Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 14.12.2017

Статья просмотрена: 793 раза

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками / В. В. Завражнов, О. А. Сычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47202/ (дата обращения: 16.11.2024).



С поступлением ребенка в общеобразовательную школу основным социализирующим фактором становится овладение навыками учебной деятельности. Одновременно с этим процессом младший школьник включается в процесс межличностных отношений. Данные отношения складываются со сверстниками и учителем. На протяжении всего обучения в младших классах динамика взаимоотношений с одноклассниками и учителем меняется. На начальном этапе обучения главную роль для учеников играет учитель, а в 3 и 4 классах — сверстники. Соответственно, адекватное, планомерное развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте является необходимым социализирующим фактором.

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие авторы Б. С. Волков, М. В. Гамезо,

Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева, Я. Л. Коломинский, Т. Д. Марцинковская, Н. В. Самоукина Н. Е. Щуркова и др. По мнению многих авторов, нарушения в сфере межличностных отношений могут повлечь за собой серьезные нарушения в личностном развитии.

На основе изучения литературы, посвященной проблеме формирования межличностных отношений младших школьников, была составлена программа исследования особенностей формирования межличностных отношений младших школьников со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Опытно-экспериментальной базой исследования стало МБОУ СОШ г. Кстово Нижегородской области. В число испытуемых вошли обучающиеся 2 «Б» класса в количестве 20 человек (из них 7 мальчиков и 13 девочек). Возраст испытуемых 7–8 лет.

Для изучения особенностей формирования межличностных отношений младших школьников со сверстниками были использованы следующие методики: социометрическая методика «Капитан корабля» Е. О. Смирновой [3]; методика «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда [4].

Подбор методик для исследования осуществлялся на основе следующих критериев: соответствие методик возрастным особенностям испытуемых; возможность получения информации о различных аспектах межличностных отношений испытуемых; надежность методик и простота обработки результатов.

Социометрическая методика «Капитан корабля» Е. О. Смирновой направлена на выявление предпочитаемых и непредпочитаемых детей в классном коллективе. Испытуемым предлагается выбрать нескольких сверстников для далекого путешествия на корабле. На основании ответов можно сделать вывод о распределении статусов группе младших школьников.

Анализ результатов исследования в обследуемой группе показал, что индекс групповой сплоченности сравнительно низкий — 26 %. Большинство испытуемых 9 человек (что составляет 45 % от выборки) имеют статус «принятых». Эти дети не имеют заметного влияния в классе. Они не стремятся отстаивать свою точку зрения в споре и попадают под влияние более активных сверстников. 2 младших школьников (что составляет 10 % от выборки) — попали в число «предпочитаемых». Они получили наибольшее число выборов и, по отзывам классного руководителя, эти дети обладают качествами лидеров. 6 испытуемых (что составляет 30 % от выборки) попали в число «отвергаемых». Эти дети не пользуются уважением со стороны одноклассников, часто становятся объектом насмешек. 3 испытуемых (15 % от общей численности класса) получили в ходе диагностики статус «изолированных». Большую часть времени эти дети проводят в одиночестве, так как одноклассники отказываются общаться с ними.

В целом исследование показало, что 45 % испытуемых имеют неблагоприятные социальные статусы «отвергаемые» и «изолированные». Также было выявлено 10 % детей предпочитаемых для общения. Следовательно, по результатам социометрической методики «Капитан корабля» можно сделать вывод о несформированности межличностных отношений младших школьников со сверстниками во 2»Б» классе.

Методика «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда направлена на выявление сознательного и неосознаваемого отношения человека как к значимым людям, так и к самому себе. В основу методики заложена концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной структуре психики, также использовались представления А. Н. Леонтьева о чувственно-смысловых образах личности. Испытуемым предлагают расположить цвета в порядке значимости к предложенным понятиям. Далее результаты подвергаются качественной и количественной обработке. Анализ результатов исследования показал, что значительная часть испытуемых — 9 младших школьников (что составляет 45 % от выборки) отрицательно относятся к одноклассникам. Умеренно-положительное отношение к одноклассникам было выявлено у 7 испытуемых (что составляет 35 % от выборки). 4 испытуемых обследуемой группы (20 % от общего числа) характеризуются положительным отношением к сверстникам.

При исследовании отношения к школе в целом большинство испытуемых продемонстрировали положительное (30 %) и умеренно-положительное (55 %) отношение. 3 испытуемых (15 % от выборки) характеризуются отрицательным отношением к школе. Следовательно, проблемы в межличностных отношениях со сверстниками обусловлены по большей части личностными особенностями младших школьников, а не являются следствием незавершенности адаптации к школе.

В целом исследование по методике «Цветовой тест отношений»

А. М. Эткинда показало, что проблемы в формировании межличностных отношений обусловлены настроем испытуемых по отношению друг к другу. Отрицательное отношение к сверстникам наблюдается у 45 % испытуемых.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у младших школьников имеются проблемы в формировании межличностных отношений. Значительное число испытуемых — 45 % имеют неблагоприятный социальный статус. Исследование показало, что у значительной части испытуемых– более 40 % наблюдается отрицательное отношение к одноклассникам. На основании этого можно сделать вывод о необходимости оказания психолого-педагогической помощи детям данной группы в формировании межличностных отношений со сверстниками.

На основании полученных результатов нами разработана программа психолого-педагогической помощи по формированию межличностных отношений младших школьников со сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Цель программы: оказание помощи младшим школьникам в формировании межличностных отношений со сверстниками.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: помощь в развитии коммуникативных навыков, повышение самооценки; обучение младших школьников умению управлять собой в сложных ситуациях; снижение уровня конфликтности у учащихся, развитие социальных эмоций.

Основой для разработки программы послужили методические рекомендации Н. В. Клюевой, Р. В. Касаткиной [1] и Р. В. Овчаровой [2].

Программа состоит из 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 40–45 минут. Программа включает 3 этапа:

1 этап (ориентировочный). Его целью является — эмоциональное объединение участников группы, снятие напряжения, сплочение группы, самоопределение и самопознание участников. 2 этап (развивающий). Данный этап нацелен на коррекцию отклонений в поведении, формирование контактов ребенка со сверстниками, развитие коммуникативных навыков. 3 этап (закрепляющий). Целью закрепляющего этапа является — подведение итогов групповой работы, упражнения закрепляющего характера.

После каждого упражнения проводятся обсуждения, участники делятся впечатлениями. Каждое занятие начинается с приветствия, на котором участники читают стихотворение, произнося по одному слову каждый.

Таким образом, с поступлением ребенка в общеобразовательную школу основным социализирующим фактором становится овладение навыками учебной деятельности. Одновременно с этим процессом младший школьник включается в процесс межличностных отношений. Данные отношения складываются со сверстниками и учителем. На протяжении всего обучения в младших классах динамика взаимоотношений с одноклассниками и учителем меняется. По мнению многих авторов, нарушения в сфере межличностных отношений могут повлечь за собой серьезные нарушения в личностном развитии. На основе изучения литературы, посвященной проблеме формирования межличностных отношений младших школьников, была составлена программа исследования особенностей формирования межличностных отношений младших школьников со сверстниками в условиях общеобразовательной школы. Проведенное исследование показало, что у младших школьников имеются проблемы в формировании межличностных отношений. Значительное число испытуемых — 45 % имеют неблагоприятный социальный статус. Исследование показало, что у значительной части испытуемых– более 40 % наблюдается отрицательное отношение к одноклассникам. На основании полученных результатов нами разработана программа психолого-педагогической помощи по формированию межличностных отношений младших школьников со сверстниками в условиях общеобразовательной школы. Целью программы является — оказание помощи младшим школьникам в формировании межличностных отношений со сверстниками. Программа состоит из 11 занятий, распределенных на 3 этапа.

Литература:

  1. Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева Ярославль, Академия развития, 1996. — 237 с.
  2. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова — М.: «Просвещение», 2011. — 248 с.
  3. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
  4. Суркова, Е. Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. Г. Суркова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, общеобразовательная школа, сверстник, школьник, отрицательное отношение, значительная часть испытуемых, испытуемый, программа, психолого-педагогическая помощь, формирование.


Похожие статьи

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос