Моя лирика, — говорил поэт, –
жива одной большой любовью,
любовью к Родине…
Сергей Есенин
В обширном пространстве оперных сочинений последней трети XX века художественные опусы Холминова представляют особый интерес. В творчестве композитора приоритет музыкально-театральных жанров очевиден. Он обращается к сценическим произведениям на протяжении всего творческого пути[1].
Среди них опера «Анна Снегина» привлекает своей особой лирической направленностью[2]. Это второе обращение Холминова к жанру оперы[3]. В основу двухактной композиции легла одноимённая поэма Сергея Есенина[4].
Либретто, созданное А. Машистовым, включает не только фрагменты из поэмы Есенина, но и строки из его стихотворений: «Край любимый», «Исповедь хулигана», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Песня», «Русь советская», что дополняет сюжет поэмы. Литературный источник носит отпечаток автобиографичности: здесь запечатлены воспоминания Есенина о поездках на малую Родину, о деревенской жизни, о встречах с сельчанами, повествуется о своём отношении к событиям 1917 года. Это расширило для композитора и либреттиста возможности через поэтическое слово избранного прототипа раскрыть тему Родины. И в поэме, и в опере символичным стал выбор главного героя: имя поэта Сергей. Ассоциации персонажа с образом самого Есенина возникают и благодаря изложению, которое ведётся как бы от первого лица — словно голосом самого Поэта.
Лирическая линия у Холминова связана с эмоциями главного героя по отношению к родной стране. Это гражданская лирика. Основной сюжетный план заполняет воплощение образно-тематической пары «Поэт и Родина»[5]. Герой восхищается страной, тоскует по деревенской тишине, созерцает красоту природы, рассуждает о судьбе России. В этом плане холминовский Есенин близок свиридовскому персонажу. Анализируя тесное соприкосновение музыкального мира с миром поэтическим, это подтверждает М. А. Элик: «Свиридовский поэт — гражданин прежде всего. … Гражданское чувство его столь же интимно и не крикливо, как чувство любви к родной земле» [15, с. 76]. Если сравнить трактовку образа в «Поэме памяти Сергея Есенина» Свиридова и у Холминова, то заметно как сходство, так и различие. Общим обнаруживается выбор стихотворений: отчётливо видна тенденция к включению известных есенинских строк. В обоих случаях акцентированы претворения Поэта в его отношениях с Родиной. Разность чувствуется в музыкально-стилистическом плане. У автора «Поэмы…» в характеристике Есенина превалирует эпически-повествовательный тон. М. А. Элик очень точно передала особенность взгляда композитора на Поэта: «Свиридов ”монументализировал” своего героя, нимало не нарушив лиричности его облика, хотя и не коснувшись любовной темы. Над всем поднялась тема Родины, тема верности себе, своему духовному миру» [14, с. 58]. В опере Холминова герой, с одной стороны, трактуется как индивидуум, сосредоточенный на своём внутреннем «я». С другой стороны, Поэт возникает как личность, представляющая часть народа, единая с ним.
Для творческой личности понятие Родины особенно значимо. Она является для русских поэтов великой ценностью: ласковое метафорическое название «Россия-матушка» говорит само за себя. Многогранное наполнение термина «лирика» отмечает Л. Я. Гинзбург: «Лирическая поэзия — далеко не всегда прямой разговор поэта о себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка» [4, с. 8].
Все эмоции главного героя оперы Холминова по отношению к Родине, наряду с сюжетной линией Сергея и Анны, также способствуют преобладанию лирического. О лирике, которой доступна такая модификация чувственного образа, говорит Г. Гачев: «…в лирике осуществляется поднятие простого жизненного переживания, самовысказывания — в сферы сверхъестественного выражения» [3, с. 192]. Показывая своё отношение к Отечеству, поэт возвышает существующие бытийные вещи на высокий духовно-нравственный уровень. Сам Есенин так высказывался о глубинной связи творчества и родной земли: «Моя лирика, — говорил поэт, — жива одной большой любовью, любовью к Родине» [11, с. 5]. Каждая есенинская строчка наполнена нежными, согревающими душу чувствами к своей стране.
Претворение образно-тематической пары «Поэт и Родина» в опере Холминова имеет свои специфические особенности. Характеристика Поэта-патриота раскрывается чаще в его сольных выступлениях: монолог, ариозо и песня. В них явственно прослеживается тенденция к монологичности высказывания.
Именно наедине с собой раскрывается мир Поэта, его отношение к своей стране, родной природе. Этот монологический вектор влияет на особую передачу чувств и мыслей героя. О значимости духовного облика персонажа, его внутренних ощущений ясно говорит сам Холминов: «В нашем деловом, динамичном XX веке появилась такая центробежная тенденция — присмотреться к психологии индивидуума, требующего внимания к своему микромиру» [9, с. 20].
Образ Сергея ярко представлен в начальном монологе-размышлении «Край любимый» (первая картина). Холминов чутко воспринял особенную ценность поэтического слова. Слышны тихий восторг и упоение красотой природы («Сердцу снятся скирды солнца»). Оценивая отношение автора оперы к Есенину, А. А. Баева отмечает: «…композитор воплощает правдивый образ поэта, в сознании которого Родина и родная природа связаны неразрывно» [2, с. 10].
В характеристике Поэта, любующегося родными полями, важное значение приобретает словесная составляющая. Для экспозиции главного героя выбрано стихотворение «Край любимый». Изучая раннюю поэзию Есенина, литературовед Ю. Н. Тынянов подчёркивал, что есенинская лирика словно напоена образами природы, тихой деревенской жизни, она буквально «дышит» любовью к России.
Краткое оркестровое вступление живописно обрисовывает раннее весеннее утро: почти зримо ощущается медленный восход солнца, словно осязаются запахи цветущих жасмина и сирени. Тремолирующий фон, простая и вместе с тем красочная гармония (трезвучие с секстой), и, в целом, активное использование принципа звукоизобразительности свидетельствуют о том, что для воплощения образно-тематической пары «Поэт и Родина» композитор использует музыкальные элементы, близкие стилистике импрессионизма.
Сам монолог воплощает раздумья Поэта о своей родной стране. Остинатная фактура заимствована из оркестрового вступления. Кантиленное начало позволяет говорить о песенной природе мелодической линии. По меткому выражению Б. В. Асафьева, здесь пропето «эмоционально-постигнутое, восчувствованное слово» [1, с. 195]. Надрывно-тоскливые строки («Родина! Милая Родина!») потребовали перехода из мажорной сферы в минорную (g-moll[6]). Печаль и ностальгическое настроение героя воплощены ламентозными интонациями (хроматическое опевание V ступени, нисходящие секунды). Простота гармонических оборотов (плагальная каденция, натуральный вид минора) соответствует пониманию русской стилистики.
Воспоминания героя запечатлены в развёрнутом монологе, состоящем из цепи разделов: в них проявляется не только образная монолитность (настроение тоски по деревенской тишине, сельским полям), но и интонационная преемственность. Общими характерными чертами, способствующими единству, становятся такие музыкально-выразительные средства, как тремолирующий фон аккомпанемента, варьирующийся в различных фрагментах (триоли, шестнадцатые, покачивающиеся секунды-восьмые, собственно сам приём тремоло), использование органного пункта, частое сопоставление одноимённых мажора и минора. Мелодическая ткань основана на песенно-ариозных и речитативных интонациях. Очевидно, что композиционное размещение в самом начале оперы сольного номера, показывает Сергея именно как патриота.
Образ Есенина-патриота предстаёт и в меланхоличной песне «Дальний плач тальянки» (1 д., 2 карт.). У Поэта — диалог с деревенскими мужиками, он разговаривает о прошлом и будущем, но внимание фокусируется на центральном персонаже — Сергее[7].
Песня выводит на первый план его чувства, ностальгические размышления. В музыке чувствуется близость к Свиридову, выражающаяся в кластерных комплексах, не вносящих диссонансного звучания благодаря чёткой тональной основе. Подобные компоненты музыкального языка отмечает в творчестве Георгия Свиридова музыковед Ю. К. Евдокимова: «Свиридов любит на твёрдую в функциональном отношении опору накладывать секундовые добавления» [5, с. 9]. Стилевое сходство двух композиторов возникает и в связи с устойчивым вниманием к народной песенной культуре, к древнерусскому фольклору. Песню окружает хоровая сцена — бойкая народная частушка «Заиграй, сыграй, тальянка».
Истоком вокальной партии является начальная тема хора-частушки: типичная для русской музыки опора на тоническую квинту и примыкающую к ней IV ступень[8]. Оркестровые наигрыши имитируют игру на гармони. В хоре использован типичный для русской песни натуральный минор (a-moll), малосекундовые интонации в одном из пластов фактуры подчёркивают печально-элегический характер музыки. Кантиленные терцовые вторы в оркестре, дублирующие партию солиста, и выбор самого жанра песни также «выдают» лирическую природу таланта Есенина — героя оперы.
Ещё одно яркое претворение образно-тематической пары «Поэт и Родина» обнаруживается в песне Сергея «Не маните, родимые дали» (2 д., 5 карт.). Возвращается тональность g-moll, направляя характер песни в сторону ностальгического настроения. Песенной мелодике соответствует аккомпанемент на трёхдольной вальсовой основе. Весь интонационный комплекс показывает стилистическую близость к шубертовским вокальным миниатюрам. В сопровождении словно расставляются красочные гармонические акценты. Это происходит при помощи использования неаполитанского септаккорда, натуральной доминанты, мажорной субдоминанты. Образуется лирический, трепетный «музыкальный отклик» на известное стихотворение Есенина, содержащее строки, точно характеризующие эмоции поэта, его тревожное состояние: «Кто пришёл в этот мир скитальцем, должен век провести в пути».
Специфика образно-тематической пары «Поэт и Родина» у Холминова заключается в том, что когда герой размышляет о будущем России, лирика омрачается трагической настороженностью. Такое явление можно найти и в творчестве самого Есенина. Рассматривая личность Поэта и его претворение в музыке, Л. В. Полякова отмечает характерные особенности есенинского позднего периода: «Моменты разочарования, непонимания будущего, сожаления о милом сердцу поэта дедовском укладе жизни, канувшем в вечность, пронизывает его стихотворения, свидетельствуя о переживаемом внутреннем кризисе» [10, с. 4].
Музыкальным претворением печального, даже драматического состояния Поэта-патриота становится песня Сергея о соловушке (1 д., 2 карт.). Поэт показан в раздумьях о судьбе Родины и своей личной жизни. Можно вспомнить, что в хоре «Соловушка» П. И. Чайковского образ соловья символизировал образ художника. В. А. Цуккерман, анализируя подобное настроение в творчестве Чайковского, отмечает «интроспективность лирики композитора», устремлённость “в себя” [13, с. 47]. Образ соловушки у Холминова трактован как предвестник печальных событий (смерть мужа Анны Бориса, пожар усадьбы Снегиных и хуторские разбои). Но слова, пропетые Поэтом, выходят за рамки оперного сюжета: они словно напоминают об участи самого Есенина («песня панихидная по моей головушке»)[9]. Яркие ассоциации возникают и со свиридовской одноимённой песней, завершающей цикл «У меня отец — крестьянин» на стихи Есенина. Финал вокального цикла близок холминовскому варианту претворения образа Поэта: сходным являются глубокий минор, сочетание черт крестьянской песенности и городской романсовости, аскетичность сопровождения, представляющего господство вокальному началу и тем самым усилившего внимание к самому есенинскому слову.
Переменность лада (B — g — d — c — f), натуральный вид минора, опора на устойчивые ступени свойственны жанру песни. Сопровождением для вокальной партии Поэта становится хор, поющий без слов (ремарка «закрытым ртом»)[10]. На фоне хора выступление Поэта воспринимается как сосредоточенное размышление монологического плана. Широкий диапазон мелодии соответствует эмоциональному подъёму музыки. В кульминационный момент фермата в партии солиста, дивизи каждого голоса хора, динамика (f) и постепенное крещендо, подключение тремолирующего фона оркестровой партии подводят к призыву-резюме: «Пейте, пойте в юности, бейте жизнь без промаха». Это соло по своей глубинной выразительности приближается к русской протяжной песне. Интерес к народным истокам, к русской песенности сближают творчество Холминова с сочинениями отечественных композиторов неофольклорной волны.
Другое воплощение образа Есенина видится в монологе Сергея, завершающем оперу Холминова. В этот момент объединяются эмоциональный подъём («Горда душа моя»), надежда на будущее («…они прославят счастье новых дней») и, наконец, бесконечная любовь к Родине («Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким: “Русь”). Мелодия маршевого типа, ясная мажорная тональность (C-dur), отчётливая аккордовая вертикаль оркестрового аккомпанемента и подключаемого позже мощного хорового гармонического сопровождения подчёркивают апофеозный характер. «Особой одухотворённостью отмечен финальный монолог, песенно-простая, безыскусная поначалу музыка постепенно динамизируется, звучание одного голоса дополняется хором и оркестром — сливаясь, они образуют красочное живописное полотно восторженно-гимнического характера», — так описывает финал А. А. Баева [2, с. 9–10].
Триумфальное окончание оперы показывает образ Поэта в возвышенно-патриотическом духе. Родина и Народ сливаются в сознании Поэта в одно целое. Подобное воплощение образно-тематической пары «Поэт и Родина» потребовало проникновения в лирическую сферу элементов эпики. Кстати, в самой есенинской поэме, по мнению исследователя В. Фёдорова, выявляется высокая степень элемента рассказности: «На первом месте стоит характер самого повествования. Через него эпическая конструкция поэмы окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными» [6, с. 14].
В целом, выявляя специфику образа Есенина в опере Холминова, можно суммировать основные средства, неотъемлемо присутствующие в его характеристике. Музыкальные компоненты, используемые для воплощения образно-тематической пары «Поэт и Родина», отличаются стабильностью. Отчётливо видится превосходство песенного вокального типа. В ладогармоническом языке ощущается опора на устойчивые звуки, ясную тональность, для метроритма характерна чёткость. Сочетая яркие, сочные песенные обороты со стилистикой современного музыкального языка, симфонизируя ткань партитуры, Холминов создаёт сочинение драматургически цельное, стройное по композиции, яркое и вдохновенное.
Литература:
- Асафьев, Б. В. Симфонические этюды [Текст] / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1970. — 264 с.
- Баева, А. А. Современность — главная тема [Текст] / А. А. Баева // Музыкальная жизнь. — 1983. — № 17. — С. 9–10.
- Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр [Текст] / Г. Д. Гачев. — М.: Просвещение, 1968. — 303 с.
- Гинзбург Л. Я. О Лирике [Текст] / Л. Я. Гинзбург. — Л: Сов.писатель, 1974. — 363 с.
- Евдокимова, Ю. К. Поэт России [Текст] / Ю. К. Евдокимова // Сов. музыка. — 1968. — № 6. — С. 4–10.
- Есенин Сергей. Собрание сочинений [Текст]: в 3т. — Т. 2. — М.: Правда, Огонёк, 1970. — 447 с.
- Куриленко, Е. Свой путь в искусстве (к юбилею композитора А. Холминова) [Текст] / Е. Куриленко // Сов. музыка. — 1986. — № 2. — С. 66–73.
- Мирзоева, Э. А. Александр Холминов: в музыке меня интересует многое… [Текст] / Э. А. Мирзоева // Муз. академия. — 2000. — № 4. — С. 1–6.
- Ольхович Е. Сотворим музыку! Беседа с композитором А. Холминовым [Текст] / Е. Ольхович // Клуб и художественная самодеятельность. — 1980. — № 14. — С. 19–21.
- Полякова, Л.В., Образ и судьба поэта (Поэма Г. Свиридова «Памяти С. Есенина») [Текст] / Л. В. Полякова // Сов. музыка. — 1956. — № 8. — С. 3–11.
- Прокушев, Ю. Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха [Текст] / Ю. Л. Прокушев. — М., 1989. — С. 349 с.
- Ромащук И. М. Три ипостаси А. Холминова — оперного драматурга // Антология оперного творчества московских композиторов (вторая половина XX века). — Сб. статей. — Вып.1. — М.: Композитор, 2003. — С. 35–58.
- Цуккерман, В. А. Выразительные средства лирики П. И. Чайковского [Текст] / В. А. Цуккерман. — М., 1971. — 247 с.
- Элик М. А. «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. — М., 1971. — 59 с.
- Элик, М. А. Свиридов и поэзия [Текст] / М. А. Элик // Георгий Свиридов. Сб. статей и исследований. — М.: Музыка, 1979. — С. 70–148.
[1] Является автором 13 опер: «Оптимистическая трагедия» (1964), «Анна Снегина» (1966), «Шинель» и «Коляска» (1971), «Чапаев» (1974), «Двенадцатая серия» (1976), «Ванька» и «Свадьба» (1979), «Братья Карамазовы» (1981), «Горячий снег» (1984), «Сталевары» (1987), «Плоды просвещения» (1990), «Лес» (1996).
[2] Премьера оперы состоялась в 1967 году в Горьковском театре оперы и балета им. Пушкина. Режиссёр М. Мордвинов, дирижёр П. Резников, исполнители главных ролей И. Малинина и Ю. Антонов.
[3] Заметно сходство с одноимённой оперой В.Г. Агафонникова: оно очевидно и в связи с литературным источником (поэма Есенина «Анна Снегина»), а также обусловливается одним периодом создания сочинений – 60-е годы XX века.
[4] Интерес к творчеству поэта, отражённый в анализированной опере, воплотился ранее в написанной Холминовым музыке к документальной киноленте «Сергей Есенин» (Мосфильм, 1965год. Реж. П. Русанов, Б. Карпов)
[5] Патриотическое мировосприятие Холминова показательно во всех операх: в качестве сюжетной основы он избирает только отечественных авторов и само действие в операх происходит в русской действительности.
[6] Некоторые исследователи в области цветного слуха указывают на семантическую окраску тональности g-moll и связанную с ней элегическую образность.
[7] В опере Агафонникова герой также показан в общении с народом: монолог Сергея «Россия – страшный, чудный звон» (вторая картина). Поэт-гражданин величаво воспевает сурового вождя, связывая образ Родины с личностью Ленина.
[8] Известно, что квинту М.И. Глинка считал «душой русской музыки», это и использовал в опере Холминов для обрисовки именно русского поэта.
[9] Хотя сама гибель Поэта в опере не рассматривается.
[10] Хор без слов становится своего рода «лейттембром» (М.А. Элик) у Свиридова в «Поэме памяти Сергея Есенина». Подобный эффект встречается в опере С.А. Низаметдинова «Memento» - также для претворения образа Есенина.