Рассмотрено влияние прочтенных литературных произведений на воспитание и становления психолого-личностного портрета студентов и подростков.
Ключевые слова: становление личности, воспитание, литература, педагогика, психология.
Согласно исследованию YouGov, которое провела организация Amnesty International, 50 % опрошенных родителей считают, что книга — лучший способ развить в детях способность к эмпатии. Более половины из них думают: читая литературные произведения, ребёнок учится представлять себя на месте другого. Но в современном мире встал вопрос, а актуально ли сейчас чтение книг и приносит ли оно такие же плоды, а именно уроки жизни, обучение ребенка, подготовка его ко вступлению во взрослую жизнь. Именно этот вопрос побудил нас к написанию статьи по данной тематике.
Давайте разберемся в этом. Например, в своем романе Рэй Брэдбери «451 по Фаренгейту» очень многое предугадал, он с ужасом осознал, что его фантастическая выдумка обернулась реальным кошмаром. «Есть ощущение, что книги умирают», — говорил он в одном из своих последних интервью. Но, проведя исследования, мы все же готовы смело заявить, что книги никогда не утратят свою значимость, ведь они часто бывают толчком к принятию важных решений личности не только детей и подростков, но и людей более зрелого возраста, например студентов. Ведь не даром большинство родителей пытаются с самого детства привить нам любовь к чтению, показывая нам аналогию между жизненными событиями и ситуациями из произведений. А затем данный опыт прослеживается и на школьных уроках литературы, где преподаватели пытаются нам донести, что при прочтении работ тех или иных авторов, как российских, так и зарубежных, мы можем предугадать различные жизненные ситуации и, заранее осмыслив их, найти верный выход.
Мы решили разобраться не абстрактно, а на конкретных примерах. Итак, для начала рассмотрим роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Он занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое популярное, самое крупное художественное произведение, воплотившее в себе массу важных проблемных вопросов, волнующих не только прошлое поколение, но и нынешнее. Проблема влияния воспитания, роль книги, проблема мнимой и истинной любви, проблема верности и другие немаловажные проблемы. На мой взгляд, одной из важных проблем этого произведения является влияние воспитания на формирование личности. Эта проблема актуальна и по сей день, ведь воспитание-это неотъемлемая часть жизни, фундамент, закладывающийся с детства. [3]
Главный герой романа Евгений Онегин — настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствии, не умеющий обращать внимание на чужие интересы, чувства, страдания. Губительное воспитание, полученное в детстве, не дало развиться хорошим задаткам его души. Евгений рос без матери, с легкомысленным отцом, барином-чиновником, не оказывавшим должного внимания сыну. Воспитание определило основные черты характера Онегина. Он сын богатого помещика, его родственники тоже из состоятельных семей. Онегину не нужно трудиться, по словам Пушкина «труд упорный ему тошен». Всё воспитание легло на гувернанток, которые без чопорности относились к шалостям маленького Евгения. Онегин видит, что нет настоящей истиной любви, есть только выгода в отношениях, где каждый притворяется, что любит; нет верной дружбы, да нет и понятия «дружба», а есть только «выгодные» и «невыгодные» отношения. Наблюдая за таким поведением общества с детства, Онегин превращается в такого же бесчувственного, безнравственного, эгоистичного человека. Кто виноват в таком поведении Евгения? Он сам? А может, если копнуть глубже, то это недостача должного воспитания? Губительное воспитание, которое он получил в детстве, убило в нём хорошие черты. Воспитание-фундамент для формирования личности. Человек будет таким, каким его воспитали в детстве: добрым или злым, честными или эгоистичным. Поэтому с рождения необходимо преподносить своим детям уроки добра, честности, верности, любви, чтобы воспитать достойного человека, с открытым сердцем.
Проведя небольшой социальный опрос, мы выяснили, что для людей значит этот роман. Так, например: 1) большинство девушек на примере Татьяны Лариной постигли роль личности в социуме и значение личного мнения, важность правильно уметь расставлять приоритеты (честь выше чувств). Также многие видят в Татьяне образ идеальной женщины, которой хотят стать в будущем, также на ее примере можно просмотреть то, как чтение книг может воспитать внутри человека стержень, делая его духовно высокой личностью.
2) На примере же Евгения Онегина мы можем четко проследить такие жизненные уроки, как: эгоизм порождает одиночество, богатство не есть счастье, что не нужно переоценивать себя, и не пытаться показать всем чувство собственного величия. Несмотря на свои амбиции, каждый должен помнить о том, кто дорог тебе и ставить дружбу и даже любовь выше себя, ведь то, что ты делаешь ради близкого гораздо важнее, нужно думать о последствиях совершаемых тобой поступков и каждый раз при желании кому-либо причинить боль, ставить себя на его место.
Также хотелось бы отметить, что большинство сделали для себя и такие выводы как то, что человеку при любых обстоятельствах нужно быть открытым и не бояться показать свои чувства, не зависимо от того, каким будет исход, ведь нельзя свои душевные переживания держать в себе.
3) Также из произведения некоторые люди сделали для себя весьма не счастливые выводы, например, что любовь есть маленькая смерть, а так же, что человеку всегда рядом нужен человек, без него он пропадет, как пропал Онегин.
В наше время люди редко задумываются о самых простых человеческих качествах, меняют их на фальшивые стереотипы и установки, становясь при этом черствыми, грубыми и злыми. Эту тенденцию подметил известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери. Он стремится заставить людей вновь задуматься о том, что на самом деле важно для нас и отражает это в произведении «Маленький принц». Своей светлой, грустной, но поистине мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, стремился сохранить искру любви в душе каждого, дать надежду измученным людям. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя художественным его осмыслением, отражением души Экзюпери, в которой непосредственно отразились события тех лет. Произведение достаточно простое в чтении и понимании, несмотря на то, что несёт глубокий смысл. Анализируя произведение, мы выявляем положительные и отрицательные стороны человечества. Тщеславие, чёрствость, равнодушие — все эти качества раскрываются в произведении «во всей своей красе». В современном мире мы часто закрываем на это глаза и принимаем эти качества в человеке, как должное. Автор отметил, что важным для взрослых являются лишь собственные дела, деньги и власти, и они настолько увлечены своими заботами, что забывают о том, что происходит вокруг. Дети чаще отмечают в книге положительные стороны и редко акцентируют на отрицательные. Книга знакомит нас с настоящей дружбой, истинной любовью, верностью и преданностью. Всё это задевает душу ребёнка, заставляя его мыслить, делать выводы, различать плохое и хорошее, правильно поступать.
«Мы в ответе за тех кого приручили» — часто мы слышим эту фразу, а ведь эта цитата взята из книги «Маленький принц». [1] Это выражение призывает проявлять больше ответственности как перед своими близкими и любимыми людьми, так и перед своими питомцами.
«У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» — именно эта цитата показывает всю суть современного человека. Мы совсем забыли об истинной дружбе. Каждый человек хочет найти себе друга, рисует в своей голове его идеал, при этом редко задумывается о том, каким другом стал бы он сам.
Мы взрослеем и нам всё труднее найти своё истинное призвание, разобраться чего мы хотим, понять себя. «Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую... И все напрасно.».. — мы гонимся за модой, за тем, чем интересуются все, при этом не задаваясь вопросом, чего мы хотим по — настоящему. Человек часто теряет себя в погоне за остальными, но редко понимает, что это напрасно. [2]
В ходе социального опроса мы выявили влияние на воспитание и становление личности также и других литературных произведений. Для начала рассмотрим несколько выводов, которые можно сделать после прочтения произведений российской литературы предложенных в ходе опроса:
«Мастер и Маргарита». Нужно с головой погружаться в сове дело, несмотря ни на что. Жить нужно сегодняшним днем, здесь и сейчас.
«Война и мир». На примере Андрея Балконского можно проследить за его личностным ростом, что и как влияет на становление личности, а на примере семьи Курагиных можем заметить, что жадность и скупость ни к чему хорошему не приведут.
«Господин из Сан-Франциско». Очень поучительное произведение, заставляющее задуматься о жизненных ценностях и расставлении приоритетов. Автор хочет нам показать, что, гонясь за деньгами, можно «проспать» жизнь и, что богатство не всегда есть счастье.
«Старуха Изергиль». Автор данного произведения пытается нам показать нам жизненные ситуации, приводя сказочные примеры, именно это помогает лучше понять некоторые социальные структуры людям различного возраста. На примере Данко и Ларры можно проследить их полную противоположность, но не менее печальные судьбы. Данное произведение хочет показать нам, что не нужно переходить из крайности в крайность, то бишь не быть слишком добрым или еще хуже, если наоборот. Нужно знать важность себя, найдя середину в балансе добра и зла.
«Собачье сердце». Данное произведение актуально и по сей день, ведь, как нам попытался донести автор, в наше время остается все так же много «Шариковых» и, что не важно кто ты и откуда ты, важно, чтобы внутри тебя оставался человек.
«50 дней до моего самоубийства». Данное произведение показывает не только подросткам, что нет ничего, что нельзя бы было преодолеть, но и то, что родителям стоит больше уделят внимание своим детям и не устраивать показательные ссоры.
Также в ходе социального опроса были подняты и многие другие произведения, такие как: «Мертвые души», «Лолита», «Игрок», «Человек в футляре», «Анна Каренина», «Тарас Бульба», «Гранатовый браслет», «Преступление и наказание» и другие.
Говоря о зарубежной литературе:
«Гарри Потер». В данном произведение раскрыты понятия истинной дружбы, стойкости духа и привязанности к семье.
«Дневник памяти». Морально очень тяжелое произведение, заставляющее нас подумать о существовании настоящее любви, которая не дает сломаться «внутреннему стержню» человека.
«Мартин Иден». Очень мотивирующее произведение, побуждающего нас устроиться на работа, раскрывающее нам важность образования и саморазвития.
«Робинзон Крузо». Можно надеяться только на самого себя.
«Похождение бравого солдата Швейка». Не всегда за красивой обложкой, находится хорошая книга. Так и с человеком.
Также были предложены многие другие произведения, такие как: «Джейн Эйр», «Жизнь взаймы», «Виноваты звезды», «Бойцовский клуб», «Заводной апельсин», «О, дивный новый мир», «Скотный двор» и многие другие.
Вывод: Входе нашего исследования мы не только проанализировали важность литературы в воспитании и становлении личности современного поколения, но открыли для себя новые произведения, изучив которые, сделали для себя новые выводы. Читать никогда не поздно, для каждого возраста найдется своя литература, будь она поучительной или просто с интересным сюжетом, книги помогают нам в системе непрерывного образования.
Литература:
- Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц. Сказка. Пер. с франц. и послесл. Н. Галь. — М.: «Дет. лит»., 1978. — 97 c.
- Урутина Т. М., Максимова Н. Ю. Воспитательный потенциал произведения «Маленький принц» Антуана де Сент- Экзюпери // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1. — С. 119–121. — URL https://moluch.ru/archive/102/23179/ (дата обращения: 11.12.2017).
- Евгений Онегин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://royallib.com/book/pushkin_aleksandr/evgeniy_onegin.html