Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России / Е. Г. Огольцова, А. Э. Тимохина, Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 249-252. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 16.11.2024).



http://sao.mos.ru/upload/medialibrary/b42/sotsialnaya-adaptatsiya-invalidov.jpg

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность. Но есть и другая сторона — учение не всегда дается легко. Предметы в школах, отношение учителей и одноклассников, новая среда, правила и режим дня. Многие ученики не могут адаптироваться к этому. Но в наше время есть люди с ограниченными возможностями, которые также хотят получить образование, развиваться и не отставать от других. Встает вопрос: как приспосабливаться к режиму учебы ученикам с ОВЗ, если даже простой ученик порой не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вследствие проведенных учеными исследований было приятно решение внести дополнительные условия в обучении для детей с особенностями развития.

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования» [2], которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

История становления новой системы образования в РФ небольшая, так как инклюзивное образование — явление недавнее, и процесс его развития в нашей стране еще не закончен, а находится на начальных этапах формирования.

Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Прежде чем начать знакомство с основными принципами инклюзивного подхода в образовании, для начала разберемся в его терминологии. В широком смысле инклюзивное образование — особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии — простая и древняя как мир идея, что школа — для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное — подходить школе. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.

Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека. Перемена в отношении к людям с ОВЗ стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Инклюзивное образование развивает методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно разрабатывает подход к преподаванию и обучению. В его основе — 8 основополагающих принципов:

– Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

– Каждый человек способен чувствовать и думать;

– Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

– Все люди нуждаются друг в друге;

– Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

– Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

– Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

– Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия в образовании — дело новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.

http://varta.kharkov.ua/content/documents/11180/1117968/images/Image00001(1).jpg

Примером данной проблемы являются Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 177». Эта школа активно практикует инклюзивное образование с 2011 года. «В настоящее время около 4,5 % детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям»- Директор МБОУ СОШ № 177 И. М. Сысоева.

Целями и задачами этой школы являлись:

– Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющие разные возможности;

– Разработка системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

– Разработка и внедрение программы повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;

Результаты, которые ожидала школа после завершения своего проекта:

– Разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы;

– Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;

2012 год был для школы очень сложным. Она первый раз приняла инклюзивное образование и набралась много опыта для продолжения задуманного проекта. Общая стоимость проекта составила 1068299 рублей. Было получено оборудование на общую сумму 1497450,00 рублей: специальная электроакустическая аппаратура для терапии заикания речевой реабилитации VERBOTON G 30L, приставка интерактивная MimioTeach, столы-стулья с опорой для сидения, сиденья для дома и класса; пандусы-платформы, складные. По сегодняшний день МБОУ СОШ № 177 все также обучает детей с инклюзией по своей программе.

В заключение можно сказать, что инклюзивное образование важно в каждой стране. Его необходимо развивать, так как в настоящее время все больше детей, нуждающихся в особом подходе не только в образовании, но и в коммуникации с общественной жизнью. Для того чтобы любой ребенок с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться в школе, получая должное образование и внимание, как и все дети, необходимы особые условия, т. е. условия нетипичные для наших школ. Список требований широк и разнообразен. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Чем чаще будет подниматься вопрос о решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, тем быстрее это приведет к снятию барьеров в образовательной и бытовых сферах жизни детей с ОВЗ, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.

http://www.rcmm.ru/uploads/posts/2017-01/1484832362_centr_deti.jpg

Литература:

  1. Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; — И65 М.: «классное руководство и воспитание школьников», 2015. — 224 с.
  2. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.19 N 181-ФЗ
  3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, VERBOTON, общеобразовательная школа, особый подход, Россия, РФ.


Задать вопрос