Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС / О. В. Станкевич, С. В. Шевченко, Е. Ю. Баркалова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 19.12.2024).



Введение Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменило отношение к содержанию образования, его основным принципам. В соответствии с требованиями стандарта, его основу должен составлять «принцип метапредметности», который способен обеспечить переход от действующей на сегодняшний день практики разделения знаний на предметы к единому выразительному восприятию окружающей действительности, к метадеятельности. Следствием такого перехода стали изменения в подходе к результатам обучения, приоритетными среди них стали метапредметные.

Но, что считать метапредметным результатом? В отечественной педагогической практике понятие «метапредметность» существует достаточно давно, при этом отсутствует его общее толкование. Различное толкование этого понятия можно встретить в разных научных школах.

Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В. Хуторского, Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко, став в дальнейшем одним из основных ориентиров при создании Федеральных государственных образовательных стандартов.

В работах А. В. Хуторского четко прослеживается смысл метапредметности образования. По его мнению, она заключается в том, что основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и человека.

В работах Ю. В. Громыко, метапредметное содержание образования интерпретируется как деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Т. е. «принцип метапредметности» является основой в обучении общим средствам, техникам, способам мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

  1. метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
  2. метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
  3. метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

С внедрением метапредметного подхода в образовании, метапредметные результаты вышли на первое место среди всех результатов обучения.

Так что же понимается под метапредметными результатами в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами? Метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач.

Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены следующие показатели:

  1. самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
  2. самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;
  3. способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  4. реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её решения;
  5. способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги;
  6. владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  7. владение способами создания, применения и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения решений учебных и познавательных задач;
  8. способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  9. способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;
  10. умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;
  11. умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  12. способность к формированию и развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных учебных действий (УУД). Перечень таких действий содержится в особом документе — программе формирования универсальных учебных действий, который является нормативным сопровождением Федеральных государственных образовательных стандартов, являясь их неотъемлемой частью.

Состав основных видов универсальных учебных действий разделен на четыре блока:

  1. личностные — это умение устанавливать учащимися взаимосвязь между целью образовательной деятельности и ее мотивом, действия, направленные на нравственно-этическую оценку усваиваемого материала, в соответствии с социальными и личностными ценностями, способными сформировать личностный моральный выбор;
  2. регулятивные — предлагают целеполагание как постановку образовательной цели, с определением промежуточных задач и их последовательности, составлением плана последовательных действий, прогнозированием результата и уровня усвоения изучаемого материала;
  3. общеучебные — предполагают освоение смыслового чтения, сознательное выстраивание речевого рассуждения в устной и письменной форме, определение и постановку проблемы, самостоятельная разработка алгоритмов деятельности при решении творческих проблем, а также оперирование знаково-символическими средствами;
  4. коммуникативные — предполагают навыки сотрудничества с педагогом и сверстниками, поиск эффективных средств разрешения существующих и зарождающихся конфликтов, поиск и реализация альтернативных способов разрешения конфликтных ситуаций, контроль и коррекция поведения партнера, оценка его действий, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Наравне с описанными выше универсальными учебными действиями, фундаментальным ядром общего образования, а именно его содержания, являются надпредметные универсальные действия. В программе формирования универсальных учебных действий они определены как интеллектуальные действия учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

В рамках изучения конкретного учебного предмета все универсальные учебные действия, образующие фундаментальное ядро содержания образования, занимают первостепенное значение.

Личностные действия сопряжены с личностными результатами изучения предмета, обеспечивая ценностно-смысловую ориентацию обучающихся; регулятивные действия неразрывно связаны с метапредметными результатами, способными обеспечить организацию учебной и внеучебной деятельности; в тоже время, коммуникативные действия требуются на всех уровнях результативности образовательного процесса, ввиду того, что способны обеспечить эффективное взаимодействие его участников.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. метапредметный подход в образовательном процессе, и, как следствие, метапредметные результаты обучения являются основополагающими направлениями профессиональной деятельности педагога;
  2. для достижения эффективных метапредметных результатов обучающихся, существует необходимость формирования и отработки у них системы универсальных учебных действий, перечень которых четко прописан в нормативном документе под названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования», который в свою очередь является неотъемлемой частью Федеральных государственных образовательных стандартов.
  3. с описанием и рекомендациями по формированию универсальных учебных действий у обучающихся можно ознакомиться в другом нормативном документе, в программе формирования универсальных учебных действий.
  4. современный педагог обязан овладеть теоретическими и практическими знаниями особенности метапредметного подхода в образовательном процессе и сформировавшихся мнений в отношении данного направления в отечественной педагогической теории и практике.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Программа развития универсальных ученых действий [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. — Режим доступа: stanart.edu.ru/attachment.aspx?id=127, свободный. — Загл. с экрана.
  2. Вяземский, Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Е. Е. Вяземский. — М.: Просвещение, 2012.
  3. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. — Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681. свободный.
  4. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико¬практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства/Ю. В. Громыко. — Минск: Технопринт, 2000.
  5. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М., 2008.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu. ги/. свободный. — Загл. с экрана.
  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): метапредметный подход, действие, образовательный процесс, познавательная деятельность, программа формирования, учебный предмет, нормативный документ, общее образование, профессиональная деятельность, смысловое чтение.


Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Проблемы образования в условиях введения и реализации ФГОС

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Проблемы образования в условиях введения и реализации ФГОС

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Задать вопрос