Данная статья затрагивает тему основ территориального общественного самоуправления, порядок организации и деятельности ТОС, установленных в уставе и нормативных правовых актах муниципального образования. Основное внимание в работе автор акцентирует на рассмотрении Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ (ред. от 05.12.2017 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах муниципальных образований основы территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова: Конституция РФ, нормативные правовые акты, дать понятие ТОС, разъяснить основы ТОС.
Актуальность: Исследования основ территориального общественного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации ст.131, Федеральном Законе от 06.10.2003 года № 131 ФЗ (ред. от 05.12.2017 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах муниципальных образований [1]; [2].
Затрагивается тема решений конкретных вопросов непосредственно обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (вопросы местного значения), решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Если подробно рассмотреть понятие ТОС, то в соответствии со ст.27 № 131 ФЗ, является одной из форм самоорганизации граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения на части территории поселения. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и (или) уставом муниципального образования также определяются порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых для этого средств из местного бюджета.
Согласно ч. 9 ст. 27 № 131 ФЗ можно выделить следующее:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
ТОС выделяет пять основных направлений деятельности в соответствии с которыми они будут формировать программу (план) деятельности, а также делать анализ для получения результатов.
- Хозяйственная сфера. Данная сфера направлена на:
– Содействие жилищно-коммунальным службам по эксплуатации жилищного фонда, благоустройству территории, общественный контроль за качеством выполнения необходимых услуг;
– Создание (или участие в создании) на своей территории хозяйствующих субъектов различных форм собственности (кооперативов, акционерных обществ и пр.);
– Содействие созданию организаций для оказания услуг населению;
– Сохранение, содержание и ремонт жилищного фонда, поддержание частоты, порядка на территории ТОС, вывоз мусора;
– Участие в осуществлении мер санитарной, эпидемиологической, экологической и пожарной безопасности и т. д.
- Полномочия органов территориального общественного самоуправления в финансово-экономической сфере определены так:
– Привлечение на добровольной основе средств населения и организаций, создание фондов местной инициативы, касс взаимопомощи и пр.;
– Принятие на свой баланс имущества, созданного за счет средств и трудового участия населения;
– Осуществление предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит целям, ради которых создан орган ТОС;
3. Направление деятельности ТОС в социально-культурной сфере отражает:
– Содействие органам социальной защиты в выявлении и оказании адресной помощи ветеранам, инвалидам, пенсионерам, малообеспеченным и многодетным семьям;
– Организация культурно-просветительной, спортивно-массовой работы среди жителей соответствующей территории;
– Организация клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков;
– Ведение воспитательной работы среди детей и подростков, оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
– Оказание помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;
– Охрана памятников истории и культуры;
– Участие в поддержании общественного порядка вместе с правоохранительными органами;
– содействие правоохранительным органам по профилактике правонарушений в жилых массивах;
– Содействие в организации досуга детей и молодежи;
– Участие в проведении выборов всех уровней.
4.Направление деятельности органов ТОС в информационной сфере заключается в следующем:
– информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии органа ТОС;
– проведение опросов общественного мнения жителей соответствующей территории по вопросам, затрагивающим их интересы;
5. Направления деятельности ТОС в организационной сфере:
– Созыв собраний (сходов), конференций граждан для рассмотрения вопросов местного значения;
– Объединение в ассоциации органов ТОС;
– Участие с правом совещательного голоса в заседаниях местной территориальной администрации по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории;
– Выступление по просьбам и поручениям граждан, проживающим на территории деятельности органа ТОС в качестве их представителей в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан;
– Содействие созданию и деятельности клубов избирателей;
– Создание и использование своей символики, отражающей местные традиции;
– Разработка планов и программ развития соответствующей территории, создание условий для их реализации, представление этих программа органам местного самоуправления.
Если говорить о данных направлениях, то они неограниченны, это не значит, что их необходимо осуществить полностью, но разделить на ряд направлений нужно.
Рассмотрим пример нормативного правового акта на одном субъекте РФ г. Тюмени «О ПОЛОЖЕНИИ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ (с изменениями на: 29.10.2015)»
Данное Положение имеет, свои границы, территорию, численность, порядок и условия выделения денежных средств для г. Тюмени, органы ТОС, порядок регистрации устава и т. п.
Исследуя данную тему, я пришла к следующему выводу:
Основы ТОС необходимы населению для решения многих вопросов, которые должны подниматься населением, такие как:
- Отчет о плане, выполняемых работ.
- Внести поправку в нормативный правовой акт «О ПОЛОЖЕНИИ ОТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ВГОРОДЕ ТЮМЕНИ (с изменениями на: 2017–2018 годы)».
- Сократить срок регистрации устава ТОС не позднее 15 календарных дней со дня предоставления документов.
Таким образом проведенное исследование обладает достаточными основами ТОС в сфере реализаций по вышеперечисленным направления и не только, более того данная сферы и основы широки, поэтому необходимо исследовать.
Литература:
- Федеральный Закон от 06.10.2003 года № 131 ФЗ (ред. от 05.12.2017 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ∕ ∕ http: ∕ ∕ www.consultant.ru ∕ ∕
- Конституция Российской Федерации ∕ ∕ http: ∕ ∕ www.consultant.ru ∕ ∕
- «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Тюмени (с изменениями на: 29.10.2015)» ∕ ∕ http: ∕ ∕ www.consultant.ru ∕ ∕
- Федеральном Законе от 06.10.2003 года № 131 ФЗ (ред. от 05.12.2017 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ∕ ∕ http: ∕ ∕ www.consultant.ru ∕ ∕
- http://www.tyumen-city.ru/informacii/territorialynoe-obsestvennoe-samoupravlenie-v-tumeni/