Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от отчего порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
О. Емельянова
Патриотизм — это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти чувства необходимо прививать каждому ребенку еще с детства, когда закладываются много ценностные основы отношения к окружающему миру.
Гордость за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев нашей страны — это и есть патриотизм. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте нам необходимо сформировать представление о подвигах нашего народа, гордость за Россию.
Патриотизм у ребенка начинается с отношения к семье: матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке. Это и есть корни, которые связываю ребенка с родным домом. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое нашей с вами страны.
В каждой семье, есть свои бесценные реликвии, семейные альбомы с фотографиями танкистов, летчиков, моряков, пограничников, их медали и ордена, шинель, похвальна грамота или знак отличия. Только вглядываясь в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.
Не нужно забывать и о традициях и праздниках русского народа. Необходимо широкое включение материала, связанного с освещением традиций и проведением праздников, не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Организовать эту работу можно посредством:
‒ создания центра народных традиций, фольклорного уголка;
‒ повседневного общения с детьми о жизни предков, их культуре в сочетании с музыкой и рассматриванием народных игрушек, показа фото и видеоматериалов по теме;
‒ совместной деятельности педагогов, детей и родителей — сбор информации о жизни славян, их укладе, посещение музеев, выставок творчества своего края;
‒ самостоятельной деятельности детей в уголках народных традиций;
‒ культурно-досуговой деятельности и познавательных развлечений.
Не маловажную роль необходимо уделять экологическому воспитанию детей, бережному отношению к природе. К огромному сожалению современный человек позабыл о ценностях окружающей среды. Люди порвали эту тонкую связь с природой. Занятые материальным благополучием и карьерным ростом, они все больше и больше отдаляются от нее. В условиях детского сада можно создать для детей и взрослых хорошую эколого-развивающую среду. Посадка дружным коллективом педагогов, родителей и детей плодовых деревьев, цветов, огородов, кустарников — будет хорошим примером для окружающих. Групповой уголок природы дополнит картину природного окружения ребенка. Все эти мероприятия помогут сформировать в детях экологическую культуру.
В формировании нравственно-патриотических чувств, роль семьи, является главной. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение социальными знаниями и адаптация ребенка к окружаемому обществу. Главная функция семьи — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа.
Проблема современных семей выражается в трудностях семейного воспитания, ослаблении внимая к духовным ценностям. Родители плохо осознают их роль, тем самым снижают социальную установку на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряжённость в семье, негативно сказывается на развитие детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности чаще доминируют над духовными, поэтому у ребенка неправильно формируется представление о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме.
Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств для педагога процесс очень трудоемкий. Одной из главных задач педагога является оказание помощи семье в возникших вопросах о нравственно-патриотическом воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в воспитании.
Существует множество методов и приемов организации детей по данной теме:
‒ игра;
‒ традиционные методы народной педагогики;
‒ день открытых дверей;
‒ создание патриотического музея;
‒ посещение памятных мест;
‒ включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность;
‒ совместная деятельность детей, родителей и педагогов, коллективная работа.
Продуктом деятельности педагога могут являться следующие мероприятия:
‒ игры «Благодарное сердце», «Верные друзья», «Помощь друга»;
‒ чтение стихов «Я о маме позабочусь», «Мой добрый дом»;
‒ чтение сказок «Как Миша стал моряком», «Как пчелки трудятся»;
‒ выставка детского творчества «Моя страна»;
‒ выставка рисунков «Когда мои родители были маленькими»;
‒ выставка семейных фотографий «Моя дружная семья»;
‒ конкурс детского рисунка «Герои нашей страны»;
‒ конкурс рисунка на асфальте «Наша огромная земля»;
‒ музыкальное развлечение «День матери»;
‒ музыкальная шкатулка «Песни о войне»;
‒ музыкальный праздник для пап и дедушек «С праздником защитники отечества»;
‒ праздничный концерт «День Победы» и т. д.
‒ беседы о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Дети — это наше будущее, а будущее будет таким, каким мы его сами сделаем!
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем обозначены воспитанием душ, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев)
Литература:
- Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-72 С.
- Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Проект «Живая память России». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013.-96 с.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.-2 изд.-М.: Армита, 2011.-112с.
- Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 96 с.
- Организация нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Do Diplom. http://dodiplom.ru/ready/103527