Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 14.12.2017

Статья просмотрена: 861 раз

Библиографическое описание:

Олейникова, А. Я. Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля / А. Я. Олейникова, А. Ю. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 306-309. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47126/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей статье осуществлен анализ нормативной основы в сфере регулирования муниципального финансового контроля, рассмотрены имеющиеся противоречия. Изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов и рассмотрены представленные в литературе позиции относительно преодоления указанных проблем.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, местный бюджет.

В современных реалиях значительно актуализировалась проблема функционирования контрольных структур в России. Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, выявление резервов увеличения доходной части местных бюджетов, укрепление финансовой дисциплины субъектов бюджетных правоотношений.

Нормативный фундамент осуществления данного вида контрольной деятельности достаточно обширен. В настоящее время законодательством федерального и регионального уровней регулируются различные аспекты муниципального финансового контроля, а также статус контрольно-счетных органов.

Проблемы правового регулирования муниципального финансового контроля в настоящее время стоят чрезвычайно остро. Следует отметить, что законодательная база муниципального финансового контроля в полной мере не сформирована, на данный момент она представляет собой набор разноуровневых правоустановлений, которые не в полной мере раскрывают систему. Несмотря на то, что существует большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих государственную и муниципальную контрольную деятельность, заложенные в них нормы не облегчают взаимодействия между контрольными органами.

На сегодняшний день нормативный регламент муниципального финансового контроля составляют: Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По итогам краткого обзора законодательной базы можно прийти к выводу о значительном перечне полномочий, закрепленном за органами муниципального финансового контроля для осуществления своей деятельности. Вместе с тем, законодательство содержит ряд пробелов, оказывающих деструктивное влияние на правоприменительную практику в рамках осуществления муниципального финансового контроля.

Иллюстрацией могут послужить некоторые положения федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является императивным условием. Для осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительным органом может быть образован контрольно-счетный орган муниципального образования [1].

Бюджетный кодекс, напротив, устанавливает обязательность учреждения органа муниципального финансового контроля в муниципальных образованиях. В России контрольно-счетные органы, как правило, образованы во всех муниципальных районах и городских округах, что нельзя сказать о поселениях.

Вышеизложенное вызывает ряд вопросов. Прежде всего, неясно на кого будет возложена функция по осуществлению финансового контроля в случае отсутствия в муниципальном образовании контрольно-счетного органа. Кроме того, Бюджетный кодекс не уточняет необходимо ли создание контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях малочисленных поселений. Также неясно может ли данная функция возлагаться на контрольно-счетный орган муниципального района, в состав которого входят поселения. Существующее законодательство не содержит ответы на данные вопросы.

В литературе встречается позиция о том, что в данной ситуации муниципальные образования не лишены возможности обратиться за помощью к контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации в порядке ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2].

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что данное право выступает скорее мерой временного характера, не имеющей возможности осуществления надлежащего контроля за сохранностью и эффективностью использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

Реально оценивая ситуацию, все-таки следует признать нерациональность и невозможность создания собственных контрольно-счетных органов во всех муниципальных образованиях вследствие дефицита финансовых средств.

Важно учитывать, что контрольные органы муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий одновременно получают и финансовые средства для их исполнения, и возможность быть информированными о состоянии бюджетной динамики в поселениях, в то же время существенно снижая нагрузку региональных контрольных органов.

Необходимость последующего планомерного развития и совершенствования системы контрольных механизмов в области использования средств местных бюджетов вызвана рядом факторов: численный рост муниципальных образований, через которые осуществляется расходование порядка 1∕2 бюджетных средств субъектов РФ; переход к среднесрочному планированию и бюджетированию с нацеленностью на результат, от объектного к проектному управлению; совершенствование системы муниципальных закупок.

Отсюда, совершенствование механизма контрольных процедур, включая соответствующее методическое обеспечение, имеет вполне объективные предпосылки.

В целом же, указанная сфера не лишена иных пробелов нормативно-правового и методологического характера [3].

Значение слаженно функционирующего муниципального финансового контроля не представляется возможным переоценить, поскольку именно на местном уровне решаются самые острые проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: медицинские, образования, жилищно-коммунального и социально-бытового обслуживания, дорожного строительства.

Муниципальный финансовый контроль необходим как неотъемлемое структурное звено единой системы финансового контроля в Российской Федерации и действенный инструмент повышения результативности бюджетного расходования на местном уровне, сбалансированности местных бюджетов, усиления ответственности и расширения независимости участников бюджетного процесса муниципального уровня.

Дополнительные проблемы порождает отсутствие в контрольно-счетных органах единой системы наименований исходящей документации — она имеет различные названия (справки, отчёты, заключения).

В данном аспекте следует указать и на различие в названиях органов внешнего финансового контроля. К примеру, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области — это контрольно-счётные палаты, в Чеченской республике — Государственный контрольный комитет, в Астраханской области — контрольно-бюджетная палата. Подобная ситуация, безусловно, не способствует унификации процесса финансового контроля на уровне муниципальных образований.

Помимо этого, значительные сложности порождает громоздкость системы органов финансового контроля. Как показывает анализ законодательства и правоприменительной практики, задачи данных органов недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а координирование их деятельности не отличается упорядоченностью.

Дискуссионным остается вопрос об административно-правовом статусе контрольно-счетных органов муниципальных образований. Как считает В. Свинарев, «…контрольно-счетные органы муниципальных районов и городских округов должны наделяться статусом юридического лица, в то время как эти же органы в поселениях, внутригородских территориях городов федерального значения могут наделяться таким статусом по усмотрению представительных (законодательных) органов власти».

Обоснованием его позиции служит тот факт, что данный подход в большей степени соответствовал бы законодательству о местном самоуправлении в части решения вопроса обязательности наличия контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях в зависимости от их вида, и, самое главное, — на нормативном уровне усиливал бы единые гарантии организационной независимости внешнего муниципального финансового контроля.

В данном аспекте, признавая в целом целесообразность учреждения контрольных структур в муниципальных образованиях, необходимо отметить, что в наиболее крупных городах создание контрольных органов является необходимостью, поскольку именно в столь масштабных муниципальных образованиях происходит сосредоточение существенных финансовых ресурсов. Критерием для отнесения города к крупному представляется оптимальным считать численность населения в диапазоне от 250–1000 тыс. чел., а к крупнейшим — свыше 1 млн человек.

Таким образом, необходимыми предпосылками функционирования муниципального финансового контроля выступают четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности с определением ее видов, пределов, форм и методов реализации, а также нормативное закрепление правового статуса контрольных органов, вбирающего в себя спектр всех необходимых прав и обязанностей.

Литература:

  1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «СПС Консультант-Плюс».
  2. Васильева М. В. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: методология, методика, концепция: Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. — 499 с.
  3. Колесникова Е. Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 21. — С. 170–173.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный финансовый контроль, Российская Федерация, орган, Бюджетный кодекс, образование, местное самоуправление, финансовый контроль, контрольная деятельность, контрольно-счетный орган, муниципальное образование.


Похожие статьи

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...

Оценка эффективности внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании

В статье автором раскрываются особенности механизма оценки эффективности внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «внутреннего финансового контроля». Определены его задачи и актуальные пр...

Проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации. Указываются особенности государственного земельного надзора, роль и органы его осуществляющие. Также, в данной статье описываются современные про...

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Проблемы правового обеспечения государственного контроля в современной России

В статье рассмотрены понятия государственного контроля и надзора. Анализируется проблема содержания государственного контроля с учетом актуальных положений законодательства.

Проблема правового закрепления принципа участия граждан в бюджетном процессе в аспекте проведения публичных слушаний

В статье автор исследует правовое закрепление и действие принципа участия граждан в бюджетном процессе в аспекте проведения публичных слушаний по местному бюджету.

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Проблема выполнения контрольно-надзорных функций за деятельностью некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовых проблем рассматриваемых отношений в сфере законодательного регулирования вопроса. Исследованы источники права, в части исполнения возложенных обязанностей исполнительного органа.

Особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальном учреждении: анализ, проблемы и перспективы

В данной статье рассматриваются особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях России. Основное внимание уделяется анализу текущих проблем, с которыми сталкиваются муниципальные учреждения в процессе ведения бухгалт...

Похожие статьи

Направления совершенствования муниципального финансового контроля в Российской Федерации

В настоящей статье изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов, произведена попытка разработки ряда мер по повышению эффективности муниципального финансового контроля.

Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...

Оценка эффективности внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании

В статье автором раскрываются особенности механизма оценки эффективности внутреннего финансового контроля в муниципальном образовании. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «внутреннего финансового контроля». Определены его задачи и актуальные пр...

Проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации. Указываются особенности государственного земельного надзора, роль и органы его осуществляющие. Также, в данной статье описываются современные про...

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Проблемы правового обеспечения государственного контроля в современной России

В статье рассмотрены понятия государственного контроля и надзора. Анализируется проблема содержания государственного контроля с учетом актуальных положений законодательства.

Проблема правового закрепления принципа участия граждан в бюджетном процессе в аспекте проведения публичных слушаний

В статье автор исследует правовое закрепление и действие принципа участия граждан в бюджетном процессе в аспекте проведения публичных слушаний по местному бюджету.

Проблемы управления муниципальными финансами

В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Проблема выполнения контрольно-надзорных функций за деятельностью некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовых проблем рассматриваемых отношений в сфере законодательного регулирования вопроса. Исследованы источники права, в части исполнения возложенных обязанностей исполнительного органа.

Особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальном учреждении: анализ, проблемы и перспективы

В данной статье рассматриваются особенности применения принципов бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях России. Основное внимание уделяется анализу текущих проблем, с которыми сталкиваются муниципальные учреждения в процессе ведения бухгалт...

Задать вопрос