Признаки и функции параконституционных институтов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 12.12.2017

Статья просмотрена: 883 раза

Библиографическое описание:

Милорава, А. Р. Признаки и функции параконституционных институтов / А. Р. Милорава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 316-317. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47062/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ч. Бернард утверждал, что «когда формальные организации начинают действовать, они создают неформальные организации, так как в них нуждаются» [1]. Параконституционные политические институты стали удобным средством решения тактических задач политического управления государством конституционными институтами [5].

Параконституционные политические институты всегда в той или иной форме присутствовали и/или присутствуют в различных исторических условиях различных стран. С позиций политического анализа важной проблемой в данной тематике является определение роли параконституционных институтов в функционировании политической системы, рассмотрение их в конкретном социальном и политическом контекстах.

Параконституционные политические институты характеризуются следующими признаками:

1 усложнение институциональной конструкции политической системы [4];

2 взаимосвязь с конституционными политическими институтами на различных уровнях;

3 оказание влияния на законодательный процесс путем разработки законопроекты и представления их на рассмотрение в органы государственной власти [3];

4 оказание поддержки и мобилизация людей в реализации государственных программ и так далее.

Важно отметить, что параконституционные политические институты обладают рядом достаточно выраженных качественных институциональных характеристик:

‒ не будучи закрепленными в Конституции, они тем не менее участвуют в государственном управлении;

‒ юридически они учреждены конституционными институтами и посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов включены в политическую систему государства;

‒ в функциональном отношении участвуют в управлении процессами социально-политической, экономической и даже духовной трансформации общества.

Существование параконституционных институтов, действующих в сфере государственного управления, не соответствует требованиям, предъявляемым к правовому государству. Они являются нормативными производными от конституционных институтов, не обладают собственной юридической легитимностью и в юридическом отношении полностью зависят от конституционных властных структур, инициировавших их появление в политической системе России.

Параконституционные политические институты выполняют такие функции, как:

  1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый параконституционный институт обладает системой норм и правил поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым [6];
  2. регулятивная функция, которая состоит в том, что функционирование параконституционных политических институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами социума путем выработки шаблонов поведения;
  3. интегративная функция, включающая в себя процессы сплочения, взаимоответственности и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием социальных норм, правил и систем ролей [6];
  4. транслирующая функция (в каждом параконституционном институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям и социальным нормам);
  5. коммуникативная функция (информация, произведенная в параконституционном институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между различными институтами) [2].

В настоящее время параконституционные институты стали удобным средством решения тактических задач политического управления государством конституционными институтами. Параконституционные институты, очевидно, ситуативны в политическом отношении и свидетельствуют о текущей не решаемости управленческих задач только лишь силами политических институтов, предусмотренных Конституцией. Кроме того, они в большой степени снимают политическую ответственность с конституционных властных политических институтов, действуя «параллельно» последним и «обслуживая» их. В этом заключается их сущностное предназначение как политического явления [5].

Таким образом, параконституционные институты связаны с конституционными. Функционально им отведена роль «приводных ремней» властных государственных органов, осуществляющих реальную власть в современной России.

Параконституционые политические институты выполняют функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

Литература:

  1. Бернард Ч. Неформальные организации и их отношения с формальными организациями // Классики теории государственного управления: американская школа/ Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. М., 2003. С. 129.
  2. Кошкин А. П. Власть и общество: проблемы российской коммуникации // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2. С. 118–123.
  3. Лебедева Н. В., Огурцов А. Ю. Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 87–90.
  4. Нечаев В. Д. «Институциональная организация» как концептуальный инструмент институционального анализа в политологии // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2011. № 9. С. 97–105.
  5. Сергеев С. Г. Внеконституционные политические институты: правовой феномен и политическая реальность // Вестник Поволжского института управления. 2009. № 3. С. 57–65.
  6. Шубников Ю. Б. Признаки и функции социальных институтов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 6. С. 44–49.
Основные термины (генерируются автоматически): институт, политический, государственное управление, коммуникативная функция, политическая система, тактическая задача политического управления, удобное средство решения, функция закрепления.


Задать вопрос