В настоящее время тему образования в историческом аспекте в исследованиях затрагивают многие ученые. Однако в большинстве работ образование рассматривается отдельно от религиозного мировоззрения. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса влияния христианства на развитие образования в нашей стране в период X — XV вв.
Смена религиозных приоритетов в конце X в. на Руси способствовала объединению древнерусского государства, причем, как отмечают историки, духовное объединение было гораздо крепче политического: «Бережное введение христианства в Киевской Руси было важным условием для собирания большого русского народа <...> Православие — невидимый стержень, без которого русский народ рассыпется и исчезнет, как человеческая пыль». [2, с. 6].
«Первыя школы на Руси учреждаются, говоря словами летописца, «на утверждение веры». Утверждение веры утвердило образование». [1, с. 2]. Действительно, с появлением новой религии возникла потребность в богослужебных книгах и людях, которые умели ими пользоваться и могли бы обучить этому русских людей. Из Константинополя приезжали священнослужители, не только обладавшие духовным опытом, но и бывшие высокообразованными людьми. Помимо перевода богослужебных книг на славянский язык они занимались обучением населения страны грамоте. Первые школы организовывались при приходах, в последствие они получили название «церковно-приходских». Монахами переписывались книги, велись летописи. Самая известная — «Повесть временных лет», написанная Нестором летописцем и датируемая 1113 годом. Тексты летописей не могли не нести отпечатка религиозного мировоззрения, так как их авторами являлись православные монахи, церковно- и священнослужители. Естественно, что описываемые события, их причины и последствия преподносились читателю так, как видел их религиозный человек православного вероисповедания.
Само понятие «образование» помимо непосредственно обучения наукам включает процесс развития и воспитания человека. Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях. В отличие от Европы на Руси главной фигурой в образовании являлось духовное лицо. Первостепенным навыком, которому обучали детей, было чтение богослужебных книг. Первыми книгами, по которым ученики осваивали азбуку, были псалтирь и часослов.
С начала IX в. в племенах восточных славян были свои законы, правила поведения, особая культура, и новая принятая религия, которой стало христианство, по словам И. С. Миропольского: «Вносит в Русь новый закон, — закон самого Бога, общий для всех» [1, с. 2]. Так, заповеди, описанные в Библии, нашли отражение в первом своде законов Русского государства «Русская правда», написанном Ярославом Мудрым. Таким образом, с момента объединения церкви и государства распространение образования стало их совместной деятельностью.
Феноменальным явлением был расцвет русского монашества в Монгольский период.
Несмотря на все бедствия и притеснения, претерпеваемые от монголо-татарских захватчиков русскими людьми, источник их веры никогда не оскудевал. Строились новые храмы, возрождались поруганные святыни, количество монастырей увеличивалось с каждым годом. Некоторые историки причиной такого развития считают привилегии, предоставляемые ханскими ярлыками. Однако митрополит Макарий (Булгаков), автор двенадцатитомного труда по истории России, утверждает, что образованию новых монастырей способствовал естественный путь развития религиозно-христианской жизни русского народа [3]. Вплоть до середины XVIII в. монастыри являлись культурно-просветительскими центрами на Руси.
Надо отметить, что дух воспитания, характер обучения, само устройство школы, утверждение ее на принципах православной веры в XIII в. оставалось неизменным со времен Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. По-прежнему руководство и реализация самого процесса обучения и воспитания принадлежало духовенству. В качестве предметов в школах изучалось чтение, а также иконопись, церковное пение и письмо. Именно в этот период (конец XII—XIII вв.) стала развиваться письменность. Перепиской книг стали заниматься не только духовные лица, но и грамотные миряне. Церковное пение, которое было обязательным предметом, передавалось в основном практическими навыками, хотя уже в то время существовала так называемая крюковая нотация, которая позже будет называться знаменным распевом.
Кроме того, в Монгольскую эпоху продолжало активно развиваться народное творчество, которое выражалось в песнях, сказках, преданиях и передавалось из уст в уста. Появилось множество переводов легенд, сказаний, басен зарубежной литературы, которые были сделаны русскими иноками. К XIII—XIV вв. относятся первые религиозно-художественные произведения русской литературы: «Житие Бориса и Глеба», книга-сборник «Пролог», «Киево-Печерский патерик». Также в этот период появились новые жанры литературы, например «проложные статьи» в киевской письменности.
В XIV в. произошло разделение Владимирской Руси на Западную и Восточную. Юго-Западная часть Руси располагалась в непосредственной близи с иноверными государствами. В связи с этим весьма сильным было влияние Литвы, а затем и Польши на культуру русского народа. Изначально в Польше православная вера никаким образом не притеснялась, однако после прихода к власти Болеслава Храброго, в 1025 г., произошло так называемое «олатинивание» русского народа, которое заключалось в принуждении православных христиан принимать католическую веру. Наиболее активным распространителем католичества в русских землях стал пришедший в 1333 г. к власти король Казимир Великий. Он способствовал учреждению латинских епархий (к XV в. на территории Польши насчитывалось шесть латинских и девять православных епархий). Кроме того, в 1364 г. он основал католическую академию в Кракове, которая имела филиалы во многих частях Литвы и Польши. Несмотря на уже сложившиеся традиции, под таким натиском русские образовательные стандарты стали меняться. Все большее количество русского дворянства на этой территории приняло католичество, и теперь фундамент воспитательного процесса строился на основе католических традиций. Однако те немногие, не изменившие вере предков, организовывали так называемые «Православные братства», внутри которых по-прежнему основополагающей в образовании была православная вера, а точнее, целью образования была защита своей веры. Теперь курс обучения в братствах значительно отличался от церковных школ, существовавших до этого. Помимо пения, чтения и письма вводятся такие предметы, как: латинский и греческий языки, арифметика, риторика, диалектика по примеру латинских школ.
Не менее сложная ситуация наблюдалась и в развитии образования на территории Северо-Восточной Руси. Здесь XV в. считается упадком просвещения. Российский историк XIX в. С. М. Соловьёв считает, что Монгольское иго повергло русский народ в отчаяние и окончательно заглушило проблески просвещения [4]. Об этом свидетельствует отсутствие школ в Новгороде, который издавна считался центром просвещения русских земель. Главным историческим документом данного периода является послание архиепископа Новгородского Геннадия к митрополиту Симону с просьбой благословения на учреждение училища. Также сложность вызвало появление в Новгороде ереси жидовствующих, с которой архипастырю пришлось бороться почти в одиночку. Но, несмотря на затруднительное положение с организацией церковных школ, образование в Новгородской земле не исчезло. Монастыри по-прежнему набирали детей для обучения. Также сохранились школы близ Москвы. Об этом свидетельствуют многочисленные жития святых. Основой воспитания и в монастырях и в школах Северо-Восточной Руси осталась православная вера. Главным отличием русских школ от европейской католической системы образования был упор, сделанный в первую очередь на воспитание нравственности, религиозности и патриотизма у подрастающего поколения.
Таким образом, можно проследить влияние христианства на процесс образования на Руси. Цели и фундаментальные установки образования изменялись в соответствии с эпохой. Иными словами, в первые века христианства на Руси вплоть до начала XVII в. образование было направленно на обучение грамоте, и целью его было понимание богослужебных текстов и участие в самих богослужениях. Русский историк М. П. Погодин назвал христианскую веру источником русского образования [5]. Поэтому образование на Руси нельзя рассматривать в отрыве от христианства.
Литература:
- Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени [Электронный ресурс], 1910. — Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/miropolsky_ocherk-istorii-tserkovno_1910/go,82;fs,1/
- Кара-Мурза С. Возвращение к православию // Наше время. — 2006. — № 20. — ноябрь.— С. 6.
- Булгаков Макарий (митрополит) История русской церкви [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/39220/Bulgakov_Istoriya_russkoy_cerkvi_Tom_7.html
- Соловьёв С. М. Сочинения: в 18 кн. Кн. 2: История России с древнейших времен. Т. 3–4. — Москва: Голос, 1993. — 768 с.
- Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига. — Т. 1. — Москва, 1871. — С. 653.