Воспитателям доверено, действительно ни много ни мало — будущее нашей страны — дети. Человек становится личностью, когда обретает не только новые навыки, но и возможность реализовать свои природные задатки, т. е. одной из главных целей воспитания дошкольника старшего возраста является развитие интеллекта. Ведь хороший интеллект — решающее условие успешного обучения в школе. Но если упустить момент и не подтолкнуть дошкольника к раскрытию природных способностей, то их задатки позже уже невозможно развернуть в полную силу.
Одним из направлений формирования интеллектуального потенциала дошкольников является логико-математическое развитие. Это детская деятельность, направленная на поиск решений в проблемных ситуациях, игры и игровые упражнения, творческие задачи, ситуации поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.
Так, А. В. Белошистая, под математическим развитием понимает целенаправленную методическую работу над формированием и развитием основных свойств и качеств математического мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня. А это, по ее мнению, приведет к реальному осуществлению непрерывности математического образования, его преемственности и повышению качества математической подготовки ребенка дошкольного возраста. [1, с.27–28]
Особое место в науке, культуре и общественной жизни занимает математика, она является одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Математические знания необходимы любому человеку вне зависимости от того, в какой сфере деятельности он будет занят в дальнейшем. Поэтому изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности, в том числе к логическому мышлению.
А. В. Белошистая утверждает, что математические способности относятся к познавательным и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами: сенсорными и интеллектуальными. [1, с.32]
Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные — обусловливают его осмысление. В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей — мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых. [2, с.67] В концепции Белошистой А. В. целью математического образования ребенка в системе дошкольного обучения является не накопление математических знаний и умений, а математическое развитие ребенка.
Познавательные способности, как и всякие другие, необходимо развивать, вырабатывая в дошкольнике определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно. Отыскивать неординарные многогранные решения. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
С учетом цели и задач Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) актуальна модернизация математического образования на всех уровнях с обеспечением их преемственности исходя из потребностей современного мира.Следовательно, необходимо создание такой единой системы воспитания и образования подрастающего поколения, которая предусматривает неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев этой системы, в данном случае в детском саду и школе.
Преемственность — это не что иное, как опора на пройденное использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного, но на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего.
Для организации математического образования в старших группах ДОУ с учетом Концепции развития математического образования необходимо выполнение следующих условий:
‒ организация и использование развивающей предметно-пространственной среды для развития математического образовательного процесса дошкольников, в том числе ИКТ;
‒ учет современных требований к отбору содержания средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие математических представлений и способностей у детей старшего дошкольного возраста;
‒ учет индивидуальных психологических особенностей детей и их интеллектуальных возможностей;
‒ организация развития математических способностей в самостоятельной деятельности воспитанников в режимные моменты;
‒ организация таких форм работы, как кружковая и проектная деятельность;
‒ постоянное взаимодействие с родителями.
Исходя из практического опыта, предлагается применение комплексного подхода к образовательной деятельности дошкольников.
Таким образом, педагог планирует образовательную деятельность, предусматривая ежедневное решение математического развития в различных формах организации детей: непосредственная образовательная деятельность, организованная образовательная деятельность и дополнительная образовательная деятельность в ДОУ.
Фундаментом для всех форм организации детской деятельности, конечно, служит игра. Ведь еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
Положительно зарекомендовали себя в развитии математических способностей и формировании начальных форм интеллекта дидактические игры.
Как говорил Б. П. Никитин: «игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер».
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Занимательные игры развивают у дошкольников большой интерес и позволяют соединить один из главных принципов обучения «от простого к сложному» с важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям». С увлечением дети могут упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу или замыслу. Каждая из игр решает определенную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных) представлений детей.
Наилучшие результаты для достижения поставленных целей, позволяет добиться использование дидактических игр и задач на смекалку, задач-шуток, головоломок, ребусов. Идея развивающего обучения
Высокую результативность в формировании начальных математических представлений и интеллектуальном развитии дошкольников показали следующие игры:
Игра «Сложи узор» (Б.П.Никитина)
Развивает способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Игра «Логические блоки Дьенеша»
Знакомит детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивает логическое мышление, пространственные представления, познавательные процессы, мыслительные операции, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью. Воспитывает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
«Цветные счетные палочки Кюизенера»
Учит делить целое на части. Развивает у детей представления о числе на основе счета и измерения, подводит вплотную к сложению и вычитанию чисел, к осознанию отношений больше — меньше. Формирует логическое мышление, пространственные представления. Воспитывает самостоятельность, инициативу.
Игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино»,
«Головоломка Пифагора», «Монгольская игра».
Способствуют формированию символической функции сознания.
Развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, творческое воображение и сенсорные способности.
Игра «Кубики для всех» (Б.П.Никитина)
Учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Развивающая игра «Уникуб»(Б.П.Никитина)
Вводит ребенка в мир трехмерного пространства. Развивает логическое, аналитическое мышление, способность к решению поисковых задач, развивает память и внимание, повышает умственный потенциал ребёнка. Играя, ребенок учится понимать чертеж.
Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет:
использовать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку;
достигать результативность и чувство успешности у детей с разными возможностями;
обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;
получить базовый математический опыт, необходимый для дальнейшего обучения в школе;
освоить математические представления с помощью развивающих игр;
использовать игры и задания разной сложности, в том числе для одаренных детей.
Кружковая работа это организованная взрослым игровая деятельность, что позволяет создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления. Ориентируясь, на индивидуальные особенности дошкольника, учитывая уровень его умственного и нравственно — волевого развития, проявления активности, не стоит перегружать ребенка, снижая любопытство и интерес к последующему познанию. Еще В. А. Сухомлинский писал «…не обрушивайте на ребенка лавину знаний… — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз вернуться к тому, что он узнал».
Перечисленные в статье подходы к интеллектуальному развитию дошкольников нашли широкое применение в разных странах, но в дошкольных учреждениях России используются не в полном объеме. Основной причиной является недостаточность соответствующей методической литературы.
По моему мнению, одним из главных направлений модернизации математического образования, применительно к дошкольникам, должно стать широкое распространение и применение дидактических, развивающих методик и разработок.
Богатый педагогический опыт помогает мне не только осознавать и анализировать результаты работы, но и чувствовать необходимость его совершенствования в соответствии с обогащением науки и практики новыми теориями и методическими разработками
Литература:
- Петрова В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. Каз.федер.ун-т. — Казань, 2013. — 203c.
- Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с.
- Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», — 2005.-392с.
- Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2008.- 384с.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.—160 с.