В статье рассмотрена тема «Идентификация опасностей на лифте». Целью данной работы является рассмотрение опасных событий работы лифта, проведение идентификации опасностей на лифте.
Работа может быть полезной для специалистов, работающих в области промышленной безопасности, студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся по специальностям «Техносферная безопасность», «Безопасность технологических процессов и производств».
Для достижения поставленной цели решались следующие основные задачи: идентификация возможных опасностей на лифте.
Ключевые слова: лифт, опасность
Термины иопределения
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» от 18 октября 2011 г.
Лифт — устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся [1] по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.
Техническое обслуживание лифта — комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации.
Эксплуатация лифта — стадия жизненного цикла [2] лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт [1].
При должном обслуживании и проведении своевременных ремонтных работ лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности [3], возможность несчастного случая практически исключена. Но все равно, ежегодно на лифтах происходят от 6 до 9 смертельных случаев. При этом риск травмирования на лифте в 2000 раз меньше риска травмирования при пользовании автомобилем и в 500 раз меньше, чем самолетом. Но этот риск все же существует, и он носит в первую очередь социальный оттенок. Люди, имеющие дело с лифтом, хотят быть полностью уверенными в его безопасности. Этим объясняется постоянное внимание к безопасной работе лифта. При этом обеспечение безопасной работы лифта строится на концепции, близкой к концепции абсолютной безопасности, что подразумевает исключение возможности травмирования людей любой ценой. В результате в конструкцию лифта вносится все больше барьеров безопасности, отказ которых приводит к несанкционированным остановкам лифта, что порождает новые опасности. И опасности связаны не только с использованием лифта, а также с его установкой, ремонтом и обслуживанием. Например, при обслуживании лифта существуют опасности травмирования движущимися или вращающимися предметами, а также опасность электротравмы при нахождении механиков в шахте лифта, машинном или блочном помещении.
Идентификация опасностей на лифте
В соответствии с п. 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» должны быть идентифицированы возможные виды опасности на всех стадиях жизненного цикла.
Целью идентификации опасностей является перечень опасностей, опасных ситуаций и опасных событий, которые позволят описать сценарии возможных нежелательных событий на предмет того, при каких обстоятельствах опасные ситуации могут привести к ущербу
Идентификация опасностей проводится для всех этапов жизненного цикла машины, включающих:
а) транспортирование, сборку и установку;
б) ввод в действие;
в) использование;
г) списание, демонтаж и ликвидацию.
Предполагается, что существующая опасность в отсутствие мер по ее устранению или защитных меры рано или поздно приведет к ущербу.
В соответствии с ГОСТ ISO 12100–2013 опасности подразделяются: на механические, электрические, термические; опасности от шума, вибрации излучением, материалами и веществами; опасности, связанные с несоблюдением эргономических принципов при конструировании машин.
Опасность определяется как источник потенциального ущерба (вреда), возникающего при сочетании опасного события и опасной ситуации, когда в опасной зоне присутствуют люди.
Меры по устранению опасностей или уменьшению риска могут быть предприняты только после идентификации опасностей. Для этого необходимо идентифицировать выполняемые машиной операции, задачи людей при взаимодействии с машинами, принимая во внимание различные детали, механизмы или функции машины, обрабатываемые материалы, если таковые имеются, и окружающую среду, в которой может использоваться машина.
Должны быть идентифицированы все предвидимые опасности, опасные ситуации или опасные события, связанные с различными задачами. Кроме того, должны быть идентифицированы достаточно предвидимые опасности, опасные ситуации или опасные события, непосредственно не связанные с задачами (например, сейсмические воздействия, молния, чрезмерные грузы снега, шум, разрушение машины, гидравлический разрыв шланга).
Идентифицированные для лифта опасности приведены и описаны в таблице 1.
Таблица 1
Виды опасностей на лифте.
№ |
Виды опасности |
Описание опасности |
Источник опасности иего местоположение |
1 |
Электрический ток |
Травмирование электрическим током монтажников или электромехаников при проведении работ по монтажу или обслуживанию электрооборудования соответственно. |
В машинном помещение: шкаф станции управления, вводное устройство, частотный преобразователь (при его наличии), электродвигатель главного привода лифта. В шахте лифта: Контакты безопасности входящие в цепь безопасности (напряжение на них 110 В), а в частности контакты дверей шахты, дверей кабины, контакт натяжного устройства, контакт переспуск-переподъем. |
2 |
Температура |
Незначительное травмирование при соприкосновении с перегретым электродвигателем. |
Электродвигатель главного привода лифта |
3 |
Опасность пожара или перегрева |
Возникновение возгорания в кабине лифта |
Купе кабины, двери кабины, двери шахты. |
4 |
Опасность взрыва |
Взрыв топливо-воздушной смеси при использовании лифта во взрывоопасных зонах. |
Электромагнит главного привода, пост управления кабинный, электромагнитная отводка, пост кнопочный вызывной, станция управления, блок управления |
5 |
Шум, инфразвук, воздушный и контактный ультразвук |
Воздействие повышенного шума при работе лифта на пассажиров, а также на окружающих (жильцов жилого здания) |
Деформация кабины, башмаки направляющих, лебедка главного привода, привод дверей кабины, двери шахты, ограничитель скорости, натяжное устройство и др. |
6 |
Вибрация |
Повышенный дискомфорт пассажиров при движении кабины с повышенной вибрацией |
Кабина лифта, лебедка главного привода, совпадения частот работы отдельных узлов лебедки и внутренних частот элементов кабины лифта. |
7 |
Опасность разрушения частей или узлов машины и оборудования |
Разрушение противовеса, устройств безопасности |
Станция управления, лебедка главного привода, двери шахты, двери кабины. В шахте лифта, в машинном помещении. |
8 |
Опасность травмирования вращающимися частями |
Получение травм от соприкосновения с вращающимися частями лифта |
КВШ, отводной блок, шкив ограничителя скорости, блок натяжного устройства. В машинном помещении, в приямке лифта |
9 |
Опасность травмирования движущимися частями |
Травмирование пассажиров несанкционированно движущейся кабиной, сдавливание дверями кабины, травмирование электромехаников вращающимися движущимися элементами лифта |
Кабина лифта, противовес. Шахта лифта, этажная площадка. |
10 |
Опасность блокировки пассажира в кабине лифта |
Блокировка пассажира на длительный срок в кабине лифта без возможности оказать ему неотложную помощь |
Станция управления, цепь безопасности, устройство охраны шахты, внешние факторы (отключение электричества). В машинном помещении. |
11 |
Опасность невозможности пользования лифтом |
Невозможность попасть домой или покинуть дом в многоэтажных зданиях. |
Многоэтажные дома |
Опасности «блокировка пассажира в кабине лифта» и «невозможность пользования лифтом» идентифицированы из общих соображений безопасности. Ведь застревание пассажира в лифте и невозможность пользоваться лифтом являются не только причиной дискомфорта, но часто приводят к тяжелым последствиям.
Вывод. Идентифицированы следующие виды опасностей при пользовании лифтом: электрический ток; температура; опасность пожара или перегрева; опасность взрыва, шум, инфразвук, воздушный и контактный ультразвук; вибрация; опасность разрушения частей или узлов машины и оборудования; опасность травмирования вращающимися частями; опасность травмирования движущимися частями.
Литература:
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/145/20648.php
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kak.znate.ru/docs/index-2497.html
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://perviydoc.ru/v39465/курсовая_работа_-_исследование_лифтового_оборудования_гостиницы,_категории__звезд,_вместимостью_1000_мест.