Формирование у учащихся умения оценивать свою коммуникативную компетентность в парной и групповой работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 12.12.2017

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Н. А. Формирование у учащихся умения оценивать свою коммуникативную компетентность в парной и групповой работе / Н. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47099/ (дата обращения: 18.12.2024).



В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания учащегося на содержание собственной деятельности, способствует рефлексии, являющейся одним из основных психологических новообразований детей младшего школьного возраста.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности — мотива достижения. Поэтому вопрос становления самооценки, её формирования у ребёнка — важный вопрос, определяющий развитие его личности. Самооценка позволяет учащемуся сравнить свои результаты деятельности с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним.

Ряд методик позволяет выявить уровень самооценки детей. Складывающаяся у ученика оценочная позиция может быть реалистичной, завышенной или заниженной. Задачи учителя: довести самооценку учащегося до адекватного уровня, научить определять границы знаний и незнаний, наметить план ликвидации пробелов (то есть вести коррекционную работу).

Для современного преподавания предметов характерна коммуникативная компетентность. На первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Коммуникативная компетентность основывается на знаниях, умениях, навыках, необходимых для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Коммуникативная компетентность некоторыми авторами рассматривается с точки зрения деятельностного подхода, в ней выделяются такие базовые составляющие, как планирование, осуществление и контроль социальных действий. Коммуникативная компетентность предполагает наличие способности устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, взаимодействие с ними.

Поэтому мы считаем, что формированию у учащихся коммуникативной компетентности будут способствовать групповая и парная формы работы на уроке и создание условий для накопления детьми опыта по развитию умений оценивать свою деятельность, в том числе речевую.

Собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учётом адресата, стиля, по нашему мнению, лучше формируются в совместной деятельности, деятельности, которая осуществляется несколькими детьми вместе. Умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, умения обозначать затруднения в командной работе и обратиться за помощью, умение подготовить публичное выступление, освоение учащимися ведения доказательства и опровержения, приёмов ведения дискуссии и т. д. являются значимыми для развития коммуникативной компетентности. Кроме того, совместная деятельность младших школьников повышает эффективность обучения, что достигается за счёт активизации их учения.

Групповая и парная формы работы создают условия для естественного общения детей. Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше, чем при работе в группах. При обучении младших школьников в совместной деятельности работу в группах предваряет работа в парах.

При организации парной работы необходимо: чётко формулировать задание; дать инструктаж (письменный или устный); при непосредственной работе в парах наблюдать и оказывать помощь по просьбам учащихся; организовывать фронтальное обсуждение результатов.

Итак, в процессе обучения младших школьников учитель развивает их коммуникативные умения. На уроках создаются благоприятные условия для того, чтобы у школьников формировались умения взаимодействовать с партнёрами по учебному общению и развивались навыки самоконтроля и самооценки в учебных ситуациях.

При формировании коммуникативной компетентности основное внимание учителя уделяли работе с текстом, его свойствам, характеристике и структуре. Текст является единицей обучения, единицей содержания, единицей контроля. На основе работы с текстом формируются речевой и знание-умениевый компоненты коммуникативной компетентности.

Так, на уроке риторики в 3 классе по теме «Поздравляю тебя… Вас…» учебной задачей являлось составление поздравления в устной и письменной форме; контрольным вопросом — как поздравить с праздником (успехом, с удачей и т. д.) и ответить на устное поздравление. На первых этапах урока учащиеся практическим путём установили структуру поздравления, подобрали слова для предложений с поздравлениями и пожеланиями, отредактировали в группах неудачные поздравления, оценивая свою работу. Составили этикетный диалог: один поздравляет, а другой отвечает на поздравление, разыгрывая определённую ситуацию.

Использование ролевой игры имеет особое значение в обучении взаимодействию, формирует у учащихся правила общения, (то есть культурный компонент коммуникативной компетентности). Дети учатся слушать партнёра по общению, не перебивая его. Высказываться только после того, как собеседник закончил говорить. Не используют грубых, резких слов и выражений. Обращаясь к собеседнику, стараются смотреть ему в глаза. Для снятия конфликта, напряжённости в разговоре учатся использовать улыбку, шутку. Ролевая игра становится предпосылкой правильного реального общения школьников.

После выполнения задания учащиеся оценивали работу своей пары в индивидуальных листах достижений: отмечают знаками, как выполнено задание — правильно, самостоятельно, без затруднений.

Таблица 1

Лист достижений

Задания

Критерии оценки:

Правильно

Самостоятельно

Без затруднений

Составление плана поздравления.

Редактирование текста поздравления в группах.

Этикетный диалог в парах.

На уроке внеклассного чтения во 2 классе по теме «Моя любимая книга — Н. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» важнейшими образовательными целями урока являлись: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, с историей создания романа-сказки; проанализировать содержание романа-сказки, используя занимательные вопросы и проблемные ситуации.

Дети работали по группам: пересказывали и инсценировали полюбившиеся главы книги, подбирали рифмы, отгадывали героев с необычными именами, выполняли тестовые задания. Анализируя прочитанные отрывки, обсуждали поведение и поступки героев, отвечали на вопросы: что бы вы сделали по-другому и почему, чей поступок может быть примером?

Результаты выполнения заданий поэтапно каждая группа отмечала в карте успеха, используя цвета светофора. В конце урока все группы по отдельности подвели итоги своей работы.

Таблица 2

Карта успеха группы

На уроке окружающего мира в 3 классе по теме «О чём могут рассказать вещи», образовательная цель которого — познакомить учащихся с разнообразием старинной обуви и одежды древних славян разных сословий, дети работали в группах и оценивали свою деятельность. Результаты работы всех групп отражались в карте успеха класса. Одно из заданий — сочинить загадку о той обуви, о которой дети уже рассказывали (о валенках, лаптях, сапогах, башмаках).

Анализируется выполнение данного задания, учащиеся цветовыми знаками при помощи сигнальных карточек оценивали работу той группы, чья загадка зачитывалась: зелёный — отлично, жёлтый — хорошо, красный — плохо. Критерии оценки: сам предмет, который загадывается, не называется; отражаются признаки этого предмета (на что похоже, для чего нужен, где обычно бывает); присутствует рифмовка строк.

Таблица 3

Карта успеха класса

Группы

Задания:

Проверка домашнего задания

Сочинение загадок

Ролевая игра

I

II

III

IV

Итак, при формировании коммуникативной компетентности мы опираемся на развитие таких функций ребёнка как рефлексия, самооценка, саморегуляция, самостоятельность в деятельности. Условиями для формирования компонентов коммуникативной компетентности считаем: преобладание форм обучения, ориентированных на сотрудничество и коллективно-групповую работу; организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия; ориентация на формирование деятельности, а не на передачу знаний; развитие активности учащихся в учебной и внеучебной деятельности; проявление ценностного отношения к личности учащегося.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4. — С. 18–22.
  2. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — М.: Логос, 2010. — 336 с.
  3. Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе [Текст]: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н. В. Калининой. — Ульяновск: УИПКПРО, 2009. — 56 с.
  4. Шишова Е. О. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях билингвизма [Текст] / Е. О. Шишова. — Казань: Вестник ТГГПУ, 2009. — № 2–3(17–18).
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, группа, работа, совместная деятельность, ролевая игра, умение, младший школьный возраст, парная форма, речевое общение, учебная деятельность.


Похожие статьи

Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Формирование компетенций учащихся через конструирование задач

Конспект урока русского языка по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке»

Ценность урока в неделимой цепи проблемного диалога, который способствует достижению следующих планируемых результатов: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифиц...

Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Проектная деятельность как результат компетентностного подхода к образованию школьников

Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере международного бизнеса

Похожие статьи

Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Формирование компетенций учащихся через конструирование задач

Конспект урока русского языка по теме «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке»

Ценность урока в неделимой цепи проблемного диалога, который способствует достижению следующих планируемых результатов: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифиц...

Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Проектная деятельность как результат компетентностного подхода к образованию школьников

Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере международного бизнеса

Задать вопрос