В церкви же ей ни с кем не беседовать, молча стоять, пение слушать со вниманием и чтение святого Писания, никуда не оглядываясь, не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечными — к Богу; молиться Богу со страхом и трепетом, с воздыханиями и слезами. Не выходить из церкви до конца службы, приходить же к самому ее началу». [2, с. 30]
Подобное отношение к женщине можно объяснить религиозным мотивом определения женщины как корня зла, развратившего мужчину, характеристики женщины как существа распутного и способного лишь на зло в отношении праведных мужчин. Влияние православной церкви в указанный период было достаточно сильно, поэтому можно говорить о том, что положение женщины и отношение к ней было обусловлено не только традиционными народными воззрениями, но и имело религиозную основу.
Автор «Домостроя» дает читателю не только образ идеальной женщины, но и противопоставляет образ «злой» жены, присущий традиционному русскому обществу, «доброй»: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь». [2, с. 55]
Ущемленное социальное положение женщины, описанное автором данного религиозного поучения, не отрицает важности женщины для ведения хозяйственной деятельности, а, следовательно, и для жизни всего общества: налаживая благополучную жизнь в семье, женщина делает огромный вклад в благополучие всего общества.
«Домострой» можно назвать общерусским трактатом, поэтому нельзя рассматривать его как абсолютно правдивое изложение положения женщины в определенных частях древнерусского государства.
Религия определяла не только поведение женщины в быту и семье, но и обуславливала многие аспекты общественной жизни новгородского населения в XIII-XVI вв. Православное вероучение уделом женщины считало смирение и затворничество, предполагавшее уход в монастырь и служение церкви в связи со сложными жизненными ситуациями, например, после смерти мужа. [13, с. 51]
Летописи подтверждают существование такой тенденции в русском обществе, называя имена княжеских жен, принявших монашеский постриг после смерти супругов. [1, с.94–95] Источники практически не упоминают фактов затворничества среди женщин низших слоев населения.
Эти явления не получили широкого распространения среди тех слоев населения, где на женщину был наложен широкий круг трудовых обязанностей. Большая семья в среде крестьян или ремесленников не могла допустить отделения женщины, это, несомненно, привело бы к падению уровня выполнения хозяйственных работ и уровня жизни семьи. Значение женщины в условиях натурального хозяйства было огромно. Все заботы по обеспечению экономического благополучия семьи возлагались на женщину.
Географическое положение и сельскохозяйственные условия региона определяли повседневную жизнь населения, в том числе, и положение женщин. Южные земли Руси, обладающие благоприятным климатом и плодородными землями, определяли полную занятость населения в сельском хозяйстве в течение всего года. При таком большом объеме работ у женщин не оставалось времени на ведение активной самостоятельной политической и экономической жизни.
Новгородские женщины принимали активное участие в политической жизни общества. Самая известная новгородская женщина указанного периода — Марфа Борецкая, жена посадника, ставшая после смерти мужа во главе литовской парии в Новгороде, оказала больше влияние на падение Новгорода. Отношение и характеристики историков ее деятельности весьма различны. В. Л. Янин вообще не упоминает ее при описании конфликта Новгорода с Москвой. [11, с. 292–322.] Другие характеризуют ее как женщину умную, энергичную и любившую свободу, возглавившую боярскую оппозицию после смерти мужа. [14, с. 137]
В Новгородской земле реалии семейной жизни отличались от положений, предписываемых церковными догматами. Женщина Новгородской земли являлась активной участницей общественной жизни, была «хозяйкой дома», чем, по мнению церковных деятелей, принижала статус мужчины, как главы семьи.
Яркое отражение участия женщин в экономической сфере общества можно увидеть в Новгородских берестяных грамотах. Женщины имели право владеть и распоряжаться денежными средствами — совершать сделки купли-продажи, как мелкие (покупка продовольствия для нужд семьи), так и крупные (сделки по продаже и покупке скота). В случае отсутствия мужчины в доме женщина могла принимать долговые выплаты от сторонних лиц, имела право брать в долг. Она вела учет денежных средств, знала, какие траты совершаются, откуда поступают денежные средства [5, 6, 7, 8]
Географические особенности Новгородской земли, характеризующиеся неблагоприятным климатом и неплодородной землей, ограничивали сельскохозяйственный год до 6 месяцев и позволяли женщинам принимать участие в других сферах деятельности. Это определяло широких круг повседневных обязанностей женщин Новгородской земли — сельское хозяйство, быт, ремесло и т. д.
Женщины Новгородской земли в XIII-XVI вв. не только принимали активное участие во всех общественных сферах и были наделены широким кругом трудовых обязанностей, но и занимали высокое положение в обществе. Лишь в XVI в. новгородское общество начинает перенимать тенденции уничижительного отношения к женщинам, бытовавшие в русском обществе.
Литература:
- Добряков А.В. Русская женщина в домонгольский период. СПб.: Тип. В. Безобразова и комп., 1864. – 128 с.
- Домострой по рукописям Императорской публичной библиотеки /под ред. В. Яковлева. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1867. – 220 с.
- Домострой по рукописям Императорской публичной библиотеки /под ред. В. Яковлева. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1867. – 220 с.
- Домострой по рукописям Императорской публичной библиотеки /под ред. В. Яковлева. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1867. – 220 с.
- Древнерусские берестяные грамоты. Грамота 293 // . URL: http://gramoty.ru/index.php?no=293&act=full&key=bb (дата обращения: 4.12.2017).
- Древнерусские берестяные грамоты. Грамота 354 // . URL: http://gramoty.ru/index.php?no=354&act=full&key=bb (дата обращения: 4.12.2017).
- Древнерусские берестяные грамоты. Грамота 363 // . URL: http://gramoty.ru/index.php?no=363&act=full&key=bb (дата обращения: 4.12.2017).
- Древнерусские берестяные грамоты. Грамота 8 // . URL: http://gramoty.ru/index.php?no=8&act=full&key=bb (дата обращения: 4.12.2017).
- Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде в XIV-XV вв. Великий Новгород, 2007. – 407 с.
- Морозова Л.Е. Галерея знаменитых россиянок. М., 2009. С. 18-22.
- Очерки истории Средневекового Новгорода. – М.: Языки славянских культур., 2008. – 400 с.
- Памятники литературы. Повесть временных лет. – М.: Augsburg, 2003. – 93 с.
- Поучение о благоустройстве семейной жизни //Православный собеседник. Ч. 2. – 1858. – с. 51-54.
- Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. – 286 с.
- Пушкарева Н.Л. Какими же были древнерусские женщины?// Наука и жизнь. 1991. № 8. С. 14-21.
- Русские: история и этнография / под ред. И.В. Власовой и В.А. Тишковой. – М.: АСТ: Олимп, 2008. – 751 с.
- Рябов О.В. Русская философия женственности (XI - XX века). Иваново, 1999. – 139 с.