Старайся наблюдать народные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса и западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день
А. С. Пушкин
В прежние века полная зависимость от природы заставляла крестьянина тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые полезно и нам. [1]
Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по астрономическим приметам («Луна покраснела — жди ветра пострела»), метеорологическим («Глухой гром — к тихому дождю, гулкий — к ливню»), астрономическим («На Егория мороз — будут просо и овёс») и фенологическим («Какова Аксинья — такова и весна») строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать — хлебушка не едать», «без примет ходу нет».
Знания эти передавались из поколения в поколение и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь — наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне — к лету холодному, на теневой стороне — к лету тёплому.
Воробьи нахохлились — к дождю.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Чем обильнее роса, тем жарче завтрашний день.
Такие наблюдения, позволяющие составить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, важные для человека, стали основой науки фенологии. Но всё меньше и меньше мы обращаемся к этому великому наследию, и образы родной природы, возникшие на основе сезонных наблюдений, для нас почти потеряны.
Может показаться странным в наш век — компьютеров, космических кораблей, сложной и точной техники — обращаться за прогнозом к природе. Но достаточно вспомнить, что кроме очень сложной медицинской техники и большого количества искусственно приготовленных лекарств незаменимыми для лечения человека остаются лекарственные травы, целебные воды природных источников и исцеляющий воздух курортов. И фенология — наука, основанная на наблюдениях за явлениями природы, остаётся незаменимым подспорьем для человека в век техники. Известный исследователь народного месяцеслова А. С. Ермолов ещё в конце XIX — начале XX столетий писал, что далеко ушедшая наука должна постараться восстановить давно прерванную связь между точным научным знанием, с одной стороны, и непосредственным народным опытом — с другой. Тогда этот призыв не был услышан. А сейчас слова Ермолова становятся особенно актуальными.
Давно примечено, что чайки — прекрасные «синоптики». Моряки сочинили о них даже поговорку: «Чайка ходит по песку — моряку сулит тоску, села чайка на воду — жди хорошую погоду». На что уж, кажется, совсем не хитрое создание медуза, и та за сутки перед штормом уходит в морские глубины. А прибор, созданный человеком, — барометр — предупреждает о приближении шторма за 15 часов. Бульдоги и фокстерьеры тоже точно предсказывают погоду. Бульдог при приближении ненастья становится вялым, отказывается от пищи. При наступлении хорошей погоды он тут же оживает. Фокстерьер перед дождём воет, роет землю и очень неспокойно спит.
Удивляет чуткая наблюдательность русского человека, позволившая увидеть эти закономерности. Считаю, что именно школа должна начинать работу по восстановлению этих утраченных связей, учить чуткости в общении с природой, пониманию взаимоотношений в ней. Жизнь окружающего мира всецело зависит от сезонных изменений и подчинена этому циклу. Но, к сожалению, учебник «Окружающий мир» содержит малоинтересный материал, не затрагивающий детскую душу, а задания для наблюдений требуют только их фиксации и не имеют логического завершения. Так почему же не обратиться к тому богатству фенологических знаний, к тому опыту, который уже давно накоплен нашим русским народом, и не поучиться тонкой наблюдательности, краткости и образности речи?
Изучая тему «Сезонная жизнь животных», как интересно было детям узнать, что если медведи устраивают берлоги на высоких местах или уходят в другое место для спячки, то весной талые воды затопят все низины в лесу. Не сработай «медвежий прогноз», пришлось бы им весной по ледяной воде пробираться многие километры. А беспомощным медвежатам по половодью не выбраться наружу. А белки, снежную зиму, делают запасы, но меньше складов на земле — не достать из — под глубокого снега.
Наблюдая за изменениями в жизни растений, дети с интересом узнали и проверили, что, если весной берёза распустилась раньше ольхи, — это примета сухого лета. А какой будет весна, берёза расскажет осенью. Листья начинают желтеть с верхушки — весна придёт рано, снизу — поздно. Перед холодной зимой обязательно уродиться много яблок, ягод, желудей, шишек. Будто природа заранее заботиться, чтобы хватило корма зимующим зверям и птицам.
А разве не интересно проверить народную примету, что, если муравьи спешат заделать входы, пусть даже небо ясное, всё равно скоро пойдёт дождь. Муравьи почувствовали скопившуюся в воздухе сырость — для них дождь уже идёт. А какая погода будет завтра? Для этого надо прислушаться, как ведут себя лягушки. Вечером накануне тёплого, сухого дня квакушки устраивают громкие концерты — это они так выражают свой протест, ведь им больше нравиться сырость и ненастье.
Много ещё интересных закономерностей скрыто в народном погодоведении, хранящем немало тайн. И практически безграничны возможности использования на уроках народного месяцеслова. Материал урока становиться более интересным, актуальным и заставляет о многом задуматься.
На основе народного календаря мною был составлен «Дневник наблюдений за сезонными явлениями в природе», чтобы познакомиться с народными приметами, вести по ним наблюдения, обобщать, проверять их точность, поучиться самим составлять прогноз, пополнить знания детей интересными сведениями из жизни животного и растительного мира.
Исходя из особенностей традиционного народного календаря с его ориентацией на времена года и построения программы и учебника «Окружающий мир», взяла за основу деление года на четыре сезона. Материал систематизирован по плану:
- Краткий фенологический обзор каждого сезона, его периодов, каждого месяца.
- Этимологический материал (происхождение, а также исконно русские названия месяцев: сентябрь — ревун, дождезвон, листопадник, багрянец, летопроводец).
- Приметы, поговорки, пословицы, характеризующие сезоны, месяцы.
В сентябре днём погоже, да утром негоже.
В сентябре лес реже и птичий голос реже.
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее зима.
- Дни-погодоуказчики с указанием имён святых угодников или важного евангельского события и его народного названия.
10 февраля. День преподобного Ефрема Сирина.
Ефрем — ветродуй.
Ветер на Ефрема — к сырому году.
- Задания для любознательных, выполнить которые можно лишь изрядно потрудившись.
— Почему облака на землю не падают?
— Как паук предсказывает погоду?
— Узнай происхождение названия цветов: красный, голубой, коричневый, оранжевый.
- Сводная таблица по месяцам, в которую записываются данные наблюдений по дням-погодоуказчикам.
Эти данные обобщаются и составляется прогноз погоды сезона, который в результате
наблюдений подтверждается или опровергается. Наблюдения ведутся ежедневно. По их результатам подводятся итоги в конце каждой недели и каждого месяца. Дети учатся давать устную характеристику, писать сочинения, что развивает логическое мышление, пополняет словарный запас народными изречениями.
Активное знакомство с пословицами и поговорками народного календаря, этими «золотыми россыпями», вдумчивое наблюдение за сказанным в них тоже очень многое может нам поведать. И не только о замечательной способности русского человека к поэтичности выражения мысли, но и о том, как свободно и даже лихо он обращается с языком, творимым и хранимым им: «Зима резвиться не только в лесу, но и у нас на носу». [3]
При изучении темы «Жизнь леса» уместны различные варианты использования ёмкого фольклорного слова.
— Сажаем лес в поле — будет хлеба боле.
— Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.
— Срубили деревья — прощай птица.
А давая характеристику февраля, просто невозможно не использовать пословицы, характеризующие его особенности:
Февраль, месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?».
Февраль — месяц метелей, отсюда: «У февраля два друга — метель да вьюга». Но чувствуется приближение весны, поэтому: «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щёлкает». Так наши предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова.
Работая с народным календарём, дети увидели его ритмичность, убедились, как гармонично, с прочно установившейся, оправданной для крестьянина последовательностью чередуются праздники и будни, работа и отдых. И это, прекрасно, что сейчас постепенно стал возвращаться интерес к своим истокам. Уже в детских садах поют колядки и веснянки, в школах вспоминают заветы христианской мудрости, ибо они идентичны мирским общечеловеческим культурным ценностям: «Любите людей, желайте им добра и счастья», «Какие ценности исповедуешь — тем и будешь и мучиться, и радоваться». [2]
Данная работа способствует формированию у школьников основ правильного поведения, привитию духовных, моральных и этических ценностей, которые необходимы для нравственного поведения личности, полноты духовной жизни. Результативность изложенного опыта позволяет проследить развитие у уч-ся познавательной и коммуникативной активности, уровня обученности и воспитанности. Считаю, что приобщение младших школьников к народным традициям способствует развитию личности, формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекает в воспитательный процесс родителей. Сохранение наших традиционных ценностей, основанных на национальных духовно-нравственных идеалах, даёт возможность противостоять отрицательному, негативному. [4]
Низкий поклон всем тем, кто спешит зафиксировать исчезающий быт, обряды, собирает народные приметы, пословицы, поговорки, осмысливает их, тем самым работает на нас, глубоко понимая, что «неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он всему разучится и должен будет всё начинать сначала» (В. О. Ключевский).
Литература:
- Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
- Мартынов И. И. Семья + школа = счастливый ребёнок // Начальная школа.2004.№ 8.
- Пивоварова Н. А. Комплексная помощь семьям с детьми // Социальная работа. 2003. № 3.
- Рязанцева А. Н. Клубная форма работы с родителями // Начальная школа.2009. № 11.