Учимся общаться через игру (игры для детей раннего дошкольного возраста) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 14.12.2017

Статья просмотрена: 1259 раз

Библиографическое описание:

Филатова, Н. В. Учимся общаться через игру (игры для детей раннего дошкольного возраста) / Н. В. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47151/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, которое не занято сном, кормлением, занятиями, он играет. Она доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: ребенок радуется, когда что-то получается, радуется общению со взрослым. Играя, он познает окружающий мир, в ней он отражает многообразие действительности, окружающей его. Если у ребенка отсутствует опыт игрового общения и совместной игры со сверстником, то это приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом только претендента на красивую игрушку, а не интересного партнера. Вот почему огромное значение для хорошего настроения малышей и их доброжелательного отношения друг к другу имеют совместные игры. Они помогают сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Это не только обогатит малышей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка.

В начале рекомендуются игры только с двумя детьми (игры в парах), причем при непосредственном участии взрослого.

Цель данных игр — это привлечение внимания к сверстнику, формирование понимания того, что другой ребенок такой же, что он может делать то же, что и я. В центре таких игр находится взрослый, который предлагает детям повторить за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваясь ими или совершая их синхронно. [1, с. 50]

Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями.

Эти игры могут начинаться с рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковых поглаживаний. Во время таких игр взрослый может посадить детей к себе на колени лицом друг к другу, сесть с ними на ковер или они могут сидеть на стульчиках. [1, с. 50]

Сначала воспитатель проигрывает всю игру поочередно с каждым ребенком, а затем постепенно передает им часть инициативы.

Примеры таких игр:

“Ладушки” Похлопайте вместе с детьми в ладоши, напевая:

Ладушки, ладушки!

Где были?- У бабушки.

Что ели?- Кашку.

Что пили?- Бражку.

Сели, поели,

Встали, улетели.

Взрослый, взмахивая руками, показывает, как “улетают ладушки”. После того как дети усвоили основные движения, взрослый организовывает игру между детьми.

“Коза рогатая”

Сделав из указательного и среднего пальцев “рога”, взрослый “идет руками” к разным детям, читая стишок.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Глазками хлоп-хлоп.

Ножками топ-топ,

Кто каши не ест,

Молока не пьет-

Забодает, забодает, забодает! С последними словами взрослый щекочет детей.

Когда дети освоятся с такими играми, можно организовывать совместные игры нескольких детей. Такие игры требуют от них большей собранности и самостоятельности, помогают пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие уже с группой сверстников. Эти игры строятся на простых, хорошо знакомых детям движениях. Они приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями ровесника.

Примеры таких игр:

“Сели-встали”

Сели-встали, сели-встали, до земли рукой достали! 2 раза

Ножками потопали, ножками потопали! 2 раза

“Большие ножки шли по дорожке”

Большие ножки шли по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ! [3, с.28]

“Бубен”

Поиграй, (имя ребенка), в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй, поиграй,

Бубен (имя ребенка) передай!

Взрослый произносит текст и дает ребенку бубен. Ребенок стучит по бубну, а все дети хлопают в ладоши. Далее бубен передается следующему ребенку, и игра повторяется, пока все дети не примут в ней участие.

Всегда нужно поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру с другим ребенком, давать детям больше свободы в организуемых ими играх и всячески поощрять их.

Далее хочется отметить пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их можно организовать в любое время, они привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют подражание сверстникам, создают атмосферу близости и общности между малышами, а кроме того, игры с пальцами способствуют развитию мелкой моторики, внимания, воображения, воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Дети просто повторяют движения вслед за взрослым, но так как взрослый постоянно обращает внимание детей на то, как хорошо получаются у них движения, выделяет то одного, то другого ребенка, дети обращают внимание друг на друга и пытаются действовать так же, как сидящий рядом ребенок.

Примеры таких игр:

“Пальчик о пальчик”

Пальчик о пальчик тук да тук. 2 раза

Кулачки сложили, кулачками били. 2 раза

Тук-тук-тук-тук кулачками били.

Пляшут ручки, пляшут красиво,

Посмотрите, что за диво!

Хлопают в ладоши так-так-так! 2 раза

“Где же наши ручки”

Где же, где же наши ручки,

Дети прячут ручки за спиной

Где же наши ручки? 2 раза

Где же, где же наши ножки, (Дети закрывают руками колени.)

Где же, где же наши детки, (Дети закрывают руками свои глазки.)

Где же наши детки?

Вот, вот наши детки, (Дети открывают глазки и хлопают в ладоши.)

Вот наши детки!

“Замок”

На двери висит замок. (Соедините пальцы рук в “замок”.)

Кто открыть его бы смог?

Мы замочком постучали, (Постучите по столу сомкнутые в замок руками.)

Мы замочек повертели, (Круговые движения сомкнутыми руками.)

Мы замочек покрутили…(Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)

И открыли! (Расцепите пальцы.) [4, с. 46]

Развитию совместности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных и построенных на основе сочетания повторяющихся простых движений со словом. Здесь уже помимо синхронности движений присутствует и физический контакт участников. Хороводные игры всегда связаны с праздниками, в них царит веселье. Очень важно, чтобы сам воспитатель был эмоциональным и передавал радостное настроение всем детям. [1, с.52]

Примеры детских хороводов:

“Каравай”

Дети встают в круг. В центр становится водящий (именинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:

Как на (имя ребенка) именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины! (Поднять руки, подняться на цыпочки, показать.)

Вот такой нижины! (Опустить руки, присесть и показать.)

Вот такой ширины! (Развести руки, увеличить хоровод, показать.)

Вот такой ужины! (Свести руки и хоровод к центру, показать.)

Каравай-каравай

Кого любишь — выбирай!

После этого водящий выбирает из круга другого игрока:

“Я люблю, конечно всех,

Только (имя)- больше всех!” и танцует в кругу с ним.

Потом игра продолжается с новым водящим.

“Карусель”

Дети встают в круг, держась за руки. Вместе с воспитателем начинают двигаться по кругу и произносят слова, сопровождая их движениями.

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра.

Дети приседают и отдыхают. Затем снова собираются в “круг” и игра начинается начала. [1, с. 21]

“Раздувайся пузырь”

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают “раздувать пузырь”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки и произносят “ф-ф-ф-ф”. Эти действия повторяются 2–3 раза. При каждом раздувании все “делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился, берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь, и произносят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: ”Лопнул пузырь!”

Все хлопают в ладоши, произносят слово “Хлоп!” и сбегаются в кучку (к центру). После этого игра начинается сначала. [3, с.55]

“Огуречик”

Взрослый предлагает встать в круг, взяться за руки и идти по кругу на слова:

Огуречик, огуречик (Дети идут по кругу приставным шагом, лицом к центру.)

Не ходи на тот конечик, (Ритм убыстряется и все идут топающим шагом.)

Там мышка живет, (Взрослый вносит игрушку-мышку.)

Тебе хвостик отгрызет. (Дети приседают, как будто от него прячутся.) [1, с.22]

Благодаря таким играм у детей обогащается коммуникативный опыт, они учатся выражать свои эмоции, чувствовать состояние другого ребенка.

Далее идут игры с правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, а также согласовывать свои действия с действиями других детей. В таких играх чередуются активные движения и их торможение. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность — сближению и объединению детей.

К таким играм можно отнести:

“Солнышко и дождик”

В руках у воспитателя большой пестрый зонтик, дети собираются вокруг него.

Воспитатель говорит: ”Солнышко светит! Пойдем гулять”.

Дети вместе с ним ходят или бегают. Через некоторое время воспитатель говорит: ” Дождик, прячьтесь скорее под зонтик”. Все дети бегут к нему, становятся под зонтик и ждут, когда дождик перестанет.

Затем он говорит: ”Дождик перестал, снова светит солнышко. Можно идти гулять”,- и дети снова разбегаются. [1, с.67]

”Курочка-хохлатка”

Воспитатель изображает курицу, дети — цыплят. Один ребенок сидит на стульчике, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка — хохлатушка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: ”Ко-ко,

Не ходите далеко”.

Приближаясь к кошке, он говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

”Мишка по лесу гулял”

Мишку сначала изображает воспитатель, а потом эту роль может выполнять ребенок.

Мишка по лесу гулял, (ребенок ходит и имитирует походку мишки.)

Мишка деточек искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку — задремал. (Ребенок садится и закрывает глаза.)

Стали деточки плясать, (Дети начинают подходить к мишке, хлопая в ладошки.)

Стали ножками стучать.

Мишка, мишка вставай, (Мишка открывает глаза и догоняет ребят.)

Наших деток догоняй!

Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками. В ходе таких игр можно прятать игрушки, играть в мяч, собирать и разбирать пирамидки, делать постройки из кубиков, песка и т. д.

Необходимым условием организации всех игр является доброжелательное отношение взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение какого-либо действия, не требуя от них полного повторения и обязательно чаще хвалить их за выполненное действие.

Доброжелательность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчится, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать интонацией, мимикой, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

Литература:

  1. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста. М.,2011
  2. Бодраченко И. В. Игровые досуги для детей. М., 2011
  3. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1–2 лет. М.,2013
  4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1–3 года). М.,2012
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, взрослый, рука, друг, воспитатель, движение, имя ребенка, круг, ножка.


Похожие статьи

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста)

Подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Использование электронных пособий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом

Развивающие игры-аппликации для детей раннего возраста

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста «Говорим с пеленок»

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)

Похожие статьи

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста)

Подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Использование электронных пособий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом

Развивающие игры-аппликации для детей раннего возраста

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста «Говорим с пеленок»

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)

Задать вопрос