Повседневная реальность последних лет свидетельствует о возрастающем статусе английского языка в русском обществе. Язык и языковое образование становятся инструментом успешной жизнедеятельности человека и значительным средством, формирующим сознание личности и ее способностей. Динамика общественной жизни страны и связанные с нею преобразования, межгосударственные интеграции в сфере образования, доступ к информационному богатству, к качественному образованию вызывают общественную потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими (неродными) языками.
Осознание важности языкового образования стимулирует большинство родителей, приобщать своих детей к изучению английского языка с младшего школьного возраста. Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений, модернизирующих школьное образование.
Овладение иностранным языком предполагает формирование у ребенка не только коммуникативных компетенций, но и я обогащение его социального опыта, ознакомления с жизнью зарубежных сверстников, их праздниками и традициями. Содержание этого понятия объемно и предусматривает приобщение детей к «микросферам» новых культур, национальным традициям и в их сопоставлении со своим национальным и речевым опытом является превалирующим. Дети должны получать знания языков (фоновой лексики) и овладеть таким навыком и умением речевого и неречевого поведения, которое в последствии позволит стать им грамотным участником межкультурной компетенции. Языковое образование предполагает развитие личности ребенка в целом, его интеллектуальных и волевых способностей, личностных качеств, которые прежде всего проявляются в языке.
В рамках школьного урока, невозможно охватить весь объемный материал по стране изучаемого языка, можно упустить некоторые моменты, связанные с дополнительной информацией. Восполнить этот пробел могут дополнительные занятия для групп желающих школьников, а именно факультативы по английскому языку.
Факультативы по английскому языку это «факультативный курс», — занятие, которое предназначено лишь для заинтересованных учащихся, то есть по сути он ближе к кружку по интересам. Его предназначение более углубленно изучить предмет, получить дополнительную информацию, научиться тому, что невозможно узнать в рамках обязательных предметов в школе.
Факультативные занятия, помимо школьных, особенно на начальном этапе обучения английского языка способствуют формированию положительных показателей мотивации детей, формируют положительное отношение и готовность к общению, пониманию чужого образа жизни, прививают уважение к своей и чужой стране. Такие факультативные курсы социально значимы, так как они способствуют адаптации детей в жизни, расширяют их кругозор и имеют направленность на организацию полноценного досуга.
Изучение языка способствует развитию психологической функции ребенка (мышления, память, внимания, восприятия) и его речевых способностей; вхождению ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке, более качественному овладению английского языка и созданию базы для продолжения изучения языка в основной школе, повышению самооценки детей, и развитию их творческих способностей; формированию межкультурной компетенции, особенно значимой в наши дни.
Знание психологических и возрастных особенностей обучающихся позволяет настроить образовательно-развлекательный процесс более эффективно. В процессе изучения английского языка у детей развиваются психологические функции, связанные с речевыми процессорами, а также личностные качества.
Для детей 7–10 лет ведущей деятельностью является игра, происходит развитие интеллектуальных способностей, растет активность детей в их общении. Дети быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, в процессе игры проявляются различные эмоции, развиваются речь, мышление и память.
Для детей 10–12 лет характерно стремление к самостоятельности, в этот период формируется их мировоззрение, повышается самооценка личности.
Главное, в программе факультативного курса — это развитие личности ребенка, его индивидуальности и в контексте двух культур и стран, основывающихся на принципах сотрудничества, доверия и взаимопомощи.
Факультативные курсы отличаются от общеобразовательной программы, тем, что предусматривают:
1) обучение детей английскому языку в увлеченной игровой форме;
2) учет специфики деятельности младших и средних школьников (инсценировка, рисование, викторины, КВН, дискуссии и т. д.);
3) детальное изучение основ грамматики английского языка;
4) подробное изучение отдельных тем, которых нет в УМК школьных программ;
5) развитие межкультурной компетенции в процессе игр, бесед, диалогов, изучения произведений, художественной литературы и фольклора англоязычных стран;
6) воспитание межкультурного видения.
Кроме того, любой факультативный курс имеет связь с базовым образованием:
1) развитие речи;
2) этика;
3) ИЗО;
4) музыка;
5) математика;
6) история;
7) биология;
8) география.
Обучение строится с использованием следующих методов:
1) словесные: беседы, диалоги;
2) наглядные: карты, картины, схемы, таблицы;
3) практические: игры, упражнения, творческие задания, конкурсы, викторины;
4) игровые: зарядка, игры с предметами, соревнования.
Разнообразие методов порождают использование различных форм проведения занятий:
1) дидактические игры;
2) подвижные игры;
3) уроки-сказки;
4) уроки-путешествия;
5) викторины, КВН;
6) сюжетно-ролевые;
7) спектакли.
В целом, данные факультативы способствуют сохранению высокой мотивации к изучению иностранного языка, дают возможность углубленного его изучения, повышают успеваемость по данному предмету.
Литература:
- Вронская И. В. "105 Занятий по английскому языку», М., 2006 г.
- Выготский Л. С. «Воображения и творчество в детском возрасте», М., 1997 г.
- Усманова О. Б. «Английский для детей; играем и учим», М., 1998 г.
- Васильева Л. В. «Предметные недели в школе. Английский язык. Выпуск второй»/ авторское, 2007 г.