Ключевые слова:эмоциональная сфера, речевые нарушения, сензитивный период, коррекционно-педагогические технологии, формирование, коррекционно-логопедическая программа, диагностические данные, диагностика, комплексная работа, конфликтные ситуации, государственный общеобразовательный стандарт, формирование, возраст 6–7 лет.
Проблема развития эмоциональной сферы, её роли в возникновении мотивов как регулятора деятельности и поведения ребенка 6–7 лет с речевыми нарушениями является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии. Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной коррекционно-логопедической работы, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка 6–7- летнего возраста.
Важность своевременного выявления предпосылок и признаков негативного влияния на психику ребёнка 6–7 лет с речевыми нарушениями ставит логопеда, педагогов-психологов и родителей в такие условия, когда требуется реальная индивидуализация образовательной работы и ежедневное применение методик и программ не только коррекционной, но и психолого-педагогической направленности.
В государственном общеобразовательном стандарте прописано, что результат работы с детьми определяется как целевой ориентир, определяющий формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, выпускникам детских садов, что привело к изменению характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком в преемственности: детский сад — школа.
На фоне прогрессивных изменений современного общества развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Педагогами и родителями искусственно ускоряется темп детского развития, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество.
Эмоциональная сфера старших дошкольников и младших школьников с нарушением речи имеет ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроений, агрессия. Младший школьный возраст является сензитивным к эмоциональному развитию внутри личностного развития, что связано с развитием потенциала «Я».
Возраст 6–7 лет является пиком психоречевого развития и является кризисным периодом.
Нарушение эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с нарушением речи является распространённым и затрудняет коррекционно-логопедическую работу с этой категорией детей.
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной сферы детей 6–7 летнего возраста с речевыми нарушениями. В 6–7 лет у ребёнка формируются навыки чтения и письма, и именно в этот период происходит качественный скачок в общем развитии ребёнка (кризис 6–7 лет). Поэтому, актуальность обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы нарушения речи.
Отсюда вытекает необходимость исследования речевого развития и эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста для выявления причин и коррекции данных нарушений.
В основу коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями легли следующие принципы:
– единства диагностики и коррекции;
– индивидуального подхода;
– учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
– поэтапного формирования речевых умений и навыков;
– деятельностного подхода.
Исходя из теоретических положений, нами определены направления коррекционно-логопедической работы, предполагающие развитие:
– умения управлять своим поведением и эмоциями, распознавать эмоциональные реакции других людей;
– коммуникативных навыков;
– дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
– артикуляционной моторики;
– звукопроизношения;
– фонематического восприятия;
– связной речи.
Коррекционная работа направлена на преодоление у детей 6–7-летнего возраста речевых и эмоциональных нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий, где используется система игровых коррекционно-развивающих занятий по развитию речи и психических функций детей дошкольного и младшего школьного возраста. Создание программ сопровождения детей 6–7-летнего возраста с нарушением речи, направленных на преодоление проблем, характерных для детей с несформированной эмоциональной сферой.
В работе с детьми 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями использовалась коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я и мир», на основе программы автором которой является Н. П. Слободяник и направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь, произвольности.
Для детей 6–7 летнего возраста с речевыми нарушениями, посещающих дошкольное учреждение разработана тренинговая программа (на основе программы С. В. Крюковой). Основная цель первой программы — адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. Вторая программа направлена непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Занятия проводились один раз в неделю (по подгруппам, 6–8 детей);
Результаты работы показывают наличие положительной динамики в состоянии эмоционально-волевой сферы детей.
Анкетирование родителей, с целью выявления динамики эмоционального состояния детей. Результаты показаны на рис. 1
Рис. 1. Диаграмма показателей эмоционального состояния детей после проведённой коррекционно-развивающей работы. Оценка родителей
Анкетирование педагогов, с целью выявления динамики эмоционального состояния детей. Результаты рис. 2
Рис. 2. Диаграмма эмоционального состояния детей после проведённой коррекционно-развивающей работы. Оценка педагогов
Результаты анкетирования родителей и педагогов показывают наличие положительной динамики в эмоциональном состоянии детей.
Диагностика на предмет речевого развития проводилась по следующим направлениям: изучение состояния звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического слуха, связной речи и эмоциональной сферы
Рис. 3. Обследование речевого развития детей 6–7-летнего возраста до коррекционной работы
На рисунке 4 представлены результаты применения коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями.
Рис. 4. Обследование речевого развития детей 6–7-летнего возраста после коррекционной работы
После проведения коррекционной работы каждый из детей достиг определённых результатов, что видно по итогам контрольного этапа эксперимента. Дети стали более успешно применять нормы и правила общения, они легче вступают в контакт с окружающими сверстниками, более активны в процессе обучения. Чаще проявляют положительные эмоции при решении конфликтных ситуаций, умеют подчинять свои желания интересам других, слушать педагога, что показано на рисунке 5.
Рис. 5. Состояние эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста после коррекционной работы
Необходимо отметить, что вся система работы является комплексной, т. к. охватывает всех участников процесса: детей, родителей, педагогов. Анализ диагностических данных показывает наличие положительной динамики в состоянии эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями. Результаты опроса педагогов и родителей отмечают заметное улучшение эмоционального состояния детей после проведённой коррекционной работы. На протяжении всего эксперимента сохранялась положительная мотивация к проводимым занятиям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование коррекционно-логопедической программы по формированию эмоциональной сферы детей 6–7 летнего возраста с речевыми нарушениями позволяет сделать обучение успешным, подлинно развивающим, способствует развитию речевой деятельности в целом.
Литература:
- Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Электронный ресурс] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. − Москва: Владос-Прес, 2007. − 160 с.
- Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Электронный ресурс]. − Санкт-Петербург: Сфера, 2004. − 256 с.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Электронный ресурс] / Н. И. Гуткина. − Москва: Академический Проект, 2000. − 184 с.
- Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Электронный ресурс] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. − Москва: Академия, 2004. − 288 с.
- Мельникова, Н. В. Эмоциональная сфера старшего дошкольника [Электронный ресурс] / Н. В. Мельникова, Р. И. Канунников. − Шадринск: Исеть, 2003. − 100 с.