В статье рассмотрена необходимость внедрения технологий электронного декларирования, обусловленная возрастающим количеством документации, проходящей через Федеральную таможенную службу. Учитывая данные факторы, таможенные органы должны максимально четко и оперативно обеспечить таможенное оформление товаров. Для выполнения перечисленных задач и была введена в действие процедура обязательного электронного декларирования. Данная процедура, безусловно, требует совершенствования и, стало быть, тщательного изучения.
Ключевые слова: таможенное декларирование, электронное декларирование, регулирование ВЭД, Таможенный союз.
Достаточно стремительное развитие технологий в таможенной сфере и при этом менее эффективное развитие технологий в сфере налогообложения в государстве обусловлены полным отсутствием электронных систем межведомственного обмена информационными данными. Достигнуть нужных стандартов достаточно сложно даже сегодня, когда технологии находятся на высоком уровне, и осложнением является разделение одной и той же фискальной функции между разными надзорными ведомствами — таможенной и налоговой службой. Ситуация в целом может измениться только тогда, когда будут внесены требуемые поправки в нынешнее законодательство, а также будет создана Единая автоматизированная информационная система для обмена различными данными между Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой. Между указанными ведомствами в 2010 году уже было заключено соответствующее соглашение касательно взаимного сотрудничества [6], но при современном уровне развития IT-технологий это соглашение уже нуждается в усовершенствовании. Следовательно, процесс надзора за участниками ВЭД и потенциальными налогоплательщиками после принятия соглашения и усовершенствования его будет значительно упрощен, а электронные системы декларирования обретут максимальную эффективность.
Электронное декларирование благодаря современным технологиям может быть полностью автоматизировано, и уже сегодня можно отметить, что применение программных средств в этой сфере упрощает работу многих специалистов, а также задачу по подаче самой по себе декларации на какие-то товары. Однако наличие в системе сегодня такого явления, как человеческий фактор с обеих сторон процесса, приводит к периодическим ошибкам в оформлении документации.
Достаточно перспективным направлением в развитии систем электронного декларирования является взаимоинтеграция систем таможенного оформления для стран-участниц Таможенного Союза. Это позволит создать все условия для оперативного взаимообмена информационными данными, что ускорит и усовершенствует в целом процедуру оценивания рисков и разработку новых направлений рисков.
Затруднения в деятельности декларантов заключаются также и в отсутствии единообразной электронной подписи для цифровых копий документов. Получение и оформление цифровых электронных подписей способно увеличить время введения новшеств в систему таможенного оформления и налоговой отчетности в дальнейшем. В то же время, создание такой единой подписи могло бы значительно не только ускорить процессы в этой сфере, но и упростить проблему при взаимодействии учреждений с разными органами исполнительной власти [3].
Не менее важным усовершенствованием будет организация работы, направленной на процесс признания разрешительных документов для выпуска определенных товаров, изданных соответствующими государственными уполномоченными органами в электронном формате, значимыми для юридической сферы. Это позволит в будущем достаточно быстро отказаться от бумажных носителей информации, и таким образом работа будет значительно упрощена. Такую процедуру возможно реализовать путем передачи прямо в таможенные органы разрешительной документации органами, которые такую документацию выдают. На сегодня электронный формат не считается оригиналом, и это создает немало проблем, поскольку в ряде ситуаций люди вынуждены лично предоставлять в таможенный орган оригинал документа на бумажном носителе — это отнимает немало времени и сил, нежели отправка электронных копий через интернет.
Учитывая расширение применения электронной декларационной формы при сохранении национальных систем отмена резидентства принесет некоторые заметные сложности для субъектов внешнеэкономической деятельности. Принцип резидентства в этом случае заключен в возможности для декларанта подавать документы и отчетности в таможенный орган только той страны, где он по факту проживает постоянно или же зарегистрирован. Это потребует, конечно, унификации процедуры заполнения декларационных бумаг на товары — на сегодня документы данного типа регулируются одной инструкцией, но при этом имеют достаточно много значимых отличий в разных странах ТС. Электронное декларирование в различных странах постоянно развивается и видоизменяется, и вводятся в эксплуатацию новейшие технологии, которые постепенно изменяют порядок совершения таможенных операций. При изменениях национальных нормативных актов нужно скоординировать действия не на государственном, а на межгосударственном уровне, ориентируясь при этом на планомерное сближение электронных систем декларирования, которые были разработаны в странах ТС. Этот вопрос рассматривается Евразийской экономической комиссией, и на официальном сайте комиссии есть информация касательно того, что резидентство на территории стран Таможенного союза и Евразийского экономического союза к 2020 году будет отменено.
Можно сделать вывод, что путь совершенствования таможенной системы контроля и оформления таможенных документов в перспективе на территории ТС возможно путем следующих шагов:
‒ Совершенствование нормативно-правовых актов для эффективной регламентации процессов таможенного регулирования и взаимодействия с иными различными надзорными ведомствами;
‒ Полный переход на регистрацию декларационных документов и их выдачу в автоматическом режиме. На сегодня эта технология уже тестируется и отрабатывается сотрудниками таможенных органов на экспортном направлении товаров;
‒ Сокращение количества необходимых для оформления документов, отказ от информации без полезных сведений;
‒ Подача перевозчиками данных в таможенные органы на пропускных пунктах в электронном виде для отказа от бумажных носителей;
‒ Повышение материально-технического оснащения пропускных пунктов, избавление от устаревших компьютерных систем и технологий в таможенных органах;
‒ Повышение квалификационной подготовки сотрудников на пунктах пропуска и таможнях, обучение служащих соответствующим навыкам использования цифровых технологий [2].
Внедрение практики электронного декларирования, технологий удаленного выпуска и технологий предварительного информирования является значительным шагом на пути либерализации и упрощения таможенных процедур. Но вместе с тем полный переход на безбумажные технологии на данный момент невозможен, поскольку большинство государственных контрольных органов попросту не готовы к внедрению инновационных технологий и современных механизмов взаимодействия. Неизменным остается факт, что до сих пор при осуществлении электронного декларирования товаров остаются обязательные для предоставления документы именно на бумажных носителях.
Для создания благоприятных условий применения электронного декларирования необходимо активно развивать систему электронного межведомственного взаимодействия. Также необходимо налаживать процесс получения сведений о разрешительных документах непосредственно от контролирующих органов Российской Федерации, выдающих эти разрешения, а не от участников внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время система электронного декларирования товаров внедрена и активно используется участниками внешнеэкономической деятельности, но потенциал данной системы не раскрыт в полной мере. Электронной декларирование товаров объективно удобнее и эффективнее, чем декларирование на бумажных носителях, но, как уже было отмечено, неготовность большинства контролирующих органов к внедрению инновационных технологий не позволяет в полной мере раскрыть потенциал данной процедуры. В перспективе развития — полный отказ от предоставления разрешительных документов на бумажных носителях, путем реформирования и модернизации других контролирующих органов, таких как Федеральная налоговая служба, органы ветеринарного и фитосанитарного контроля и другие [1].
Переход на электронное декларирование увеличил эффективность деятельности не только предприятий, ведущих активную внешнюю торговлю, но и таможенных органов в целом. Сотрудники таможенных органов получили возможность обрабатывать большее количество информации за меньшее время, тем самым существенно сократилось время выпуска товаров. Процедура предварительного информирования о прибытии товаров, безусловно, ускорила работу таможенных инспекторов, связанную с проверкой прибывающих партий товаров и оформления транзитных деклараций. А процедура удаленного выпуска позволила разгрузить таможенные посты и перенаправить грузовые потоки, способствуя более эффективной транспортной логистике. Таким образом, внедрение электронного декларирования положительно сказывается как на деятельности таможенных органов, так и на деятельности участников внешнеэкономической деятельности.
Литература:
- Бельянинов А. Ю. Итоги и прогнозы. Расширенное заседании коллегии ФТС России в 2016 году.// Журнал «Таможня» № 8 (391) апрель 2016 года (стр. 12)
- Быркова Е. А. Автоматический выпуск — будущее электронного декларирования // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» — 2014. — С. 56
- Максимова Н. Е. Проблемные аспекты административно- правового регулирования таможенного декларирования в электронной форме// Вестник Российской таможенной академии. — 2014. — № 2
- Попова Д. А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза // Молодой ученый. — 2014. — № 14. — С. 175–177
- Сафонова Е. А. Совершенствование администрирования таможенных платежей // «Российская газета» — 2013. — № 10. — 80 с.
- Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: Соглашение № 01-69/1/ММ-27-2/1 от 21 января 2010 г. // Гарант: информ.-правовое обеспечение - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12074220/ #ixzz4AE7m8zan