В настоящее время, в период реализации ФГОС НОО, отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения — преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов.
Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий — проектов.
Метод проектов помогает:
‒ научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
‒ размышлять, выделять в информационном потоке главное, систематизировать полученные данные, делать обоснованные выводы;
‒ проявлять инициативу, творческий подход, принимать самостоятельные аргументированные решения;
‒ выработать коммуникативные навыки, научить работать в команде, выполняя разные роли.
Ученики, которых обучают с использованием метода проектов, имеют более прочные и универсальные знания, т. к. умеют планировать деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях. В жизни они более приспособлены, умеют адаптироваться к меняющимся условиям.
Проект — это «пять П».
1) Проблема — определение проблемы и целей проекта.
2) Планирование действий, распределение ролей при работе.
3) Поиск информации, её анализ и обработка.
4) Продукт — результат работы.
5) Презентация результатов — представление и защита работы.
Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей, наблюдательности и формированию коммуникативных навыков, позволяет каждому ученику проявить свою инициативу и индивидуальность, позволяет перейти от пассивного изучения к активному процессу обучения.
Учитель в процессе обучения является консультантом, направляющим работу в нужном направлении, а не навязывающим своё мнение. Педагог контролирует каждый этап работы, обучает созданию презентаций, анимации, учит редактировать текст в соответствии с требованиями, правильно и грамотно представлять готовый результат. Это занимает достаточно много времени, но полученные таким способом знания стоят труда и времени.
Как отмечает И. Д. Чечель, на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.
Вторая составляющая оценки результата — это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов И. Д. Чечель советует использовать рейтинговую оценку.
Считается, что современные педагогические технологии рассматриваются как ресурс повышения качества естественно-математического образования. Разрабатывая рабочие программы по новым ФГОС, что компетентностный подход требует применения прогрессивных технологий образования. Одной из них является технология учебных циклов. Технология относится к группе модульно-блочных технологий. Целью этой технологии является интенсификация работы каждого обучающегося в каждый момент времени учебного занятия.
Учебный цикл — это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебной информации.
Как строить учебный цикл — зависит от многих причин: от целей изучения материала, от его содержания, от выбранных методов, форм и средств обучения; от личностных свойств педагога и обучающихся.
Структура учебного цикла совпадает со структурой учебного занятия:
1) актуализация знаний, необходимых для усвоения новой информации;
2) введение новой информации;
3) репродуктивное (первоначальное) закрепление;
4) тренировочное закрепление;
5) контроль знаний;
6) итоговое закрепление.
Одноурочньий цикл. 1. Проводится предметный диктант по материалу предыдущего цикла и другим необходимым разделам курса. Результаты диктанта тут же обсуждаются. Получается актуализация необходимых знаний и контроль знаний, полученных на предыдущем цикле.
- Изучается новый материал. В это время на доске появляется конспект. Учащиеся переносят его в свои тетради.
- Проводится пересказ нового материала по конспекту. Первым это делает учитель. Затем это могут сделать сильные ученики, а потом и те, кто послабее. Очень полезна на этом этапе работа в тетрадях с печатной основой.
- Дается домашнее задание: выучить материал по конспекту.
Одноурочные циклы очень кратки. Они дают мало времени на осознание, продумывание материала. Каждый этап проводится в быстром темпе. И если кто-либо из учеников отвлекся даже на короткое время, это сильно сказывается на процессе обучения.
Двухурочные или многоурочные циклы включают такие типы уроков:
- урок изложения нового материала;
- урок решения задач;
- урок самостоятельного изучения теоретического материала;
- урок самостоятельной работы;
- контрольная работа и её анализ;
- урок повторения.
Во время двухурочного цикла педагог всё время руководит работой, а обучающиеся всё время заняты делом и письменно отчитываются о своей работе на каждом этапе. Двухурочный цикл используется тогда, когда не требуется длительного закрепления материала. Включение в учебный цикл одного или нескольких уроков решения задач или урока самостоятельного изучения теоретического материала приводит к многоурочным циклам.
Математика — точная наука и при освоении разделов этой дисциплины нужны точные знания. Технология учебных циклов Г. Г. Левитаса как раз позволяет их формировать посредством действенных приемов:
- Регулярная проверка знаний осуществляется через ежеурочные математические диктанты.
- При изучении нового материала студенты формируют опорный конспект, который используется в последующем закреплении и повторении учебного материала.
- Регулярное использование заданий порогового, среднего и высокого уровня сложности.
Технология Г. Г. Левитаса основана на блочно-модульной подаче учебного материала, подразумевает постоянный практико-ориентированный учебный тренинг, связанный с повторением изучаемого материала и решением практических задач.
Методы контроля определяются требованиями его всеобщности и целесообразности. Необходимо проконтролировать:
‒ усвоил ли ученик логику нового материала, его состав и структуру, понял ли он, какие именно действия и по каким шагам он должен осуществлять по данному изучаемому вопросу;
‒ научился ли он осуществлять эти действия по шагам;
‒ научился ли он осуществлять эти действия свернуто;
Автор данной технологии предлагает осуществлять контроль по теме поэтапно:
‒ итоговый контроль по теории (контроль знаний);
‒ рубежный контроль по материализованной деятельности (контроль умений);
‒ итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).
Данная технология употребляется тогда, когда нужно сообщить точное знание (начиная со 2 класса), это достигается путем отработки теоретического материала, используя математические диктанты, и составлением опорных конспектов.
Итак, благодаря использованию современных образовательных технологий, а именно проектной технологии и технологии учебных циклов повышается вероятность творческого развития учащихся и происходит соединение теории с практикой, что делает теорию более интересной и более реальной, развивается активность учащихся, повышается самостоятельность, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения).
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст]: // Платное образование. — 2008. — № 11. — С. 10–13.
- Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. [Текст] — М.: Знание, 2001.- 96 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; N 10).
- Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст]: Мотивация поведения и формирования личности/ В. Г. Асеев — М.: Из-во «Мысль», 2003. — 247с.
- Воронов, В. В. Накопительные системы как основа модернизации балльной системы оценивания [Электронный ресурс] http://www.emissia.org/offline/2005/983.htm
- Глассер, У. Школа без неудачников [Текст]: Школа без неудачников/ У.Глассер // М., 1991. — 445 с.