Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника.
В. А. Сухомлинский
Современный национальный воспитательный идеал — это творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Именно поэтому, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся — это первостепенная задача современной школы.
В нашем обществе одной из главных проблем, возникших на рубеже веков, стала проблема духовного и нравственного выгорания подрастающего поколения.
Именно поэтому одной из важнейших в современном обществе проблем, стала проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Все больше стали утрачиваться исконно народные традиции, стало проявляться небрежное отношение к памятникам исторической культуре, варварское отношение к природе, в результате наша многонациональная страна в последнее десятилетие оказалась на грани нравственной катастрофы. Что, естественно, оказывает негативное влияние на процесс формирования личности ребенка.
Эпоха крайних противоречий, именно так можно назвать настоящее время. Во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с одной стороны, с другой же– успехи оборачиваются бедствием. И самое страшное сегодня — это потеря нравственно-духовных устоев ребенка: его отношение к труду, его мышление, вера, совесть, этика и эстетика.
Ни для кого не секрет, что большинство родителей заботится о материальной стороне, в первую очередь, что естественно отодвигает на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как гражданственность и патриотизм, утратили свою приоритетность, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся падает на педагогов.
Об этом же говорит и федеральный государственный стандарт, который призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся, а также к формированию их гражданской идентичности, как основного направления развития гражданского общества. (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 14 декабря 2014 года). Мы все чаще стали сталкиваться с фактами подмены понятий и ценностей у молодежи.
Процветание страны невозможно без культурного развития общества и его духовно-нравственного становления, вот к какому понимаю приходит на современном этапе развития наше общество. В связи с этим ребенку с ОВЗ необходимо создавать условия, в которых он мог бы участвовать в экономической, культурной и политической жизни страны, то есть чувствовать себя полноправным членом общества.
Поиску путей, оптимизирующих процесс решения проблем духовно-нравственного воспитания, уделяется сегодня все больше внимания.
По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
– нравственных чувств — долга, совести, веры, гражданственности, ответственности, патриотизма;
– нравственного облика — терпения, кротости, милосердия, незлобивости;
– нравственной позиции — способности к проявлению самоотверженной любви, различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;
– нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли, проявления духовной рассудительности,
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно актуален этот процесс, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях нравственности и морали,в вопросах общественного устройства. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо.
Узнавая правила морали от родителей, от учителей, из книг, они не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, и не всегда могут воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Такие дети из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия, как правило по неразумению, или по неустойчивости нравственных понятий. Сформировать у детей с ОВЗ позитивное мировоззрение и сделать его достаточно устойчивым, возможно при нравственном воспитании и обучении в благоприятных социальных условиях.
Убеждения ребенка должны соответствовать основным нормам морали (по содержанию), несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, вот чего должен добиваться педагог, в духовно-нравственном воспитании.
Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали. Основной смысл воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.
Нравственный мир ребенка с ОВЗ сложен и изменчив, находится в развитии. Задача воспитателя состоит в том, чтобы постоянно следить за духовно-нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения, как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)
Литература:
- Колесникова, И. А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком / И. А. Колесникова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 32–33.
- Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: дис. … доктора пед. наук: 13.00.01 / Соловцова Ирина Афанасьевна. — Волгоград, 2006. — 330 с.
- Шеняк, Л. Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Шеняк Людмила Гурьевна. — Ростов н/Д, 2000. — С. 66.