В современной методике преподавания иностранного языка чаще всего применяются инновационные и когнитивные технологии.
Инновационные технологии — это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Когнитивные технологии — информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Когнитивные технологии развивают воображение и ассоциативное мышление человека [2].
Процесс обучения иностранному языку в контексте когнитивной теории трактуется как взаимодействие между человеком и миром, отраженным в языке.
Используя когнитивный подход в обучении иностранному языку мы не только можем дифференцировать индивидуальные особенности обучающихся, а также применять различные стратегии для овладения иностранным языком. Согласно Ситнову Ю. А. «когнитивизм является важным и системообразующим концептом в коммуникативно-когнитивной парадигме обучения иностранным языкам. Когнитивизм в данном контексте обеспечивает сознательность и экспликативность осваиваемых иноязычных явлений» [5].
Во всех иностранным языках для его овладения неотъемлемой частью является изучение грамматики, в новых стандартах ФГОС не ставиться в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на обучении учащихся общаться на изучаемом языке, на развитие коммуникации.
Главная трудность, которая возникает при обучении грамматике на уроках иностранного языка, состоит в овладении отдельных фактов языка.
Можно выделить основные требования, предъявляемые к грамматическим упражнениям:
– Отражать психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности.
– Иметь коммуникативную направленность.
– Обучать действиям с грамматическим материалом.
– Располагаться в порядке от более легких к более трудным.
– Активизировать умственную деятельность обучающихся (ставить проблемные задачи).
– Разнообразить задания.
Еще одной главной трудностью, с которой приходится сталкиваться каждому учителю на уроках это то, что обучающимся трудно усвоить артикли, предлоги и грамматические формы глаголов. Так как это очень сильно отличается от родного им языка. Но имея опору на родной язык с применением когнитивного подходя ученику легче освоить простой алгоритм выбора правильной глагольной формы в дискурсе.
Предлагаемый когнитивный подход в обучении английской грамматике позволяет увидеть, что между видовременными формами английских и русских глаголов нет принципиальных различий функционального характера. Другими словами, системы глагольных форм в двух языках устроены и функционируют аналогичным образом. Для того чтобы понять, как функционируют английские глагольные формы, нужно просто понять — на уровне рационального осмысления — чем определяются особенности функционирования глагольных форм в русском языке. Именно такое понимание дает когнитивная теория времени и вида, позволяющая сформулировать простой алгоритм выбора той или иной формы глагола в дискурсе (Рис. 1) — чего, к сожалению, не способны сделать традиционные грамматики. [6]
Рис. 1. Алгоритм выбора видовременной формы
Существует множество приемов при обучении грамматике иностранного языка. Одним из самых распространенных является игра. Этот метод можно применять как при обучении детей младшего школьного возраста, так и старшего. Учитель может использовать уже существующие виды игр:
– языковые;
– парные;
– групповые.
Такие игры направленны на совместное решение проблем и соревновательного характера.
Актуальным на сегодняшний день остается также проектный метод. Данный метод учит детей сотрудничеству. В процессе работы у обучающихся формируются творческие способности, умение сопереживать, помогать.
Неотъемлемой частью современного обучения остается применение информационно-коммуникационных технологий. Обучая грамматическим навыкам, учитель может использовать уже готовые программные продукты, а также создавать свои собственные. На сегодняшний день все учебно-методические комплекты оснащены электронным пособием применение, которого является неотъемлемой часть образовательного процесса. А также созданные самим учителем презентации, тесты, и другие электронные материалы способствуют эффективному усвоению грамматического материала на уроках иностранного языка.
На современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением информационных и когнитивных в учебный процесс. Реализация реформы осуществляется школой через решение тактических, методических и организационных задач. Именно использование информационных и когнитивных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
Литература:
- Ахметова Н. Грамматические игры // Английский язык. Приложение к газете «1 Сентября». — 2004. — № 34. — с. 6–9.
- Барышников В. Н. Когнитивный взгляд на технологию обучения иностранным языкам // Когнитивная парадигма (тезисы Междун. конф.). -Пятигорск: ПГЛУ, 2000. — С. 10–13
- Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике ИЯ // ИЯШ. — 2015. — № 5. — С. 23–26.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: Аркти, 2014. — 192 с.
- Кричевская К. С. Когнитивный подход к формированию иноязычных грамматических навыков // Когнитивная методика обучения иностранным языкам в различных условиях (тезисы Всеросс. конф.). Пятигорск, 1999. — С. 23–24.
- Kravchenko, A. V. Cognitive Grammar and EFL Methodology: The Case for “Tenses”. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики Вып. 14. Владикавказ, 2012. C. 343–358