Качественное определение анионов в почве на внеурочных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 15.12.2017

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Назаров, Б. О. Качественное определение анионов в почве на внеурочных занятиях / Б. О. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 237-238. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47209/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время в школе мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как низкий интерес учеников к тому или иному предмету. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа по химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Я остановился на данной теме, так как считаю, что очень важно знать, чем обогащена наша почва. Химические опыты, приведенные в моей работе, помогут учащимся хорошо усвоить учебный материал, приобрести умения и навыки.

Практическая работа.

Опыт 1. Качественное определение содержания карбонат-ионов впочвенном образце.

Цель: провести качественные реакции на наличие содержания карбонат -ионов в почве.

Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, 10- % раствор соляной кислоты –HCl.

Последовательность выполнения опыта.

  1. Приготовление водной вытяжки.
  2. Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
  3. Небольшое количество сухой почвы поместите в фарфоровую чашку и прилейте пипеткой несколько капель 10 % раствора соляной кислоты.

Выводы по результатам практической работы:

Если почва соли угольной кислоты, то наблюдается характерное «шипение» — выделение при реакции оксида углерода (IV). По интенсивности выделения газа судят о более или менее значительном содержании карбонатов в почве.

Опыт 2. Качественное определение содержания хлорид –ионов.

Цель: провести качественные реакции на наличие содержания хлорид-ионов в почве.

Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, 10- % раствор азотной кислоты -HNO₃.

Последовательность выполнения опыта

  1. Приготовление водной вытяжки.
  2. Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
  3. В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки и добавьте в неё несколько капель 10 % раствора азотной кислоты и с помощью пипетки 1–2 капли 0,1 н раствора нитрата серебра.

Выводы по результатам практической работы:

При наличии хлорид-ионов в почвенной вытяжке в количестве десятых долей процента и более происходит образование белого хлопьевидного осадка. При содержании хлорид-ионов в количестве сотых и тысячных долей процента осадка не выпадает, но раствор мутнеет.

Опыт 3. Качественное определение содержания сульфат-ионов.

Цель: провести качественные реакции на наличие содержания сульфат-ионов в почве.

Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, соляная кислота(конц),20- % хлорид бария-BaCl.

Последовательность выполнения опыта.

  1. Приготовление водной вытяжки.
  2. Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
  3. В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки, добавьте в неё несколько капель концентрированной соляной кислоты и с помощью пипетки прилейте 3–3 мл 20 % раствора хлорида бария.

Выводы по результатам практической работы:

При наличии сульфатов в водной вытяжке в количестве нескольких десятых процента и более происходит выпадение белого мелкокристаллического осадка. Сотые и тысячные доли процента сульфатов в растворе определяются помутнением раствора.

Опыт 4. Качественное определение нитрат— ионов.

Цель: провести качественные реакции на наличие содержания нитрат-ионов в почве.

Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, соляная кислота, раствор дифениламина — (С6Н5)2NН.

Последовательность выполнения опыта.

  1. Приготовление водной вытяжки.
  2. Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
  3. В пробирку налейте 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы и по каплям прибавьте раствор дифениламина в серной кислоте.

Выводы по результатам практической работы:

При наличии нитратов раствор окрашивается в синий цвет.

Литература:

  1. Иванова, М. А. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учебное пособие / М. А. Иванова. — М.: ИЦ РИОР, 2013. — 289 c.
  2. Александрова, Э. А. Аналитическая химия. Теоретические основы и лабораторный практикум. В 2-х кн. Кн. 1. Химические методы анализа / Э. А. Александрова. — М.: Колосс, 2011. — 549 c.
  3. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987,-240с.
Основные термины (генерируются автоматически): водная вытяжка, практическая работа, дистиллированная вода, последовательность выполнения опыта, проба почвы, соляная кислота, солянокислая вытяжка, почва, приготовление, азотная кислота.


Задать вопрос